Это возможность увидеть и понять, как и откуда появились те или иные сценарии поведения в нашей жизни, или возможность понять, какие манипуляции и почему срабатывают именно с нами. В общем, знание и умение полезное. Однако редко мы задумываемся о том, что бытие ребенком — это достаточно длинный промежуток времени, который, в том числе, включает и подростковый возраст.
У подростков достаточно странный статус. Все твердят, что это возраст переходный, сложный. Все родители знают, что к нему нужно готовиться заранее. Да, собственно, и сами дети что-то где-то слышали или смотрели и предвкушают будущие проблемы и переживания.
По факту, все не всегда совсем уж плохо. Но гиперболизация проблем, связанных с процессом взросления, имеет ряд последствий. Сюда же можно добавить и то, что взросление в нашей стране имеет еще и ряд особенностей, связанных с системой образования, менталитетом, сложными историческими процессами, во время протекания которых взрослели родители подростков.
На самом деле здесь можно перечислить все и сразу, причем из абсолютно разных направлений и сфер. И это скорее вопрос отдельных размышлений. Сейчас же хотелось бы вернуться к тому аспекту, который обозначен в названии публикации: как найти внутреннего подростка и нужно ли его искать вообще.
Поскольку подростковые проблемы очень часто остаются нерешенными в тот период, когда для них самое время, эти нерешенности преследуют — или хотя бы влияют на жизнь — уже взрослого человека.
В разных психологических теориях личности подростковому возрасту отводят разные функции.
У Эрика Эриксона это работа с идентичностью, самоопределение «Я». Причем все это происходит через проекцию расплывчатого образа своего Эго на других людей и наблюдение за собственным «отражением». Эриксон выделяет на эти процессы большой промежуток взросления — 11−20 лет, где подростковый кризис лишь часть сложного целого.
У Д. Б. Эльконина подросток занят развитием навыков коммуникации со сверстниками, освоением правил и норм поведения в обществе. Но Даниил Борисович делит подростничество на два промежутка: младший (12−15 лет) и старший (15−17 лет). И старший подросток сосредоточен уже на профессиональном становлении, при этом испытывает напряженное состояние в связи с окончанием подросткового возраста и детства как такового и вступлением во взрослую жизнь.
Можно привести еще множество концепций. И все они подчеркивают важность поиска смыслов во взрослении для подростка. Этот период — важный момент психологической сепарации детей от родителей. Момент, когда укрепляется самоуважение, самооценка находит свою точку адекватности. Это момент, когда все, что было «наработано и нажито» ребенком, весь его жизненный опыт, должно структурироваться, найти свою гармонию, определить свою систему координат.
В идеале, это не период, когда ребенок строит себя из руин или собирает пазл из несовместимых кусочков. Хотя часто бывает и такое. Подросток должен изучать себя, взаимодействуя с миром вокруг. Важно уважать этот поиск, а не тормозить, высмеивать, «затыкать». Важно понимать, что психика подростка, как правило, уже достаточно сформирована. Подросток может и должен обладать собственным мнением, интересами, представлениями.
К чему приводят нерешенные проблемы подросткового возраста? Возможны разные последствия.
- Неправильный выбор выхода из ситуации развития «Я» чреват отсутствием инициативы, уверенности в себе, независимости, адекватной самооценки — в общем, самыми разными вариантами неврозов. И со всем этим придется жить в будущем уже повзрослевшему бывшему подростку.
Однако все не так печально. Потому что нерешенные проблемы просто нужно решить. Поэтому найдите в себе подростка: посмотрите сериал про школьников (хотя бы одну серию), послушайте музыку своих школьных лет (по ассоциации сразу вспоминаются памятные события), напишите письмо себе в прошлое и будущее (такое упражнение позволяет преодолеть иллюзию собственной вечной молодости). Важно показать себе, как многого вы достигли, но и как много дал вам тот период жизни.
Можно обратиться к специалисту-психологу, а не стараться преодолеть океан самостоятельно или изобрести велосипед там, где есть наработанный десятилетиями опыт преодоления подобных проблем.
Найдите своего подростка и подружитесь с ним. Это замечательная сторона вашей личности, неотделимый опыт вашей жизни, это источник вдохновения и ресурс для личностного роста.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...