Откуда берутся ожидания?
Все мы родом из детства… С младых ногтей усваиваем нормы, правила и обычаи, свойственные тому социуму, в котором вращаемся, и приобретаем определенные модели поведения. Не все из них даже осознаем, по большей части действуя автоматически. Но усвоенные стереотипы цепко держат, регулируя отношения с окружающими.
Это не хорошо и не плохо. Просто так есть. Как давным-давно доказано, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Стало быть, социальные связи, возникающие у ребенка, играют существенную роль в формировании у него системы ожиданий. Однако эта роль не всегда доминирующая, иначе откуда бы взялись в добропорядочных семьях нравственно аномальные личности, а в не добропорядочных — высоконравственные?..
Кроме автоматизма, важное значение в построении ожиданий имеют чувства. В самом деле, наши отношения с кем-либо во многом зависят от того, что мы испытываем к этому человеку или к этим людям. Впрочем, связь здесь двусторонняя, и чувства, питаемые к нам, тоже сказываются на ожиданиях.
Большое значение в построении каркаса экспектаций имеют роли, которых с возрастом становится все больше. Ребенок, подрастая, уже не только сын или дочка, он — например воспитанник детсада, а потом ученик, студент, сотрудник, влюбленный, муж/жена, отец/мать
И каждое действие предполагает наличие определенных ожиданий. А теперь поговорим о том, какими они бывают.
По форме
Если коротко, то по форме ожидания можно разделить на формальные и неформальные, то есть писаные и неписаные. На уровне государства формальные экспектации проистекают из законов и проч., в организации — из инструкций, положений
Ни для кого ведь не секрет, что манеры общения в коллективе, действующем по принципу команды, существенно отличаются от тех, что приняты в жестко иерархичной структуре.
По направленности
Есть ожидания человека по отношению к другим, то есть направленные вовне, а есть такие, которые устремлены внутрь, — это некий приемник тех экспектаций, которые диктуются человеку кем-то (как индивидом, так и социумом). Условно их можно представить в виде двух сеток-палеток (в школе доводилось такие делать на уроках математики?), которые, будучи наложенными друг на друга, оказываются либо более-менее сходными, либо наоборот…
Понятно, что при адекватности ожиданий человек чувствует себя более комфортно, а вот если масштаб требований к себе и окружающим сильно отличается, то возникает конфликт, который может вылиться в чувства обиды или вины — по обстоятельствам, но зависит больше не от них, а от личных качеств и ожиданий участников.
По характеру
Характер ожиданий — очень важный качественный параметр, потому что именно он влияет на конфликтность личности. Здесь можно выделить две основные группы: предписывающую и предсказывающую. Сами их названия выдают суть: предписывающие ожидания заключают в себе строгость, жесткость, обязательность, тогда как предсказывающие — более гибки и допускают у адресата ожиданий собственную активность.
Из этого нетрудно сделать вывод, что чем больше у человека предписывающих требований, тем труднее и ему, и с ним. Замечено, что увеличение предсказывающих экспектаций характерно для личностей, обладающих высокой культурой. Но в любом случае ожидания — это стандарты оценки и нормирования как со стороны индивида, так и со стороны группы.
Они формируются и закрепляются при многократном повторении ситуаций, и в результате всех, с кем человек регулярно общается, он делит на тех, на кого можно положиться, тех, на кого нельзя, и тех, на кого положиться трудно либо сомнительно. Планка ожиданий всегда выше для близких: вы ведь не будете в претензии к случайному попутчику в трамвае за то, что он не даст взаймы денег на билет?
Скорее всего, вы на это и не рассчитываете. Зато присмотрев себе какую-нибудь очень нужную, но дорогую покупку, настраиваетесь на понимание необходимости предстоящих расходов в семье. Хамство в том же трамвае пережить гораздо легче, чем горькие слова, услышанные от любимого. Но почему же они так едки, эти разочарования?!
По цели
…Вот-вот, здесь и вся соль. На самых близких возлагаем самые высокие ожидания, не спрашивая их о том, готовы ли они им отвечать, Но и они же, наши самые близкие, тоже в своих ожиданиях относительно нас грешат тем же. И потому завышенные ожидания частенько не оправдываются.
А заниженные? Заниженные бьют по самому больному, по душе. Это только кажется, что меньше захочешь — больше получишь. Опуская планку ожиданий, человек говорит сам себе: «Я не достоин большего» и тем самым губит свою потенцию.
Так где же выход? Выход — в адекватной реакции. Не получилось то, что ожидалось, ну, и не получилось. Так зачем же казниться? В каждом из нас есть внутренний ребенок, внутренний родитель и внутренний взрослый. Надо найти внутри себя взрослого. Не ребенка — который живет в мире желаний, не родителя, который назначает ответственного и соответственно — кару, а взрослого, которому некогда заниматься рассуждениями, а надо конструктивно действовать. То есть в интересах личности, включая ее детскую и родительскую ипостась.
Суровая наука, но изложена верно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ах, Юр, давно уже известно, что "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..."
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Гал, да кто ж мешает? Давай, говори - буду учитывать и проч.
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оль, ,
0 Ответить
Я мечтала о морях и кораллах,
Я поесть хотела суп черепаший....
Я ступила на корабль, а кораблик
Оказался из газеты вчерашней...
Да вроде настоящий кораблик.
Но разочарования все ж едки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А весною я в разлуки не верю,
И капели не боюсь моросящий.
По весне линяют разные звери,
Не линяет только солнечный зайчик.
***
Три месяца лето,
Три месяца осень,
Три месяца зима -
И вечная весна!
0 Ответить