Мир полон враждебных событий, многие из которых непреодолимо сильнее человека. Осознание этого ведет к трудновыносимому ощущению безысходности. Человек не может нормально жить в состоянии неопределенности. Мы склонны всему искать объяснения. И находить — неважно, реальные это будут объяснения или выстроенные нашим воображением.
Именно в поисках объяснений того, как устроен мир, люди придумывали сущности, управляющие миром вообще и судьбами людей в частности. Как настроенные к людям благожелательно, так и, напротив, враждебно. А когда объяснение найдено — люди начинают искать возможности контроля над этим.
Это нормально, мы и сейчас так делаем: если в ситуации неопределенности возможно хоть как-то действовать — наверное, большинство из нас предпочтет бездействию активность, пускай даже не особо надеясь на результат.
А как воздействовать на незримые силы, управляющие нашей жизнью?
- Например, принося им жертву или хотя бы обращаясь с просьбами.
- Или используя принцип подобия, то есть совершая некое действие, по форме схожее с тем, которое хотим вызвать.
- А то и пытаясь ввести эти силы или существа в заблуждение.
Со временем эти действия становятся ритуальными!
Нет, это не религия. В религиях, во всяком случае развитых, к богу или богам обращаются с просьбами. Магия предполагает действия с позиции силы, обман, прямые и косвенные манипуляции, которые, по задумке, должны вести к некоему предсказуемому результату.
Когда маленький ребенок просит маму включить мультики — это религия. Мама может включить или нет, может предложить что-то взамен — на свое усмотрение.
Когда мы сами нажимаем кнопку пульта, ожидая, что включится телевизор — это магия. Точнее, для нас это наука — мы знаем, как это работает, и знаем, что предпринять, если что-то не срабатывает.
Если за пульт берется человек, впервые увидевший телевизор — для него это магия. Особенно когда он станет пытаться при помощи того же пульта от телевизора открыть холодильник или включить воду.
- Магия (частным случаем которой являются суеверия) предполагает связь между явлениями или событиями, при котором одно явление предопределяет или предвещает другое.
И давайте ближе к теме магического мышления: что дают нам суеверия?
Наверное, один из главных выигрышей от существования суеверий — возможность снять с себя ответственность за происходящее.
Например, перебежала вам дорогу черная кошка. Если в этот день с вами произошло что-то нехорошее — ясно, кто виноват! Хотя некоторые и тут проявляют глупость, обвиняя во всем кошку. Люди поумнее кошку не обвиняют, полагая ее только знаком.
А кто тогда виноват? Наверное, судьба! Это же очевидно…
Я не рассматриваю вариант «так хочет Бог», поскольку приверженцам авраамических религий верить в приметы невместно. А те, которые все же верят, по факту являются язычниками и попросту вкладывают в понятие «Бог» то, что честнее было бы именовать «судьбой».
Это перекладывание ответственности за происходящее. Причем часто не перекладывание (ибо незачем перекладывать ответственность за то, что мы и не можем контролировать), а возложение на кого-то ответственности.
Зачем? Почему кто-то или что-то непременно должны быть виноваты?
Так проще. Некогда такой подход позволял структурировать картину мира. Человек искал объяснения происходящим явлениям, «объясняя» их в меру своего понимания и знаний о мире. Очень часто — по аналогии. Отсюда идея стихийных божеств: богов грома, ветра, солнца и прочих.
А уже отсюда возможен следующий шаг в мировосприятии: если есть боги, властвующие природой — почему не быть богам или духам, управляющим судьбами людей? Правда, эту идею почему-то не доводили до крайности и, к примеру, преступников всегда наказывали даже народы, верящие в судьбу. Хотя, казалось бы, за что наказывать, если кому-то на роду написано убивать и воровать? Человечество всегда славилось двойными стандартами и изворотливостью, когда нужно обосновать что-то неприглядное…
Но сейчас важно, что, если миром управляют некие силы — с этими силами можно взаимодействовать. Это дало начало и религии, и магии.
Часть ритуалов, типа приношений чего-либо, логично взяты из обычной жизни.
- Во-первых, все существа — едят. Наверное, и духи с богами тоже — так давайте их накормим.
- Во-вторых, подношение чего-либо — это подарок. А подарок положено «отдаривать».
Часть отношений с богами аналогичны тем, что характерны для самого раннего детства. С одной стороны, вокруг младенца «крутятся» родители, удовлетворяя его желания по первому требованию. Желаний — раз-два и обчелся, типа поесть, прижаться к телу матери, чтобы было сухо и тепло. Так что удовлетворить их несложно. А ощущения-то «усваиваются», формируя отношение к миру, самые ранние воспоминания, общие для всех людей во всех поколениях.
