Как это происходит в школе?
Один ребенок в классе подвергается воздействию коллективного молчания; когда он подходит поближе, другие дети демонстрируют ему свою спину, при нём прекращают разговор, интересные игры. Все словно говорят: «Тебя нет, ты не существуешь».
В бойкоте мы сталкиваемся с молчанием как с формой проявления враждебности, групповой травли, уничтожения одного человека другими.
В структуре школьного бойкота всегда есть «идейный лидер» и есть «приобщившиеся». Травля слабого (непохожего на других, новичка) — это для лидера момент утверждения своей силы, проба власти над «стадом» и жертвой. Однако это понимает только он, а «приобщившиеся» не видят своей жалкой роли, втайне торжествуют и злорадствуют, доводя жертву до слёз или пропусков занятий.
Такие вот негативные лидеры — это несчастные дети, либо битые и гонимые в четырёх стенах отцовского дома и желающие с помощью буллинга возместить моральный ущерб на первом попавшемся «очкарике»; либо избалованные, превозносимые недалёкими родителями, формирующиеся нарциссические личности. И то, и другое — огромный минус в будущем.
Свидетели травли (а их до 95−99% учеников класса) понимают, что и они могут оказаться в роли ребенка-изгоя, а «если не хочешь стать на его место» — присоединяйся. Стадный инстинкт примитивных личностей.
Лишь несколько детей из класса (и то — не всегда) могут не участвовать в бойкоте. Они либо не уважают «лидера», презирают коллективное подчинение, независимы и сильны (это те самые 12% мощных личностей, перед которыми потом склоняют голову целые народы), либо считают обижаемого ребенка виноватым, но такое жестокое наказание, как бойкот, не приемлют.
Что делать родителям?
Если ребенок приходит домой в слезах и говорит: «Мама, мне объявили бойкот», — нужно спросить, кто конкретно это начал? Весь ли класс с ним не разговаривает? После каких событий это произошло? То есть составить общую картину произошедшего.
Нужно, чтобы классный руководитель собрал детей, при этом важно присутствие родителей главных действующих лиц, и сообщил:
— У нас проблема. В классе объявлен бойкот такому-то… Давайте разберемся. В чем ваши претензии к этому человеку? Если он виноват — вместе найдем способ исправить ситуацию.
Если для возмущения есть реальная причина, одноклассники могут высказаться — он то-то и то-то делает назло
Если ваш ребенок просто робкий по характеру, да ещё новичок в данной школе, в районе (семья переехала), то необходимо постоять за него. Вплоть до обесценивания «лидера» в глазах школьного сообщества (но на это способны лишь очень немногие родители).
Иногда дети имеют неверное представление о своих поступках (навязанное «лидером»), а когда им помогают понять, как это выглядит на самом деле — их поведение может измениться без всякого давления со стороны школьной администрации.
Забирать ребёнка из школы, не разобравшись, — всегда неверное решение. Травля может повториться, а он так и не научится выстраивать свои отношения с ровесниками.
Ошибка многих педагогов в том, что они, вызвав к себе зачинщиков конфликта, требуют «подружиться» с объектом общей травли. Это признак непрофессионализма в решении школьных проблем; такой учитель демонстрирует сверхконформизм «ребята, давайте жить дружно», не понимая, как смешно он выглядит со стороны.
Бойкот — это психотравма, и она может породить боязнь людей. Поэтому лучше всего, если с ребёнком-жертвой поговорит психолог (конечно, не школьный, беспомощность которого и так очевидна, а специалист со стороны).
Важно показать своему ребенку (понятно, что в момент бурных внутренних переживаний он этого не заметил), что не все школьники участвовали в бойкоте. Мир полон и добрых, благородных людей, и в этом классе присутствует тоже часть из них.
И, конечно, ситуация бойкота — знак того, что и в вашей семье не всё в порядке… Чаще говорите со своим ребенком, шаг за шагом изучайте его внутренний мир, его слабые места, требующие укрепления.
Пусть он лучше узнает себя, начнет искать в себе силы, развивать те ресурсы, которые способствуют выживанию.
Родительство — это непрестанный труд, результат которого виден не сразу, а чаще всего, когда ребенок уже отделится от вас, и тогда станут заметными как ваши промахи, так и достижения. Вкладывайте в него силы и душу — и тогда вам удастся хорошо подготовить своего самого близкого человека к взрослой жизни.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...