Договориться с ребенком такого возраста непросто. Однако возможно. Вы совершенно верно отметили, что ребенок, будто вас не слышит, когда вы говорите о времени. Для годовалого малыша абстрактное слово минутка ничего не значит. Мир годовалого ребенка — это мир под названием «здесь и сейчас». Малыш пока не в состоянии справляться с прошлым и с будущим, не в состоянии помнить свое вчера и планировать свое завтра. Его внимание поглощено реальными людьми и реальными вещами, как он их видит в данный настоящий момент.
Поэтому, когда вы просите ребенка немного подождать, лучше говорить о конкретных вещах. Например, лучше сказать: «Сейчас я поставлю кастрюлю на плиту и налью тебе сок». Если планируются какие-то промежуточные действия, например, что-то положить в кастрюлю, прежде чем ставить на плиту, то лучше комментировать по ходу совершения этих действий, вовлекая ребенка в разговор. Например: «Я беру кастрюлю, ставлю в раковину, наливаю воду, кладу в воду картошку… и пр.». Таким комментированием, направленным на ребенка, вы делаете его участником приготовления пищи. К тому же к некоторым действиям малыша можно привлечь не только на словах. Например: «Наливаю воду — иди, я тебе покажу!» Можно приподнять ребенка над раковиной и показать ему, как наливается вода. Если вы располагаете временем, можете попросить ребенка помочь сложить картошки в кастрюлю — малыш с удовольствием вам поможет.
Если ваш тон будет увлеченным, ребенку станет интересно происходящее прямо здесь и сейчас на кухне, он готов будет подождать, пока вы закончите, а может быть, и вовсе забудет о своей просьбе, если она не жизненно важна для него.
Теперь немного о возрастных особенностях годовалого малыша, как их описывает Пенелопа Лич.
Ребенку для его развития необходимо постоянно накапливать знания о мире. Делает это ребенок с опорой на доступные ему пять чувств. К году накоплен уже большой массив таких знаний. Ребенок способен различать знакомые предметы, даже если видит их под непривычным углом зрения. Например, он может узнать свою бутылочку, хотя ее ему протягивают донышком вперед и видит малыш только белый диск.
Малыш различает знакомые звуки: например, если за дверью разговаривает несколько человек, кроха может безошибочно определить, что это папа возвращается домой и здоровается с соседом, хотя папы еще не видно. У малыша хорошо развито осязание: стоит его руке прикоснуться к мягкому любимцу, и он, не открывая глаз, прижимает его к себе. Запах любимого блюда, доносящийся с кухни, разжигает его аппетит, а развившиеся у него вкусовые ощущения позволяют ему отличать одно блюдо от другого.
Тем не менее интерпретация мира годовалым ребенком не всегда точна. Мир непредсказуем, и ребенок еще легко обманывается и в людях, и в вещах, особенно если они появляются перед ним не такими, какими он привык их видеть. Например, у него есть четкое представление о вашей внешности, поэтому, увидев вас с новой прической или в купальной шапочке, он может вас не узнать. Более того, смесь знакомого и незнакомого могут вызвать в нем тревогу, выливающуюся в плач.
Еще один пример. Когда папа возвращается с работы, ребенок выходит его встречать вместе с вами. Он привык, что папа каждый раз появляется из-за угла и идет вам навстречу. И вот однажды папа приехал на такси, он уже стоит рядом, а ребенок по инерции продолжает напряженно всматриваться в конец улицы. Папа наклоняется, чтобы поцеловать его, и тут малыш начинает с удивлением переводить взгляд с папы на то место, откуда он должен был появиться, и опять на папу.
Таким образом, строя общение с годовалым ребенком, необходимо помнить, что его восприятие и мышление предельно конкретны и наглядны. Мир, рисуемый воображением, пока малышу не доступен, следовательно, понятие времени тоже.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...