• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Виталий  Пичугин Мастер

Что кризис вам готовит? Мифы о возрастных кризисах у взрослых людей

Нет в жизни счастья бездельнику!

Возрастные кризисы — теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. У детей это может проявляться упрямством, непослушанием, агрессией.
win Design, Shutterstock.com

Правда, дети сами не называют это кризисом, да и взрослые придумали такое название относительно недавно. Хотя можно было назвать переходным этапом развития. Ну ладно, раз взрослым не нравится поведение ребёнка, пусть это будет кризис. Но вот правда ли, что в жизни есть такая реальность, как возрастной кризис взрослого человека? Предлагаю разобраться.

В переводе с греческого языка кризис — «решение, поворотный пункт». Так вот, разные исследователи приводят свою периодизацию этих самых поворотных пунктов в жизни людей. Я не поленился и собрал всё воедино, получилось, что чуть ли не каждый год у человека может случиться кризис. Шихи Гейл утверждает, что они случаются раз в семь лет, в учебниках психологии вы найдёте:

новорожденный (1−10 дней);
грудной возраст (10 дней — 1 год);
раннее детство (1−3 года);
первое детство (4−7 лет);
второе детство (8−12 лет);
подростковый возраст (13−16 лет);
юношеский возраст (17−21 год);
зрелый возраст (первый период: 22−35 лет — мужчины, 21−35 лет — женщины;
второй период: 36−60 лет — мужчины, 36−55 лет — женщины);
пожилой возраст (61−74 года — мужчины, 56−74 года — женщины);
старческий возраст (75−90 лет — мужчины и женщины);
долгожители (90 лет и старше).

Самое интересное, что каждый период может быть обоснован или изменением социального окружения, или физиологическим развитием, а может — определёнными событиями: женитьба, расторжение брака, рождение ребёнка, увольнение с работы и т. п.

Более того, если каждый человек внимательно посмотрит на свою жизнь, то кризисы обязательно найдёт, будет настаивать на объективности их возникновения и объяснять свои неудачи поворотными пунктами в жизни.

Давайте посмотрим с другой стороны и издалека.

В первобытном обществе про кризисы не знали. Главной задачей было выжить, размножиться и прокормиться. Принесли с охоты мамонта — хорошо, месяц едим. Вернулись без добычи, что — кризис? Нет, поиск еды. Выхода нет, переживать некогда, закон прост, нашёл добычу — выжил, не нашёл — умер. Какой кризис?

Интересно, у Сократа, Аристотеля, Сенеки, Эпиктета, были возрастные кризисы? Их тогда ещё не придумали, поэтому не было. Трудности были, сложные жизненные ситуации тоже случались — они закаляли волю и укрепляли дух.

А вот у некого Ивана Ивановича в 40 лет кризис может случиться. Почему? Так ведь он уже заранее об этом знает и теоретически подготовлен, что в этом возрасте что-то такое должно обязательно произойти. Тем более, что помнит, как это было в 30. Этого Ивана Ивановича я знаю — он бездельник. Ему не известно, зачем живёт, в чём смысл его существования. Утром просыпается, съедает бутерброд, идёт на работу. Там скучно, дома тоже делать нечего. Наступает вечер — уснул. Есть предположение, что данный персонаж уснул давно, он не живёт — спит. Как цветок в проруби, перемещается от одного края к другому и пока некоторое время не тонет. Бывает ветер и маленькие холодные волны, становится неуютно — это кризис, потом всё успокаивается и дрейф продолжается.

Вам такой персонаж знаком?

А в природе существуют кризисы? Например, у берёзы, хомяка, медведя? Или только человек разумный догадался себе их придумать?

Но вы только попробуйте отобрать этот миф у человека, душевно страдающего кризисом. Вас обвинят в чёрствости, непонимании и непросвещённости, поскольку все образованные люди знают — кризис возраста есть! И человек, его переживающий, может, например, мусор не выносить, на домашних повышать голос, делать глупости, бросать работу, усердно изображать унылое лицо, даже серьёзно заболеть в доказательство истинности переживаемого кризиса. Теперь есть всему объяснение, а совет заняться делом совсем не привлекателен. В страдании много вторичных выгод; в созидании, работе, развитии много трудностей. Догадайтесь, что выберет бездельник? Правильно, его выбор — кризис возраста, и чем чаще, тем лучше.

