Ольга Кушпит Профессионал

Зачем нужны страдания?

Бог дает людям только те испытания, которые они в силах выдержать.
(Народная мудрость).

Время от времени каждому человеку приходится испытывать те или иные страдания, душевную или физическую боль, разочарования и неудачи. Однажды, когда женщина, у которой умер ребенок, пришла к Будде и пожаловалась ему, он ответил, что поможет ей, но сначала она должна принести ему горчичные зерна из дома, где никто не умирал. Женщина обошла весь город и вернулась ни с чем — ну не существовало там ни одного дома, где бы никто не умер.

То же самое можно сказать о страданиях — принесите горчичные зерна от человека, который никогда не страдал. Невозможно? Да. Ибо у страданий есть весьма важная функция, и пока мы ее не поймем до конца — мы не сможем освободиться от своих страданий.

Что собой представляет боль? К примеру, физическая. Тысячи нервных импульсов, спешащих по нейронным цепям к специальным центрам в мозгу. Что же в таком случае боль психологическая? Душевная? Специфические состояния сознания — можно назвать это так. Но почему мы время от времени вынуждены пребывать в них? Кто или что нас принуждает к этому? Ведь мы не выбираем их сознательно. Тогда как же? Почему? Зачем…

Любая боль — это неотъемлемый атрибут эго. Давайте сразу же определимся с этим термином. Эго — это осознание себя как обособленной от внешнего мира единицы — тело, ум, эмоции. Но проделайте умственный эксперимент: представьте, что у вас отрезали руку, эта рука — это все еще вы? А ногу — это будете все еще вы? Хорошо, попробуем с другими частями тела — конечно, если удалить сердце, вы умрете, будет ли это значить что вы — это сердце. Может, вы — мозг? Увы, современные ученые уже проделывали подобные эксперименты в этом направлении, но так и не смогли найти локализацию человека в мозге.

Выходит, что телом мы не являемся, хотя упорно продолжаем путать себя с телом, от чего и страдаем. Мы сознаем себя телом, вот этим вот мешочком из кожи с костями и кишками внутри, и поскольку сознание намертво приковано к нему ощущениями, мы считаем себя — им. Но давайте пока что оставим в покое этот бренный механизм и продолжим наш эксперимент: что на счет ума? То есть того самого потока мыслей, который не останавливается ни на миг (разве что в глубоком сне). Можете ли вы остановить его хоть на несколько секунд? Как долго вы сможете концентрироваться на чем-то одном так, чтобы не возникало других мыслей? Попробуйте. Если вы проделаете все правильно, результат вас ошеломит — вы не можете контролировать собственные мысли! Вы не можете остановить их! Тем не менее, вы до сих пор свято верите в то, что вы — думаете! Вы уверены, что это именно вы думаете?

Но мы несколько отклонились от темы статьи. Как долго вы можете терпеть боль? Какую интенсивность боли вы можете выдержать? Как физической, так и психологической. Предположите приблизительно, это и будет ваш уровень духовного развития. Да, показателем духовного развития является то, насколько человек может терпеть боль. Ибо боль — суть эго, гордыня, иллюзия, из-за которой вы, прекрасный, вечный и блаженный, путаете себя с этим мешком с костями и непрерывным потоком ментального бреда.

Вот почему многие аскеты, схимники, монахи и подвижники умерщвляли плоть и занимались прочими эпитимьями, аскезами и тапасьями. Вот почему непосвященным многие духовные практики кажутся самоистязаниями. Ведь духовная практика — это, в сущности, причинение своему эго боли и осознанное ее проживание. Нет, подвижники вовсе не мазохисты, хотя бывают и такие. Но сейчас мы говорим о других — о тех, кто пытается осознать себя истинным собой.

