Это называется коулрофобия — паническая неконтролируемая боязнь клоунов. Как показали исследования английских ученых, проводившиеся среди 250 детей 4−16 лет, большая часть из них опасается клоунов, а некоторые не на шутку боятся. Но не только дети и подростки, а подчас и успешные взрослые страдают от этой боязни. Что удивительно, фобия распространилась только в начале 21-го века.
Другие исследования, проводившиеся в Интернете, показали, что из 100 опрошенных людей разных возрастов 84 не любят и боятся клоунов, стараются не посещать цирки и считают их юмор глупым и неуместным. Вот как был прокомментирован ответ «против»: «Почему-то мне кажется, что если люди и смеются над клоунами, то это скорее нервный смешок, чтобы скрыть напряжение… Сценаристы всяких ужастиков так и норовят впихнуть образ клоуна в какую-нибудь леденящую кровь сцену, наверняка поэтому мое воображение теперь всегда дорисовывает клоунам огромные разделочные ножи…»
И не зря у большинства опрошенных клоун ассоциируется с ножами, бензопилами и прочим оружием. Всему виной экранизация романа «короля ужасов» Стивена Кинга. Снятый в 1990 году, фильм «Оно» рассказывает о клоуне, убивающем людей их же страхами, сохраняя на лице добрую улыбку. Это положило начало целой серии ужасов с главными героями в лице злых клоунов: «S.I.C.K.», «Клоуны убийцы», «Клоун», «Страх клоунов», «Дом клоунов», «Хороший клоун — мертвый клоун», «Гробовщик»… Сценаристы нашли нужную веревочку, за которую удобнее всего дергать, чтобы добиться у людей реакции панического страха.
Нельзя также обойти стороной тему убийц, насильников и педофилов, которые профессионально работали или подрабатывали на ярмарках клоунами. Это возымело определенное воздействие на общество.
России повезло чуть больше. Советские клоуны были мало похожи на тех убийц из фильмов, и до конца 90-х годов коулрофобия не получала особого распространения. Да и вряд ли, вспоминая таких клоунов, как Ю. Никулин, О. Попов, В. Полунин, вы сможете ассоциировать их с убийствами или насилием. В их выступлениях юмор всегда был только добрым и милым, это Клоуны с большой буквы и мирового масштаба. Увы, не всегда можно так же лестно отозваться о клоунах из городских цирков или компаний, приглашенных на праздник, иногда их профессионализм оставляет желать лучшего.
Многие причины страха подсознательные:
1. Лицо под маской или гримом. Это одна из главных причин — невозможно понять, что на самом деле думает и чувствует человек, хотя тот всегда сохраняет на лице улыбку.
2. Боязнь быть высмеянным публично. Когда клоун выбирает кого-то из публики и начинает над ним потешаться, это только усиливает страх. Рассказ одного из страдающих фобией: «…Изначально я к ним вообще равнодушно относилась, доколе эти образчики девиантного поведения не сподобились наградить меня, пришедшую однажды в цирк, порцией своего ценнейшего внимания, вытащив на манеж и сделав невольным участником их патологически глупого фокуса…»
3. Экспрессивная фразеология и резкие движения, которые призваны привлечь внимание, а в обычной жизни присущи психически нездоровым людям.
4. Детские воспоминания о плохом походе в цирк или увиденном фильме. Эти впечатления, как правило, самые сильные и несут свой отпечаток в течение всей жизни.
5. Аллергия на грим, краски, дурацкие носы. До фобии это, может, и не доведет, но неприязнь точно появится.
6. Боязнь нового, непонятного, необычного. Как правило, действия клоуна непредсказуемы, невозможно угадать, что же он выкинет в следующий момент, это заставляет относиться к нему с настороженностью. А если следующее действие окажется опасным?
Но, как и от любых страхов, от коулрофобии можно и даже нужно избавиться. Можно, конечно, отказаться от цирка и просмотров фильмов с участием клоунов, но нет гарантии, что вы не встретите их в реальной жизни.
В самых сложных ситуациях может помочь только психолог. Но если легкая антипатия у ребенка появилась, то можно показать ему мультфильм или выступления добрых клоунов по телевизору или в цирке, где они являются исключительно положительными персонажами.
При подготовке похода в цирк нужно обратить внимание на то, чтобы клоун был действительно профессионалом своего дела, чтобы его программа была рассчитана на зрителей всех возрастов. Другой вариант: одному из родителей переодеться в клоуна и пообщаться с малышом. Это и взрослым поможет понять, что за маской скрывается обычный человек, со своей жизнью и заботами.
Получайте только положительные эмоции и не смотрите «ужастиков» на ночь!
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...