Нобелевский лауреат Альберт Швейцер спал по три часа, он опускал ноги в холодную воду, чтобы взбодриться, так как считал, что должен работать, чтобы закончить свой труд «Благоговение перед жизнью», а также продолжать лечить бесчисленное множество больных африканцев, жизнь которых зависела от Альберта Швейцера. Ему было не до возрастных кризисов, он знал свою миссию, любил своё дело, а трудности воспринимал как естественное явление, сопутствующее яркой и интересной жизни. А вы как живёте?

Притча про кризис и смысл жизни

Однажды по пути домой мудрец повстречался с человеком, который был настолько опечален, что, обходя по пути мудреца, случайно задел его плечом. Тот, в свою очередь, спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом:

 — Скажи, почтенный человек, почему ты так печален, что ничего не замечаешь на своём пути?
 — Прошу прощения, — сказал человек, не сбавляя шагу, — печален я потому, что у меня возрастной кризис, я потерял смысл жизни и переживаю, не могу ничего делать и буду искать, пока цель моя не достигнута.
 — Что ж, — промолвил мудрый Учитель, — я слышал об одном человеке, у которого кризисы случались часто, и он тоже не мог найти смысл жизни.
 — Надеюсь, истина открылась ему? — полюбопытствовал нетерпеливый попутчик.
 — Да, он умер просветлённым, успев шепнуть тем, кто был рядом то, что понял, лишь умирая, ответил мудрец.
 — И что же он сказал?
 — Он сказал, что смысл жизни — это выбор…
 — Что ж, спасибо тебе за беседу, — сказал человек, поклонился мудрецу и почти бегом продолжил свой путь.
 — …выбор: либо жить без кризисов, либо всю жизнь потратить на переживания и поиски этого самого смысла, — закончил мудрец, но его слова прозвучали уже в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко.

Он спешил, ведь у него — кризис.

Статья опубликована в выпуске 4.07.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (54):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Agata Keron Читатель 29 января 2021 в 22:14 отредактирован 30 января 2021 в 07:37 Сообщить модератору

    Потрясающая статья! А главное - все правда!

  • Просто некоторые люди, думая что они живут, просто существуют. Вот отсюда и их кризисы.

    Оценка статьи: 5

  • Не нужно спорить, истину вы не родите (я обращаюсь к автору и комментаторам). Вы все правы. Дело в личной образованности. Есть (условно) две категории людей: одни психологи, которые изучают подкорковые процессы, и все остальные, живущие по накатанной, у которых, начни им об этих процессах рассказывать, эта самая подкорка закипает, привычная жизнь сходит с рельс, ну и, в итоге, пресловутый кризис. Ну не нужно таких людей пичкать информацией, которую они не смогут "переварить". Знать о существовании кризисов совсем не то же самое, что изучать процессы его возникновения. У меня есть знакомый, который говорит:"я не пойду к врачам, зачем? Есть же книги, я читал, интернет, я там почитаю, а то что врачи? Назначают сами не знают что, ничего не помогает, есть ведь бабушки и народные средства"... Человек средних лет и с высшим образованием...Начни такому о кризисах рассказывать, у него просто винтики с катушек слетят. А доступ к любой информации может оказаться очень вреден, там услышал, здесь вставил...Лучшее средство для таких "теоретиков" - именно работа! Тоже терпеть не могу нытиков с их "разными темпераментами", человек создаёт себя сам, и не должен ждать "озарения свыше", убивая часы и годы ожидания алкоголем. Прекрасная статья, несите её в массы.

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья, согласна с автором. Кст. "цветок в проруби" - прелесть!

    Оценка статьи: 5

  • Возникает ощущение, что автор статьи на 70% - дилетант, а на 30% - человек с хорошим чувством юмора И ему можно позавидовать...не всем дано жить без кризисов Жаль, от этого они существовать не перестанут.Увы...

  • У древних философов тоже были кризисы. Иначе они бы не открыли общенаучный закон перехода количества в качество. Кризис - это как раз и есть такой переход. Когда изменения в человеке накапливаются до того момента, когда оставаться на прежней стадии развития уже невозможно. Кризис - это период адаптации к новой стадии развития. Период, когда действовать и жить как раньше уже нельзя, а новые способы поведения еще только готовятся.
    Поэтому и кризисы есть не у всех - когда изменениям не с чего накапливаться, когда жизненный опыт пуст и однообразен, когда отсутствует саморазвитие и жизнь не предлагает серьезных задач - тогда человек успешно минует кризисы.
    Тот же самый кризис среднего возраста (30-40) лет настигает людей, которые имели к жизни высокие притязания - хотели успешную карьеру, дружную семью, высокий достаток - но не смогли этого добиться и понимают, что не добьются уже. По статистике таких 5-10%. А все остальные как жили по привычному сценарию, так и продолжают.

