Кто-то хмурится: «как надоели эти проверки; делать им, что ли, нечего?». Другой равнодушно начинает разгребать «авгиевы конюшни» в своём кабинете. А вот некий прапорщик, расторопный такой парнишка типа «о других не забывай, но и себя не обижай», вдруг начинает проявлять сумасшедшую активность по подготовке к приёму начальства. Не спит, не ест, весь в тревогах и заботах, чтоб всё было «на высшем уровне».
Думаете, подхалим? Нет. Подхалимы — они пустые болтуны, слова вылетают из них автоматически, как отработанные газы из выхлопной трубы. А наш прапорщик всё делает с чувством. Не только руководит подчинёнными, но и сам лично активно участвует в процессе. Потому что он — гиперсоциализированная личность.
Гиперсоциализированный стиль воспитания — маркер тоталитарного общества. В тёмные эпохи истории такое поведение в обществе не только не осуждалось, но и культивировалось намеренно. В сталинские времена люди из кожи вон лезли, чтоб получить почетное звание «приличная семья». «Не для себя растим — для партии, для государства, для товарища Сталина».
Смешно? Нет, напротив, печально. Потому что с тех пор мало что изменилось.
Основные качества гиперсоциализированной личности:
- Высокая социальная конформность, полное доверие к власти, любым её представителям, к официальным СМИ.
- Погруженность в общественную деятельность, даже если бесполезность этих усилий очевидна.
- Вытеснение из сознания психологических проблем, дистанцирование от них.
- Неприязнь и агрессия по отношению к инакомыслящим, нежелание вступать с ними в честную дискуссию, навешивание на них ярлыков, участие в травле таких людей.
- Запрет на те мысли и чувства, которые идут вразрез с общепринятой моралью, недопущение «грязных» помыслов.
- Угодливость, жертвенность, тщательно скрываемый (и не всегда осознаваемый) «комплекс неполноценности».
- Стремление отвечать не только за то, что происходит в его жизни, но и за то, что происходит в жизни других людей.
- При возникновении социальных катаклизмов — растерянность, дезорганизация всей деятельности, поиск новых ориентиров. Согласие служить вчерашним «неприятелям» — только ради того, чтоб вновь ощутить свою нужность, востребованность, сопричастность социальной системе.
- Легкость перехода с одних принципов на другие, даже диаметрально противоположные. Очернение «старых хозяев» в угоду новым. Комплекс «человека-протея».
- Помощь кому-то в ущерб интересам собственной семьи. Ожидание похвалы. Зависимость от чужого мнения.
Источник появления гиперсоциализированной личности — семья с определенным укладом жизни:
- Родительский сценарий — «приличная семья». На стене — портрет вождя. «Правильные» разговоры. Жизнь «напоказ».
- Неуклонное следование раз и навсегда утверждённому плану воспитания. Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком многообразные: контроль, поощрение, наказание.
- Еще до рождения ребенка родителями был подготовлен «план» его развития, в котором определены основные этапы: «плавать раньше, чем ходить», ясли с полутора лет, чтобы привыкал к коллективу, в школе помимо уроков — кружки, секции
и т. д. Права выбора у ребенка нет. - Запрет на эмоции. В разряд запрещённых попадают злость, обида, любопытство. Бояться нужно и можно. Радоваться — только в рамках дозволенного, но не очень шумно и долго.
- Страх общественного осуждения: «что о нас подумают, если???». Поэтому ребенку разрешается дружить только с «проверенными» одноклассниками, чьи родители не внушают опасений. В дальнейшем по тому же принципу строятся и другие привязанности.
Какие эмоции вызывают у окружающих гиперсоциализированные люди?
- У сильных, умных, автономных — брезгливость и нежелание общаться.
- У слабых и трусливых, но не гиперсоциализированных — страх, преклонение перед таким вот «радетелем за всеобщее благо».
- У представителей власти — снисходительное позволение иногда «быть рядом», тонкое унижение «рафинированного подхалима» и бесцеремонное его использование.
Отсюда вывод: в любой ситуации лучше оставаться самим собой, не предавать своих принципов и своих близких, творить ту меру добра, которая по силам и которая от всего сердца.
Раньше даже семья и дети считались собственностью общества. В таком, простите, обществе, нормально существовать было невозможно.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Рекомендую автору почитать "Законы Паркинсона" и убедиться, что фраза "Гиперсоциализированный стиль воспитания — маркер тоталитарного общества" ошибочна, подхалимы есть везде и существуют они от момента появления общества.
Наверное автор никогда не слышала о Японии и никогда не работала в инофирмах, не ходила на эти идиотские тренинги - что у итальянцев, что у немцев, что у бельгийцев или французов.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Тема слишком закручена в угоду тренду на обособленность и куркульность. Не нашлось места понятию коллективизм. Все правила "приличного поведения" в семье, в обществе отработаны ещё в сельской общине, где толокой возводили сруб дома за общий обед. В результате таких агиток люди перестали общаться вобще, не говоря уже о застольных песнях. СУседи по одной площадке на этаже чопорно игнорируют контакты.В. Карпов расписал, как в войну, в Москве ночевали в квартире вповалку на полу и какая была дружеская атмосфера. "Когда сейчас я бываю в ухоженных квартирах, мне не хватает той военной атмосферы дружелюбия" ( в изложении) Оценка : 4
1 Ответить