Многие из учителей, задерживая класс на перемене, постоянно повторяют: «Звонок звенит для меня, а не для вас». Притом, когда звенит звонок на урок, они повторяют такую фразу: «Для кого был звонок? Для вас!». Я запуталась! Оказывается, в школе есть «для нас» и «для вас». Правильно ли это? Много было сказано, много написано, но все делают вид, словно ничего не знают.
Всем ученикам понятно, что учитель старше и мудрее и отношение к нему должно быть соответствующее. Но и ученик, который пришёл получать знания, требует к себе не менее уважительного отношения. Вы когда-нибудь слышали, чтобы в школе к ученикам обращались на «Вы»? А почему этого не происходит? Ведь мы не «тыкаем» учителям, не называем их по фамилиям, как делают они.
Очень часто на уроке приходится выслушивать такую речь: «У меня сегодня так сердце болит, просто у меня вчера муж в больницу попал, а зарплата такая маленькая, что даже не за что лекарства купить». Понятно, что каждый учитель прежде всего обычный человек со своими проблемами и заботами. Но обязаны ли мы, ученики, пришедшие за знаниями, выслушивать чьи-то жалобы?
Не раз приходилось быть свидетелем таких ситуаций. Классный руководитель на глазах у всего класса отчитывает ученика за то, что тот неопрятно одет, и добавляет: «Хочешь вырасти таким, как твой отец-пьяница?». Зачем она произнесла это вслух? Для того чтобы все ученики потом напоминали ему об этом? Многие учителя любят поругать ученика перед классом, когда тот отсутствует. Мол, ужасный прогульщик, двоечник и лентяй. Но зачем слушать эти возмущения ученикам, которые находятся в классе?
Есть и такая группа учителей, которых ученики называют «профессионал по настроению». Это те преподаватели, которые проводят урок так, как велит им настроение. Порвались у учительницы колготки с утра, значит все уроки она будет раздражительна. Если же вчера вечером ей муж букет преподнёс, то весь урок она будет улыбаться и хвалить учеников. А разве так должно быть?
Есть и хорошие учителя. Именно так называют весёлых, беззаботных учителей, которые любят пошутить и побалагурить. Но я почему-то и к таким преподавателям отношусь с опаской. Всё должно быть в меру.
Учителя «советской закалки» очень часто принимают всё близко к сердцу, все победы и поражения учеников они воспринимают как свои собственные. По моему мнению, такого не должно быть. Ведь это потом ученикам просить прощения за её слёзы и печальные глаза.
Я считаю, что отношения между учениками и учителем должны быть официальными. Никаких личных проблем, взаимоуважение, приветливость и вежливость, внимательность друг к другу. Вот и всё, что требуется от обеих сторон. Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся друг в друге в равной мере, а звонок звенит для всех.
если говорить о школьных учителях (а не о метафизическом понятии Учителя), то я постоянно задаюсь вопросом, почему они выбрали эту профессию, если так ненавидят детей? возможно, дело в системе, в которой способны выжить только такие моральные уроды. но тогда почему в этой же системе встречаются, хотя и редко, вполне адекватные личности, которым ничто человеческое не чуждо?
если говорить о собственном опыте, я полюбила учиться только в институте. в школе у меня всю мотивацию учения успешно искоренили в средней и старшей школе. я считаю, что мне просто повезло с вузом и его Преподавателями. за все 5 лет обучения никому не было сказано ни одного оскорбительного слова, никого не унизили, голоса ни разу не повышали (хотя я слышала, как обращались со студентами в других институтах).
потом мне довелось поработать в школе несколько лет. самое для меня было удивительное, что ученики более терпимо относятся к своим учителям, они могут сказать: "она на нас сегодня наорала, потому что у нее настроение плохое. мы знаем, у нее что-то случилось" и т.п. а учитель практически никогда не пытается разобраться в ситуации ребенка, он сразу ставит клеймо: "этот тупой", "этот лентяй", "этот вообще дебил", не скупясь в выражениях. о чем это говорит?
и от денег их отношение мало зависит. есть учителя с хорошими з/п, даже очень, но отношение такое же кретинское.
0 Ответить
Я училась, кажется, классе в восьмом, когда к нам пришла новая учительница физики, по возрасту уже пенсионерка, и она нас всех называла на "вы".
Правда, это было чуть более 25 лет назад.
Школьные учителя бывали у меня всякие: и вредные, и не очень умные, и любимые, и замечательные. Но в целом я бы отозвалась о них без злости и обиды.
Моя мама более сорока лет проработала в школе, и мне всегда было очень приятно, что её ученики её искренне любили! Я думаю, что она этого заслуживала.
У обожаемой мной Марии Арбатовой есть повесть "Мои учителя", очень советую прочитать её и Кристине, и всем остальным, кого интересует тема учителей и учеников. О школьной учительнице там только пара страничек, остальные люди, кого автор считает своими учителями - это институтские преподаватели, друзья, любимые мужчины. Эти люди преподнесли самые разные уроки, иногда грубые и жестокие. Но обо всех автор пишет с чувством благодарности, потому что понимает: если бы не эти люди, и она была бы другой, не такой, какой стала.