  • Согласен с автором. Перефразируя известный советский лозунг. Каждый человек кузнец своего кризиса. Жизнь такая - какой ты ее хочешь видеть.

    Анекдот в тему:
    Едет мужик на работу и думает:
    - Вся жизнь дерьмо. Жена редкая стерва, соседи все жлобы и подонки. Коллеги по работе сплошь сволочи и завистники.
    А за его плечами сидит ангел и записывает его мысли:
    - Опять все тоже самое заказывает. Но мое дело выполнять.

    Оценка статьи: 5

  • Несколько лет я работала с программой Странник - компьютерная диагностика состояния здоровья человека. Программа дает также графики работы головного мозга, расшифровка которых для меня всегда была самым захватывающим процессом. За пять лет не было ни одного человека, который бы не удивился, когда его спрашивали о том, что с ним случилось в том или другом году - попадание было стопроцентрым. Анализ заставил заняться теорией жизненных кризисов, так как слишком много было совпадений. К сожалению, незнание теории кризисов не спасает человека от очередного кризиса, как и знание о кризисе не всегда создает таковой. А красиво поговорить всегда приятно

  • Виталий Пичугин,
    По-моему, кризис какого-то возраста - это не потеря смысла жизни, а переоценка, переломный момент: когда накапливаешь определенные знания, эмоции, опыт и в какой-то момент времени оглядываешься: ба! а ты уже не тот, ты уже на другой ступеньке. И происходит своеобразное переосмысление "кто я, что я, туда ли я иду и куда дальше".

    Такое действительно происходит. Не вижу, что в этом плохого. Можно, конечно, делать вид, что ложки нет. Но когда тебя охватывает желание все разом раскидать и поменять, лучше знать, в чем дело (например, в гормональных изменениях), чтоб не наломать дров сгоряча. Женщинам это особенно знакомо. По-моему, нет смысла отвергать знания, которые могут пригодиться.

    А Ваш аргумент "знаешь, значит, испытываешь" - извините, не всегда годится. С гравитацией, например, не катит.

  • Виталий Пичугин, Вы, наверное, очень крутой психолог, собравший огромную статистику во возрастной психологии и возрастным изменениям в человеке, раз так смело можете отрицать работы Выготского, Эльконина, Пиаже, Эриксона и прочих возрастных психологов, которые десятилетиями изучали эту тему.

    Либо же Вы не сочли возможным для себя досконально изучить вопрос возрастной психологии, в любом хорошем учебнике которой в самом начале говорится, что возрастные кризисы в самом раннем возрасте (новорожденность, младенчество, ранее детство) прежде всего определяются биологическими факторами - в первую очередь скоростью созревания коры головного мозга и подкорковых структур, а также иных участков нервной системы человека. И эти кризисы (детского возраста вплоть до подросткового) проходят у всех людей примерно в одно и то же время, потому что это завязано на генетически определенные механизмы развития человека (поэтому лично я считаю очень недальновидным отдавать детей в школу с 6 лет, особенно если организм физически не созрел для школы - хороший психолог Вам это объяснит).
    Начиная с конца подросткового возраста кризисы уже не так привязаны к биологии, и гораздо большее значение приобретают социальные факторы и факты личной истории человека, в результате чего начало всех остальных кризисов может очень сильно варьироваться от человека к человеку. Более того, если бы Вы внимательно читали хорошую литературу, то обязательно нашли бы такое упоминание, что в том случае, когда развитие личности человека где-то после 20 лет проходит благоприятно, то последующие кризисы будут почти незаметны или же вообще будут отсутствовать, яркими же они будут при неблагоприятном развитии человека.
    Вы, конечно же, может идти по пути образованных людей 19 века, которые называли плохим воспитанием то, что в 20 веке стали считать психическим заболеванием... и считать возрастные кризисы "слабостью духа" и "оправданием неудачников"... но феномен кризиса среднего возраста есть, феномен кризиса при выходе на пенсию тоже есть. Ваш способ обходиться с этими феноменами мне кажется откровенно негуманным ("давайте всех людей-в-кризисе заклеймим позором и заставим принудительно исправляться, слабаков и неудачников этаких" - особенно это актуально для грудного ребенка ).
    Более гуманным мне представлялось бы все-таки ПРИЗНАНИЕ того, что у любого человека могут быть кризисы, что этого не нужно бояться, но на это обязательно нужно обратить внимание и (если это средний возраст) помогать человеку по итогам кризиса сформировать новую личностную идентичность. Спросите что это такое? Читайте учебники по возрастной психологии, там все написано. И особенно про кризисы среднего возраста )))
    Или пишите мне.