Вдумайтесь! Осознанное проживание боли делает нас сильнее и приближает к истине! Боль — иллюзия, и осознанность устраняет ее. Неосознанное же проживание боли ведет к устремлению в прошлое или будущее. Страхи, желания, обиды, печали, подавленности и прочие патологические состояния — это не что иное, как неосознанное бегство от душевной боли к еще большей боли. Вот что поразительней всего — неосознанно стремящиеся от боли люди приходят к еще большим страданиям. Обиженные помнят обиды, дорожат ими и провоцируют окружающих на новые. Ненавидящие, тревожные, завидующие, алчущие, ревнующие… Все так неистово устремляются в свой ад с новыми проживаниями все тех же негативных состояний. Забывая рай здесь и сейчас и убегая в будущее или прошлое, эти несчастные заставляют окружение причинять им новую боль и дорожат ею.

Круг замыкается: чем неосознаннее люди проживают свою боль, тем в больший ад погружаются. Суть духовной практики в том, чтобы научиться проживать боль осознанно, не теряя любовь, веру, благодарность и осознанность во время причинения нам боли.

Страдания, неудачи, болезни и прочие напасти — не зло, это всего лишь сигнал о нарушении закона, а какого именно — дай Бог нам разума узнать. Но для этого нам придется обзавестись необходимой крупицей разума, чтобы принять ответственность и признать, что все наши страдания — не вина окружения, а результат наших прошлых действий, мыслей и состояний сознания.

Принимайте ответственность за вашу жизнь, проживайте свои испытания осознанно и будьте счастливы! И помните, что глубина есть только в том, кто страдал, но избавился от страданий. Не страдавшие так и остаются поверхностными пустышками всю жизнь. Страдавшие и продолжающие страдать — всего лишь преступники и жертвы, что, по сути, одно и то же.

Обновлено 9.06.2011
Статья размещена на сайте 2.06.2011

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Принимайте ответственность за вашу жизнь, проживайте свои испытания осознанно и будьте счастливы! И помните, что глубина есть только в том, кто страдал, но избавился от страданий. Не страдавшие так и остаются поверхностными пустышками всю жизнь. Страдавшие и продолжающие страдать – всего лишь преступники и жертвы, что, по сути, одно и то же. ..

    Винегрет какой-то.. Несъедобный.

  • Олег Антонов Аксакал 10 июня 2011 в 23:14 отредактирован 10 июня 2011 в 23:14

    Превосходная тема, prorsus admirabile, но требующая глубокого изучения отцов церкви и священного писания, quemadmodum inter coelorum immensitatem. В необъятности небес страдает Моисей, служитель бога... но он всего лишь служитель, поймите это... Моисей благословляет обеими руками. Когда евреи поражают своих врагов, он повелевает поддерживать ему обе руки – следовательно, он благословляет обеими руками. К тому же и в евангелии сказано «imponite manus», а не «manum» – «возложите руки», а не «руку». А святому Петру, наместниками коего являются папы, было сказано напротив: «porrige digitos» – «простри персты». Святой Петр благословляет перстами. Следовательно, и папа тоже благословляет перстами. Сколькими же перстами он благословляет? Тремя: во имя отца, сына и святого духа. Папа – наместник святого Петра и воплощает в себе три божественные способности; остальные, ordines inferiores духовной иерархии, благословляют именем святых архангелов и ангелов. Самые же низшие церковнослужители благословляют кропилами, изображающими бесконечное число благословляющих перстов.
    Я отдаю должное красотам затронутой вами темы, но в то же время сознаюсь, что считаю ее непосильной. Скажите, нравится ли вам: «Non inutile est desiderium in oblatione», то есть: «Некоторое сожаление приличествует тому, кто приносит жертву господу». Почти такое же положение имеется в «Augustinus», книге ересиарха Янсения, который изложил свои взгляды на учение Августина по поводу благодати и предопределения, отстаивая их решающую роль. Это же тот пресловутый вопрос о свободе воли, который является дьявольским соблазном и который вплотную подходит к ереси пелагианцев и полупелагианцев.
    Выслушайте такую дилемму: бог есть бог, а мир есть дьявол. Сожалеть о мире – значит сожалеть о дьяволе. Что вы на это скажете?

