Саморазбирательство можно начать с ориентира на условную норму: «Что нормально переживать в моем возрасте?»
Развитие человека описывают через периоды и кризисы. Довольно популярна идея семилетних циклов в развитии человека. Причем каждые семь лет меняется направление развития: духовное сменяется физическим.
Существует мнение, что у женщин и мужчин одного возраста направления развития противоположны. Когда у женщин превалирует духовное развитие, у мужчин интенсивнее идет физическое. На возрастных точках 7, 14, 21 и далее мы находимся в условном равновесии.
До 7 лет — это, пожалуй, единственное время, когда родители чувствуют себя максимально комфортно рядом с детьми. Дети очевидно менее продвинутые и умелые. Родитель — тот, кто контролирует и разрешает, кто является источником горя и радости. Даже со спорами и ссорами, родители — авторитет.
Дети проходят целый ряд кризисов, которые призваны постепенно отделить ребенка от родителей физически: учатся самостоятельно сообщать о своих желаниях, контролировать собственные ощущения, самостоятельно перемещаться. Важным является взращивание собственного эго и осознание себя как личности.
Это не поиск своего места в мире, это экзистенциальный вопрос: «Я есть? Я существую?» Быть эгоцентричным для ребенка нормально. Каждый раз, показывая характер, он доказывает свое существование. Для родителей сложность именно в том, чтобы не видеть в росте и развитии эго ребенка угрозы собственному эго.
Вторая семилетка. Помимо родителей, авторитетен учитель. Взрослые определяют отношение ребенка к сверстникам и себе (кто послушный и хорошо учится, тот хороший). В это время растет или рушится самооценка за счет отношения взрослых. До поры до времени. Наступает пресловутый подростковый возраст — и важнее становятся отношения со сверстниками.
Вторая семилетка для девочек — это физическое развитие. Это заметно даже внешне. Но и на психологическом уровне девочкам интереснее будет заниматься практической деятельностью, что-то разбирать и изучать структуру, обращать внимание на собственное физическое развитие. А если это все не удается, то появляются психологические комплексы.
Мальчики же с 7 до 14 развиваются духовно. Мальчик будет драчлив, но лишь потому, что ему говорят, что это правильное мужское поведение. Это может быть и не похвально, но поощряемо. Они более чувствительны к критике, больше нуждаются в поощрении своих душевных порывов, в какой-то, может, суровой, но ласке.
К 14 годам ребенок должен начать психологическую сепарацию от родителей. У него должно быть свое мнение, свои планы, свои достижения. Родителям сложно отделить успехи ребенка от собственной успешности: «У меня не было возможности, но мой сын будет играть на скрипке», «Наша поделка должна быть лучшей в классе». Сложно еще и то, что дети более продвинуты. Другой человек становится источником знаний для ребенка: вначале — учитель, потом сверстники. Это невозможно контролировать полностью, нужно принять.
С 14 до 21 года дети переживают первые этапы профессионального самоопределения. Не так, как в более раннем возрасте, когда определяются интересы. А именно осознание того, что от их выбора сейчас будет зависеть вся дальнейшая жизнь. Здесь и давление общества, и нерешенные до этого проблемы взросления.
Девушки снова романтичны: кто-то пишет стихи, кто-то увлекается духовными практиками. Юноши охвачены проблемами лидерства и статуса. Все психологические травмы, которые ребенок получил до того, проявляют себя максимально: недоверие к миру, отсутствие инициативы и ведомость, ущемленное эго, неадекватная самооценка…
Все это вылезет и будет мешать. Большая часть травм будет проработана в общении со сверстниками в старших классах и в студенческие годы. Также в студенчестве важно общение с преподавателями, которые воспринимаются отлично от школьных учителей. Это не столько авторитеты, как авторитет взрослого для ребенка, это скорее пример и ориентир как старшего коллеги. Примерно такую же позицию желательно занять и родителям: мы с тобой равны, я уважаю твою точку зрения.
Кажется, что после 21 умнее стать невозможно: я точно знаю, что и как делать. Однако каждая следующая семилетка несет в себе новый интерес.
С 21 и до 28 лет — период принятия законов общества. Бунт против общества был пройден на предыдущем этапе, сейчас человек готов играть по правилам и неожиданно получает от этого удовольствие.
В 28−35 лет активно строится собственный семейный очаг. Более того, в этом возрасте собственное одиночество воспринимается особенно остро. Непроработанные проблемы предыдущих этапов здесь будут мешать обретению семьи. Поэтому многими появление семьи ассоциируется с автоматическим решением всех проблем. Хотя это и не так. Каждую внутреннюю неудовлетворенность нужно проработать, а не перекладывать на другого человека.
В 35−42 человек заново выстраивает собственную жизнь, потому что знает, как «правильно». Вместе с собственными детьми прорабатывается часть проблем прошлого. Переосмысливается вся жизнь до этого, появляются новые приоритеты. Если этого не происходит, то наступает кризис среднего возраста.
И это не плохо, ведь он как бы разрешает разобраться в себе. Ко всем импульсивностям этого возрастного кризиса общество, в основном, терпимо. К 42 годам человек достигает определенных успехов, остается познать вкус жизни в браке, собственном развитии и работе.
Возраст между 42 и 49 годами называют периодом духовной революции или духовного поиска, который займет всю оставшуюся жизнь.
К 56 годам постепенно приходит желание делиться профессиональным опытом. Но это период и постепенного увядания интереса к выбранной когда-то профессии. Важно найти или развивать дальше свои хобби. Не концентрировать все свое внимание только на семье, но и расширять свои границы за пределы семьи и работы.
Это не значит, что можно не заботиться друг о друге или можно перестать строить и развивать отношения. Главное — не остановить собственное развитие.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...