    С уважением, Каширина Е.М., практикующий психолог.

    • Елена Каширина, то, что вы читаете книжки и учебники похвально, теперь вы знаете, как правильно. У вас кризисы есть и своим коиентам вы о них расскажете, у них тоже будут. Я не ваш клиент, у меня своё мнение. Даже если ко мне приходит человек с нытьём про начавшийся у него кризис, то я радуюсь такому объяснению, но у меня есть другое. Расскажешь человеку, что делом надо заниматься, а не сопли распускать, глядишь глаза светлеют, энергия появляется, жизнь налаживается. А вы можете продолжать верить в кризисы, каждый выбирает для себя.

      • Виталий Пичугин,
        Еще раз повторюсь - Вы своей статьей отвергли и детские кризисы. Вы их совсем не признаете? И где Ваша Нобелевка в этом случае?

        Второе - судя по Вашему посту, Вы путаете разные явления. Возрастные кризисы, кризисы, обусловленные фактами личной истории, депрессивные состояния (Ваш термин "нытье") - это явления совершенно разного происхождения и строить стратегию работы с ними стоит по-разному. Но это если в результате диагностической беседы (хотя бы!) Вы можете установить с чем клиент к Вам пришел, что стоит за его "нытьем".

        В своей работе Вы, видимо, не учитываете, что клиенты в последние годы пошли просвещенные и любят ставить себе диагноз сами. Неужели Вы и вправду верите, что человек в депрессивном состоянии или с психосоматикой способен адекватно поставить себе диагноз? Уж не говорят про такое важное и глобальное явление, как возрастной кризис.

        В общем... уж извините, но да, я буду продолжать "верить" в возрастные кризисы и в кризисные состояния, связанные с психическими травмами. И проводить дифференциальную диагностику в начале работы - для того чтобы не лечить "нытье", а четче понимать, что с человеком - будь ему 7, 30 или 70 лет.

        • Agata Keron Читатель 29 января 2021 в 22:23 отредактирован 30 января 2021 в 07:36 Сообщить модератору

          Елена Каширина, я вам так скажу: мы все верим, например, в существование такой болезни, как шизофрения (мы знаем, что она есть), но не все ею болеют. Я вас в этом уверяю (я медик). Можно опровергать существование этой болезни или верить, что она существует. Но при этом не забывайте, что болезнь касается только тех, кто ею страдает. Вывод: страдают шизофренией не все, нужно подтвердить диагноз.. Можете заменить диагноз на какой-то другой, неважно. Надеюсь, вы меня поняли.

  • Согласен с понятием, что кризис- это развитие.
    Даже у В.И.Ленина был кризис "сорокатрехлетних", это был 1913 год, год хорошего благосостояния народа в России, и ничего не предвещало революции, он даже подумывал забросить это "грязное" дело (революцию), и уехать в Америку работать адвокатом, но через год для него царь приготовил подарок в виде мировой войны, низвергнувшее страну в голод, кровь и нищету, и в 47 лет (1917 год) его кризис по видимому прошел.
    У всех бывают кризисы, по другому - это переоценка ценностей,а они быают зачастую болезненными,иначе человек бы деградировал.
    Даже Ницше сказал: боль и страдание суть начала философии.

  • Статья, думающего человека!

    Виталий Пичугин, отличная статья! Кризисы придумали неудачники! На самом деле, никаких кризисов нет, кризисы в наших головах! Поддерживаю автора!

    Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин, уверяю Вас, кризисы, или приступы меланхолии, пессимизма и "умереть - уснуть - не боле, сном всегдашним прекратить все скорби сердца, тысячи мучений, наследье праха - вот конец, достойный желаний жарких. Умереть - уснуть" были и у Аристотеля, и у Сенеки (так радовался жизни и избегал всех кризисов, - житейских и нравственных, - что "радостно" вскрыл себе вены), и у Сократа - и поболе наших с Вами. Хотя бы по той причине, что чем мудрее, и по всей видимости, нравственнее человек, тем сильнее мучения совести. Сомнения, вопросы и прочие "для чего живем". А чем проще - тем и, извините, жизнь проще. Как у медведя. Лапу пососать, размножиться. Мебель прикупить, водки попить. И никаких кризисов.
    Кризис - нравственный, или как Вы пишите "от нечего делать" - вообще понятие интеллигентское. И вовсе не от безделья. А от не самых последних мыслей. У тех же, кто гоняет домино и дует пиво у подъезда, кризисов практически не бывает. Они собой и жизнью, в общем то, довольны, как бы пусто не жили. А Чеховы, Мандельштамы, Цветаевы и другие, похоже, мучаются от перманентного кризиса. Вечного душевного и совестливого конфликта. Об этом, кстати, говорили еще древние. Аристотель, Сенека, Сократ.

    • Agata Keron Читатель 29 января 2021 в 22:28 отредактирован 30 января 2021 в 07:36 Сообщить модератору

      Игорь Ткачев, от слабости, я вам скажу, от неумения управлять собой. У меня эти псевдокризисы были даже в юности, пока я себя в руки не взяла. А знаю тех, кто ныл, впадал в кризисы, депрессию и портили жизнь родным. Это безответственность. У кого стоит острая проблема - обеспечить детей и семью, тот не впадает в кризисы, некогда. А если вас есть кому кормить, пока вы в кризисе, то да. В прошлых веках такое себе могли позволить дворяне, за которых все делали их слуги. А они от безделья сидели и страдали. Тоже занятие. Не переживайте, психологию в ВУЗе изучала, я понимаю, о чем вы.

  • Моё личное отношение к поднятому вопросу такое (именно так я и стараюсь жить сама): возрастной кризис будет действительно кризисом, если к нему относиться как к КРИЗИСУ. В определённом возрасте с человеком происходят изменения и в психологическом, и в физиологическом смыслах. Эти изменения естественны, относитесь к ним спокойно и рассудительно. Относитесь реально к своему возрасту, помните, что он постоянно менятся. Значит, и жизнь ваша будет время от времени меняться. И в ваших силах сделать эти переменны наименее болезненными и для вас и для окружающих вас людей. Не заламывайте руки и не посыпайте голову пеплом. Помните, что из каждого положения есть по крайней мере два выхода. Выберите свой, с наименьшими потерями. И ещё: любите свой возраст, но относитесь к нему с юмором. Есть хорошее высказывание в книге Роберта Уилсона: "Возраст - это замещение возможности вероятностью при ежедневном сокращении шансов". Удачи всем!

  • Виталий Пичугин, спасибо зв статью! Интересно было почитать.... Полагаю, что в меня полетят тапки, но я лично считаю, что кризис в жизни отдельно взятой личности наступает от безделья!!!! Когда человек занят - некогда размышлять о кризисе, работать надо!!!!

    Оценка статьи: 5

    • Виктория Суборина, Ну не знаю, как насчет безделья. И дел по горло (я имею в виду повседневные заботы, работу, помощь родителям и детям), и от различных мероприятий не отказываемся (прогулки по тайге, к морю, общение с друзьями, родными), и в то же время мысли разные голову бередят. Хочется еще успеть и то освоить, и это, и где-то побывать, и с кем-то пообщаться (знаете ведь как это бывает - "Надо чаще встречаться....."), а времени просто не хватает физиически! Вот тут-то и вмешиваются те самые размышления, и назревает кризис. А кризис - это переход. Дай Бог, чтобы эволюционный.

      Оценка статьи: 4

  • Притча замечательная и ответ даёт на все вопросы. На мой взгляд, все личностные кризисы происходят от того, что у людей много свободного времени, можно полежать и подумать о своём месте в жизни, чего достиг, чего нет. А надо просто идти дальше вперёд и достигать и самоутверждаться. И тогда выбор очевиден, никаких кризисов не существует, мы их себе придумываем.

    Оценка статьи: 5

  • От того, что Аристотель или Сократ не говорили о кризисах - не означает, что их не было. Это можно проследить про их жизнедеятельности.
    Кризис - это переоценка ценностей.
    В.И.Ленин в 1913 г. даже подумывал переехать в Америку из Швейцарии и заняться адвокатской практикой, поскольку считал, что в России царит благополучие и никакой революции быть не может, и посчитал свою и К.Маркса теории - заблуждением. Ему было тогда 43 года.

