Характеристики семей:
- Избыточное пуританство, переходящее в лицемерное ханжество.
- Требование совершенства во всем.
- Какой-то «грязный» секрет («страшная тайна»), вина за который переходит из поколения в поколение.
- Родители страдают комплексом неполноценности, не могут принять комплименты или похвалу, держат себя подчеркнуто вежливо, гиперконформно, заискивающе.
- Родители имеют садистические черты, и наблюдение за собственным ребенком, мучающимся от стыда, приносит им удовлетворение.
- Во многих поколениях у всех родственников огромная потребность «быть нужным», желание «услужить» и «понравиться», поиск одобрения у «сильных мира сего».
- Среди членов семьи нет успешных, свободных, самодостаточных людей; в основном, средний уровень достатка и социального признания.
Последствия для детей:
- проницаемые границы, неумение постоять за себя;
- размытость образа Я, непонимание своих желаний и предпочтений;
- часто становятся жертвами физического и сексуального насилия;
- «комплекс неудачника»;
- трудоголизм, когда человек постоянно усердно трудится и не может, «не имеет права» расслабиться;
- разочарование в жизни, в людях и в самом себе;
- неверие в возможность личного счастья — стыдящийся не может представить себе, что кто-то другой может достаточно ценить его, чтобы остаться с ним навсегда;
- нехватка витальности (быстрая астенизация, преждевременное старение, бледность эмоциональных откликов на объективно значимые события);
- блокирование проявлений естественности (зажатость, избыточная жестикуляция, запинки в речи, вегетативные корреляты — покраснение щёк и ушей, потливость, тремор пальцев);
- несут эстафету «семейного стыда» в следующие поколения.
Избавление от хронического стыда:
- Ребенок может приобрести собственное достоинство, только отвергнув родительский стыд, разотождествившись с ними; однако это может быть за пределами его возможностей (требуется работа с психотерапевтом).
- Всякий раз, вновь испытав чувство стыда, надо проанализировать: были ли сказанные вами слова или ваши действия ошибочными? Если «да», то запомните этот урок и больше не ошибайтесь в данной ситуации; если «нет» — то это навязанное вам чувство. Кем? Зачем? (Записать).
- Кто-то стыдит вас, ожидая увидеть ваше смущение и вызвать внутреннюю боль — что он от этого получит? Важен ли вам этот человек? Зависите ли вы от него? Как эту зависимость уменьшить или устранить?
- Прекратите себя критиковать! Овладейте выбранной профессией, навыками, нужными связями и наращивайте свой авторитет. А если кто-то критикует вас с манипулятивной целью, следует резко обрывать его: «Хватит лгать! Ты же сам не веришь в то, что говоришь».
- Хвалите себя за маленькие удачи (составьте список своих побед).
- Не просите прощения без серьёзного повода.
- Создавайте либо здоровые отношения, либо — никаких (временно).
- Отслеживайте, насколько улучшилась ваша жизнь после устранения чувства хронического стыда.
То, что у вас когда-то было хроническое чувство стыда, не говорит о вашей неполноценности — биологически это всего лишь трансформированный страх за своё Я. Преодолев его, вы ощутите полноту и радость жизни, станете увереннее и авторитетнее, перестанете нуждаться в подтверждениях вашей значимости от внешнего мира.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...