Еще одна, и значительная, часть ритуальных действий формировалась случайным образом, подкрепляясь реальными или воображаемыми совпадениями. Подобие «религиозных» (на самом деле, ритуальных) действий можно сформировать и у животных. Человеку создать ритуал проще: там, где животному требуется весомо-грубо-зримое подкрепление, мы способны «увидеть» причинно-следственную связь там, где ее нет.
Классический пример — карго-культ. Уж куда нагляднее? Тем более, изучались карго-культы не умозрительно, а натурно, в реальном времени, ибо происходило все буквально на глазах.
Напомню: Вторая мировая война, острова Тихого океана. Американцы создают военные базы. Военным сбрасывают грузы с самолетов.
Что видят местные аборигены? Пришли белые люди, выложили каменные полосы, на которые садятся с неба железные птицы, приносящие белым много интересного. Еще железные птицы бросают интересное и полезное с неба. Белые, конечно, все это забирают, но кое-что достается и местным.
Какие из этого выводы? Приобщаться к науке белых и строить у себя развитое технологическое общество? Почти.
Какой вывод сделали аборигены? Что предки или боги посылают свои дары им, местным. А белые научились приманивать железных птиц и забирать дары себе, оставляя или давая местным малую толику.
А потом война закончилась. И белые ушли, и железные птицы перестали прилетать. Точнее, иногда их видели в небе, но ничего, понятное дело, те вниз не бросали. А к хорошему уже привыкли. И логично решили, что теперь нужно самим добывать то, что раньше получали от белых.
Местные видели, как добывали это белые: выкладывали камнем землю; строили вышки и забирались на них; маршировали; ходили с зажженными огнями и так далее. И железные птицы приносили им всякое разное.
Для местных существовала четкая связь между действиями белых и появлением «карго», грузов. И они сделали логичный вывод: чтобы получать все то, что получали белые — нужно делать, как белые.
Но они не видели, как все это производят, не видели шахт, электростанций, заводов. Не видели, как далеко от их островов такие же люди загружают самолеты, а другие люди ими управляют. Во все это военные их, естественно, не посвящали.
И они начинают делать то же, что белые: строить наблюдательные вышки и посадочные полосы, размахивать сигнальными флажками, маршировать с автоматами… Правда, вышки, полосы и автоматы были имитациями. Но — «как настоящие». Местные даже надевали «наушники» из двух половинок кокоса. А железные птицы все не прилетали.
Как думаете, идея угасла? Нет, напротив: раз не получается — значит, мы делаем недостаточно точно. И на «взлетно-посадочных полосах» появились «железные птицы» из дерева, а тела марширующих «солдат» стали разрисовываться «погонами», «орденскими планками» и «шевронами».
Все было бы смешно, когда б не идея, что теперь все, что забирали белые, достанется нам. Зачем работать, выращивать еду, если все вот-вот упадет с неба?
Может, живи они на Севере, прямая угроза смерти от голода и холода отрезвила бы умы? А в тропическом климате процесс затянулся. Тем более что иногда в лесах могли находиться контейнеры. Нет, не новые. А старые, некогда потерянные, там много всего сбрасывали. И ритуальные действия получали положительное подкрепление…
Так, что через несколько лет положение в иных местах стало буквально бедственным. И занявшиеся изучением сего феномена антропологи решили вмешаться и оказать гуманитарную помощь. Как? Наверное, уже понятно…
Антропологи тоже быстро поняли свою ошибку и сброс положительного подкрепления «гуманитарки» прекратили. Но в краях карго-культа сигнал был получен и истолкован верно…
В итоге-то к настоящему времени карго-культы почти исчезли. Почти! Десятки лет потребовались. И то кое-где кое-что сохранилось.
Смешно выглядит? Действительно, смешно. А не напоминает это наши собственные суеверия?
Когда мы верим, что, например, нельзя свистеть в помещении, потому что «денег не будет». В это многие и сейчас всерьез верят. Какая между свистом и деньгами связь? А никто уже не знает.
Или в то, что нельзя зашивать одежду, надетую на человеке: потому что «память зашьешь». Хотя все, вроде бы, учились хотя бы в школе. И где «находится» память, примерно знают. А боятся все равно!
И ей-Богу, кажущиеся такими смешными карго-культы на самом деле куда логичнее наших суеверий. Меланезийцы, по крайней мере, верили в то, что видели своими глазами.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...