    • У Сократа и Аристотеля, были бескризисные трудности

      Ринат Масягутов,
      Да ради бога(!), если Вы придумали для них кризис пусть они им обладают. Если бы В.И. Ленин уехал в 13-м (как Вы приводите) от благополучия, не найдя в себе кризисных явлений здесь, тогда может быть Аврора по Капитолию долбанула.

  • Наш мир дихотомичен, всё имеет оборотную сторону, есть те кто любит котлеты, и те кто не... кто любит говорить и те кто не... Так и здесь, есть те кто признаёт существование кризисов и те кто считает, что всё это от дури и безделья. И что самое интересное... Правы обе стороны. Вот.

  • У Сократа и Аристотеля, были бескризисные трудности и сложности. Питекантроп тоже умирал без добычи вне кризиса. Мы придумали психологию и психологов, которые разделили нас на возрастные прослойки с присущими им кризисами. Поэтому у нас и появляется логическое объяснение всех неудач с их закономерной периодичностью. Нам уже трудно обходиться без "мыслеблудия".

  • как биолог по образованию и педагог по профессии оцениваю эту статью единицей.
    как бы нам ни хотелось,чтобы каких-то неприятных явлений не существовало,этим явлениям на наши пожелания наплевать.
    по мнению автора, именно из-за безделья на период кризиса приходится пик суицидов?
    у берез периодичность развития тоже четко выражена.И у медведей.
    Почитать можно об этом школьный учебник биологии,раздел Экология,биологические ритмы.

  • Виталий Пичугин, естественно, если человек занят любимым делом и его окружают любимые люди, он автоматически проскакивает через все кризисы, а нет... так ищет виноватых и причину своей неудовлетворённости жизнью. Мы живём в развитом обществе и потребности у нас не только в добывании мамонта, хочется удовлетворения и на духовном уровне, но в основном всё правильно, главное не заморачиваться самому и не морочить голову окружающим.

    • Люба Штафински, а я вот не ищу причину, мне даже неинтересно, в чём она может быть. Я просто хочу найти способо выйти из этого состояния, а так как в одиночку не могу этого сделать - то пытаюсь заставить других помочь мне, хотя бы мне пришлось для этого три дубовых кола отесать у них на голове. Но мне никто помогать не хочет, а стараются убежать от меня и мечтают меня вовсе убить, изолировать или ещё как-то нейтрализовать, хотя между прочим ни у кого нет таких проблем, как у меня, кроме того, и жизнь всех их балует несравнимо больше, чем меня, если каждый мне уделит понемногу от своих щедрот - это ему ничего не будет стоит, а мне уже станет хоть немножечко лучше. И даже когда у меня изредка, раз в несколько лет, случается что-то хорошее (не то, что у других чуть ли не каждую неделю), то вместо того, чтобы порадоваться за меня, другие изливают на меня потоки злобы, хотя у самих полная чаша и они ничем не обделены, но при этом стоит у меня чему-то появиться - они стараются у меня это тут же отнять, наверно просто хотят, чтоб я поскорее загнулся от голода и нищеты. Вообще вокруг сплошные гады, которые, казалось, поставили своей целью лишить меня всего хорошего и даже малейшего просвета в жизни. Вместо того, чтобы сделать для меня что-то хорошее или хотя бы просто не мешать мне жить, они стараются отравить каждый миг моего существования. Вот возьмём полевой василёк - пользы от него не особо много, а кого-то он даже радует, но с каким остервенением его изводят крестьяне! Причём при царе на него и внимания особо не обращали - цветёт, ну и пускай себе цветёт, а при советской власти даже малые дети на него ополчились...

      • Денис Леонтьев, "хорошему человеку неловко даже перед бродячей собакой". Или перед васильком. У него за все болит душа. Отсюда и душевная коллизия. Кризис.
        "Грубым дается радость, нежным дается печаль...". Будьте грубы, не задавайте экзистенциальных вопросов, душу свою выровняйте - и не будет Вам кризисов.

      • Денис Леонтьев, а Вы отстаньте от людей! У Вас же на лбу написано, что Вы мечтаете "...три дубовых кола отесать у них на голове"! Никто Вам не обязан помогать! А ныть как Вам плохо, как мало радостей в Вашей жизни и какие все кругом гады, что не помогают такому хорошему человеку - не по мужски и это самое эффективное средство, которое применяется для распугивания людей вокруг! Естественно, Ваши проблемы - самые проблемные в мире! А почему Вы решили, что "....ни у кого нет таких проблем..." как у Вас?