Пусть у всех будут добрые учителя, и пусть отношения с учителями станут для всех нас хорошей школой!
0 Ответить
у большинства из них отдача соотвественно зарплате, платили бы больше, было бы и другое качество преподавания, потому что была бы конкуренция, были бы заинтересованности повышать квалификацию и тд..
простой и наглядный пример - различные курсы, уровень человеческого подхода учителей на платных курсах и усреднённые уровень всех учителей в школе очень отличается, а всё дело в чём? в деньгах, в них это всё..
если будут платить, то будут и лучше стараться, всё таки на работу в первую очередь мы ходим за деньгами
0 Ответить
Кристина,
ставлю оооооочень большую жирную ПЯТЕРКУ 5555. Поддерживаю всеми ногами и руками....
Никогда не было особых проблем во время учебы, ни в школе, ни в вузе, обычно попадала в число "любимчиков".
Но вот теперь, так сказать, волею судеб, попала в школу, решила попробовать себя на новом поприще и поняла, почему раньше при одной только мысли: а не поработать ли в школе, моментальная реакция: О, нет уж, лучше застрелиться вчера.
0 Ответить
Бедные вы, бедные, Денис и Олана! Как вам не повезло! Может сначала на себя "оборотиться"? Учителя - такие же люди, а не боги, и если среди них попадают не очень добросовестные, то совсем не надо вешать клеймо на всех. Тогда надо перейти к обучению на дому и не ходить в школу вообще. У меня были разные учителя, и не совсем справедливые, и очень добрые - у них-то как раз дисциплина хромала на уроках и знаний мы там не могли получить в полном объеме. Но никогда мне в голову не приходило осуждать учителей, ни тех, что учили меня, ни тех, что учили моих детей.Мама учила нас : учитель в школе - это второй человек после мамы, он вам как Бог, и никогда не смейте жаловаться на учителя, а посмотрите на свое поведение. Если все будут рассуждать, как Олана, то кто же будет учить в школе? кто пойдет на должность учителя? Я думаю, все же не зря поэт сказал:"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!"Я помню всех своих учителей и низко им кланяюсь! Жаль, что почти никого из них уже нет в живых! А моя школа - как путеводная звездочка всей моей жизни!
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, то они хатят как в америки - шоб училку в рожу, а недоумок у двух пэтэушников завсегда прав. Теперь стоп - я такие статьи в гробу видала - огрызок мысли плохо сформулированный. Ну разве можно так работать, в таком объеме знаков, люди? Может, автор не столь УЖ, но дайте места ей развить мысль . В. И. Ленин: (Апрельские тезисы, сорри, ничего что я матерюсь?) учитель должен быть поднят на ТАКУЮ высоту... Та же недоучка-дура мать побежит к училке, когда ее, после училки, чадо узнает куда коротко и ясно мать посылать в мать. Мы так часто в жизни путаем ставку перподавателя со званием высоким Учителя, что все смешалось в доме Облонских. Я рада тебя слышать, подружка, рада, что мы в одну ноздрю дуем: опусти родителей училка или наоборот - один помет получится из ребенка. Матка-то эта пашет ради малой толики где-то и имеет бесплатную воспитательно-образовательную прислугу в виде малооплачиваемого школьного бесправного учителя. Знаешь, Гера, о чем мечтаю, как хранитель корочек педагогических? Чтобы нас в частном порядке нанимали к их оболтусам и чтобы мы Договоры с ними подписывали от их брака лошкольного воспитания, от хамства ребенка, на медстраховку, молоко за вредность, от зарплаты и пр.Они партачат своих детей еще внутриутробно, потом поперек кроватки, а когда балбес лежит уже вдоль, от нас требуют качества обучения. Я, Гера, уже боясь смотреть на детей в их глазки - пустыня Сахара тамотка такая... Слава богу, за своих личных несем и будем нести ответственногсть. Да толку-то что, что воспитали нормальных. Есть слово, я его в кроссворде не отгадала - влияние растворимой среды на растворитель.
0 Ответить
Гертруда Рыбакова, была у меня учительница в 3-4 классе, когда мы с родителями переехали в другой город. Гнобила меня при всем классе за неуспеваемость, из-за этого со мною никто не дружил, даже подкалывали, издевались (дети до подросткового возраста часто зависимы от мнения взрослых и жестоки, да), ситуации успеха сводила на нет. А моя мама придерживалась такого же мнения, что и Вы, Гертруда, потому в другую школу меня не перевели.
Результат: год полного одиночества (представляете, что это такое для ребенка 9 лет?), сегодня со всеми вытекшими из этого периода последствиями мне помогает справиться психотерапевт. Если моему ребенку попадется такая дрянь, я сделаю всё, ВСЁ, чтобы ЭТО больше не подпускали к детям.