        Оценка статьи: 5

      • Люба Штафински Люба Штафински Читатель 9 июля 2010 в 00:25 отредактирован 9 июля 2010 в 00:27 Сообщить модератору

        Денис Леонтьев, из выше описанного мне трудно разобраться в Вашей ситуации, но прослеживается нелюбовь к себе. Есть тест на притягивание денег. Необходимо разделить лист на две части, в одной из них написать 5 радостей, которые пережили на прошлой неделе, а в другой - ожидаемые радости в ближайшие десять дней. Потом необходимо их проанализировать на предмет денег, т.е. необходимо платить, чтобы порадоваться или можно радоваться бесплатно. И в зависимости от процентного отношения определяется сила притяжения. Но если все радости приобретаются за деньги, то это уже "крыша поехала". Но, я не об этом. Один мой тестируемый не мог вообще вспомнить ни одной радости, которую он испытал на прошлой неделе... Вот это действительно уже большой кризис... А ведь мы пришли в этот мир для любви и счастья! Как говорил Олег Янковский: "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь..."

  • «…кризис возраста есть! И человек, его переживающий, может, например, мусор не выносить, на домашних повышать голос, делать глупости, бросать работу…» Альберт Швейцер, между прочим, тоже работу бросил. Он был вполне преуспевающим музыкантом и одновременно философом и богословом. Изучать медицину начал в 30 лет – это как раз соответствует одному из возрастных кризисов, который так и называется «кризисом тридцатилетних». К моменту отъезда в Африку Швейцеру было 38 – классический кризис середины жизни (мы его часто путаем с кризисом среднего возраста, который наступает в 42 – 45 лет). Гоген бросил доходную работу биржевого маклера и в 43 года уехал на Таити – все, вероятно, считали, что он поступает глупо, и советовали ему заниматься делом. Можно найти еще множество примеров. Это именно кризис – поворотный пункт в жизни, после которого жизнь меняется. Точнее, человек сам ее меняет в желаемом для себя направлении. Кризис – это «революционная ситуация», когда чувствуешь, что жизнь надо менять, потому что так, как сейчас, жить невозможно. «Верхи не могут, низы не хотят».

    А бездельничать и огрызаться на домашних – это не кризис. И даже не «душевная депрессия», что бы ни думал об этой болезни незабвенный Васисуалий Лоханкин. В таких случаях говорят, что человек просто дурью мается.

    «А в природе существуют кризисы? Например, у берёзы, хомяка, медведя?» Медведям и хомякам легко живется: они могут бездельничать, не оправдываясь. Береза – тем более: растет себе там, где выросла, и никаких метаний, ни душевных, ни физических. А человек – на то и человек, чтобы всему на свете придумывать названия. И кризисам в том числе.

    Оценка статьи: 4

    • Марина Вечерская, это аксиома: чем более творческий человек, чем тоньше душевная организация - тем более подвержен он тому, что автор назвал здесь "кризис".
      Кстати, кризисы бывают и у медведей, и у берез. Но, конечно, протекают не так как у "венца природы". Без душевных метаний.

  • Виталий Пичугин,
    Особый кризис – в 40-45годков – от женской «ягодки опять» до мужского «не стать, кажись, мне генералом».
    Истории:

    • Мужик купил новый автомобиль. Ходит вокруг, вытирает его тряпочкой все время. И тут жена пристала, чтобы он дал ей машину съездить к подруге. В конце концов уговорила она его. Уже когда она выезжала с гаража, мужик в отчаяньи крикнул ей в догонку:
    - Помни только, если попадешь в аварию, все газеты обязательно укажут в сообщениях твой возраст!

    • Есть возраст, когда женщина должна быть красивой, чтобы быть любимой, а потом приходит время быть любимой для того, чтобы быть красивой.

    Возраст женщины и мужчины
    Что такое возраст для женщины?
    Когда в туфлях, платье и клипсах она выглядит лучше, чем только в туфлях и клипсах.
    Что такое возраст для мужчины?
    Когда женщина в туфлях, платье и клипсах нравится больше, чем только в туфлях и клипсах.

    Оценка статьи: 5

    • Василий Россихин, вот тоже одна женщина долго копила деньги, наконец скопила и пошла в клинику пластической хирургии, себе там и тут кожу подятнула, идёт по улице довольная, но не терпится ей. К газетному киоску подходит, берёт журнал какой-то и как бы невзначай спрашивает:
      - Как вы думаете, сколько мне лет?
      Газетчик:
      - Думаю, 31.
      - Благодарю. На самом деле мне 46.
      Идёт дальше, в макдоналдс заходит, берёт молочный коктейль, заодно спрашивает у продавца:
      - Как вы думаете, сколько мне лет?
      Продавец:
      - Думаю, 28.
      - Благодарю. На самом деле мне 46.
      Выходит из макдоналдса, ждёт маршрутку. А рядом никого нет, а спросить очень хочется. Ну видит - старичок стоит дряхленький. Она к нему:
      - Как вы думаете, сколько мне лет?
      Тот:
      - Видите ли, я уже не молод и не вполне могу полагаться на своё зрение... Но если вы позволите мне погладить вас по попке, то я наверно смогу точно определить ваш возраст.
      Ну она оглянулась по сторонам - никого. Позволила. Старичок гладил её минут 10, потом говорит:
      - 46!
      - Как вы догадались?!
      - А я стоял прямо за вами в очереди в том макдоналдсе!

    • Любовь Годзинская Любовь Годзинская Профессионал 4 июля 2010 в 12:00 отредактирован 4 июля 2010 в 12:01 Сообщить модератору
      Спасибо науке!

      Виталий, наука и медицина призваны давать всему определение и находить объяснение. Давайте не будем лишать их работы?!
      Наука объяснила мне, что есть проблемы "кризиса подросткового возраста". Зная, что в этом возрасте происходит с моими подрастающими сыновьями, я была внимательнее и терпеливее к ним и не допустила много ошибок. Знания, о проблемах среднего возраста у мужчин, позволило мне понять и принять проблемы, связанные с этим в моей семье. Есть и сугубо женские кризисы, связанные с менопаузой, например. И как хорошо, когда ты понимаешь, что происходит с твоим телом, настроением, состоянием... что она нам пытается дать знания. Все проблемы от нашего невежества. Умный человек интересную информацию использует во благо себе, а глупый... На него не стоит и ориентироваться. Доброго дня всем! Любовь

  • Виталий Пичугин, кризис среднего возрата о котором по видимости идет речь в статье связан с тем, что социальные нормы по которым в основном живет современный человек были выработаны когда средняя продолжительность жизни составляла где-то 40 лет, т.е. смысла жизни после 40 никто не искал потому как почти никто не доживал. а сейчас люди живут после 40 довольно долго и маются, потому как старых норм для этого возраста нет, а новых не придумали

  • Виталий Пичугин,
    Всё правильно, кризисы понапридумывали, потом усиленно ими оправдываются!

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Гусева Татьяна Гусева Дебютант 4 июля 2010 в 09:26 отредактирован 4 июля 2010 в 09:27 Сообщить модератору

    Хорошая статья, Виталий, интересная. Правда, кое-кто не понял - ему что кризис личности, что в экономике - все едино. Забавно. Полностью разделяю вашу тчку зрения.

    Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин, как здорово, что вспомнили хорошую притчу. Выдумки психологов и впрямь до кризиса доведут. У меня куча проблем, тяжелая работа и сплю я по 4 часа в сутки. Абсолютно счастлива и нет времени думать о кризисах.

    Оценка статьи: 5

    • elena maslova, Респект, Елена! Работа у меня не совсем тяжелая, но бывает ее многовато, поэтому спать приходится порой тоже не больше 4 часов. У меня, конечно, свои, "интимные" отношения с кризисами... но как их ни назови, а всё это в голове. Мне просто много чего хочется, а с самоорганизацией и самодисциплиной не очень - вот и возникает это самое встревоженное состояние. Иногда тяжеловато сделать первый шаг к достижению желаемого - вот и новый "кризис"... ) В общем, копаться меньше надо, а больше наслаждаться жизнью. Той, котрая сейчас! А когда есть Дело, когда нет времени на тяжкие раздумья - тогда и рефлексировать не будет нужды

      Оценка статьи: 4

  • Кризис кризис столько уже было сказано о кризисах......успокойтесь уже вы все с кризисом минует он вздохнём спокойно и все забудут!

  • Есть люди, у котороых один кризис перетекает в другой, поэтому им постоянно неуютно и они слегка облегчают своё состояние тем, что подсуропливают окружающим разные мелкие пакости, отчего получают удовлетворение тем, что не одних их так колбасит.