А так -- учителя есть разные и они всего лишь люди. Сама я сталкивалась с просто потрясающими педагогами. Я против официальных отношений между учеником и учителем, потому, что при обучении требуется подход, прежде всего к человеку, для этого нужно знать личные особенности, особенности усвоения знаний. С официальными отношениями не создашь теплую и комфортную атмосферу в классе. Просто, на мой взгляд, учитель должен понимать, что перед ним маленький человек, личность которого нужно уважать. Только уважающий себя человек будет уважать других, а значит и научит других уважению.
0 Ответить
Учителя, знаете, разные бывают. Почитайте, что об этом Крапивин пишет. У меня были и такие учителя, которых я до сих пор вспоминаю с теплотой. Именно они поддерживали во мне желание учиться приобретать новые знания, не в последнюю очередь тем, что по достоинству оценили те знания, которые я уже имел. А порой меня обзывали "выскочкой", "начётчиком", когда я выходил на уроке за рамки материала учебника...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кристина, привет! Хотел прокоментировать статью, а потом посмотрел на Ваш возраст и подумал: "она такая молоденькая, ей на эту тему предстоит думать столько дней и ночей. Она такая счастливая: ее занимают глобальные философские проблемы взаимоотношений учителя и ученика..."
Хотя, собственно говоря, Вы не ответили на самый главный вопрос : Кто этот человек, которого Вы называете учителем? Разве всякий сотрудник школы есть учитель? Разве каждый, кто излагает азы какого-то предмета- физики или математики или физкультуры есть Ваш учитель? Кто наш учитель мы узнаем несколько позднее, когда приходит, хоть какой-то жизнный опыт, а пока наше дело- учеников -искать Учителя. Может быть, это будет кто-то из великих: Сократ, Платон, Аристотель, а может, умудренная жизнным опытом, соседка по дому. Кто знает?... На самом деле, учитель - профессия штучная, сродни художнику, такая же редкая, требующая специфических способностей, способностей увидеть, разгадать, задатки своего ученика и направить деятельность своего ученика на освоение окружающего мира, в соответствии со способностями. Никто не может сказать, что он учитель. Назвать кого-то учителем, может только тот, кто считает себя его учеником. Вот в чем сложность взаимоотношений учителя и ученика. Сегодняшние школьные "учителя" скорее организаторы - менеджеры учебного процесса. Поэтому мы сталкиваемся чаще с системой взаимоотношений "начальник-подчиненный". И Вы сами в общем-то за такие отношения. За отношения формализованного общения. Учитель обязан делать то-то и то-то, а ученик- то-то и то-то. Ничего личного. Как это учитель может жаловаться на жизнь ученику?, Как это может учитель балагурить? Или публично распекать ученика?...Но система " учитель -ученик" это и система "друзья", и "любовники", и "отец и сын", "мастер и подмастерье" и еще многое другое. Все зависит от того, как вы друг друга воспринимете. Умный учитель будет с вами работать в любой системе, мягко переводя вас из системы взаимоотношений "прохожих" в систему "друзей" и т.д.
Жил человек по имени Сократ. У него была школа. И среди его учеников был Платон. Жил человек по имени Платон. У него была школа. И среди его учеников был Аристотель. Жил человек по имени Аристотель. У него была школа. И среди его учеников был Александр Македонский. Великие ученики нанимали великих учителей. Но и великие учителя выбирали своих учеников... Ищите!!!. Мне, лично, с учителем очень повезло.
С уважением, Василий Васильевич Царев. Надеюсь, что чей-то учитель.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот она, старая советская закалка! /учитель в школе - это второй человек после мамы, он вам как Бог, и никогда не смейте жаловаться на учителя/ - по вашему это правильно??? Учитель - бог))) Ей Богу, смешно))))
1 Ответить
Ой, вот наша классная была жуткая стерва. Мой дедушка звал её "Ведьмой". Устраивала классный час что ни день, да ещё когда по понедельникам был сдвоеный урок русского языка, который она вела, то вместо первого урока она толкала речь до звонка, рассказывала о своих заграничных поездках, причём если в начале учебного года расхваливала наш класс как "элитарный" и обещала свозить всех (ну отличников по крайней мере) в Лондон, то уже к концу октября крыла нас последними словами: "Да кто таких дебилов в Лондон пустит?" Ещё обожла выставить кого-то перед всем классом и разнести в пух и прах, а если он не выдержит и заплачет, то она ещё и торжествующе провозгласит: "Наш класс слезам не верит!" Тоном Нонны Мордюковой. Больше всех от неё доставалось мне, поскольку у меня были проблемы с успеваемостью - меня травило пол-школы, поэтому я не мог сосредоточиться на уроках. Яду в ней было как в 10 королевских кобрах, а больше всего она любила говорить "Смотришь в книгу - видишь бааааальшуууююю фигу!" Именно так. По-моему, её интересовало, не как дать нам знания, а как уличить в невежестве...
Оценка статьи: 5
0 Ответить