    • Комментарий скрыт
      • Оксана С, латынь я вообще не знаю, но, честно говоря, надеялся, что присутствующие догадаются. Вот что следует сразу за этим отрывком в оригинале:
        Д`Артаньян чувствовал, что тупеет; ему казалось, что он находится в доме для умалишенных и что сейчас он тоже сойдет с ума... Именно такое ощущение было у меня после прочтения статьи.
        И тем более непонятен такой комментарий от вас, ведь вы не так давно в комментариях к статье ""Как смотреть культовый фильм?", посвященной именно "Трем мушкетерам", писали:
        У нас дома была эта книга (и все собрание сочинений Дюма)... и чуть дальше Но мне оч. нравилось сидеть в библиотеке. И вы не помните этот гениальный отрывок, наглядно показывающий насколько абсурдны и бесполезны тексты такого рода?

        Кстати, Вы пишете "в евангелии сказано «imponite manus», а не «manum» – «возложите руки», а не «руку»"
        Все претензии к А. Дюма

        • Комментарий скрыт
          • Оксана С, интересно, как это можно прочитать книгу (ладно уж специальную, но художественную!) и не узнать отрывок? Согласен, если у автора большая серия похожих по стилю произведений, то можно не вспомнить название конкретного произведения, но уж автора-то не узнать? Зачем тогда вообще читать, если в голове ничего не остается? Тогда лучше читать как сейчас модно - вся школьная программа в кратком изложении, на каждую книгу 2-3 страницы. И, вроде, образованный и мучиться не надо.
            Ну, и тем более Дюма не может быть "истиной в последней инстанции" по Евангелию.
            Вот уж шутканули мужики, так шутканули. Аж две тысячи лет никто не может понять, что это шутка. Все какие-то откровения да тайный смысл откапывают. А тут, понимаешь, неделю шутка доходила, и уже траур вселенский.
            Если нет, то Вам надо подумать, что шутить тоже надо уметь. А вы думаете, что я хотел кого-то повеселить?

  • Есть одно понятие, которое можно встретить (если обобщить) только в России: страдания очищают.
    В старой традиционалистской Европе страдания считаются чем-то таким, что нужно сразу ликвидировать. Страдальцу будут сочувствовать, но надолго оставлять его в таком состоянии -- нет.
    В России страдания стали чуть ли не священными! Семь лет страданий вдовы, страдания за веру, за царя, жертвенность -- это неких славянский феномен!
    При чём этот феномен даже породил другое понятие: что русскому хорошо -- немцу смерть. Русские из своих страданий выходили действительно преломленными, перерождёнными. Вот пережил человек утрату или крах иллюзий, потом осознал, смирился, нашёл в себе другой вектор -- это личностный рост! А немец? Может и руки на себя наложить, потому как не умеет страдания преобразовывать себе на пользу, не умеет их проживать.
    Помню себя в 16, мальчик бросил, обида, кажется всё -- больше радостей в жизни не будет. И мудрая бабушка:"Так, а ну ка прекрати реветь -- с таких опухшим лицом ты точно никому нужна не будешь! Ты что думаешь, у всех первая любовь на всю жизнь? Да ты таких, как он, будешь в отбой скидывать десятками через пару лет, а вот он через эти пару лет тебя ещё не раз вспомнит и локти кусать будет!" И бабушка оказалась права!

    • Ксения Печий, на счет эксклюзивности моды на страдания и принадлежности только к России - это вы все-таки погорячились. Тут уж все зависит от того что это за страдания, на сколько они осознанные. Обратите внимание на восточных подвижников - они и с поднятой рукой всю жизнь, и панчагни-йога (йога пяти огней), и обет никогда не притрагиваться ногой к земле, и прочие прочие изнурения тела и ума... тут уж русский страдалец и близко не валялся. Имхо, конечно.

      • Ольга Кушпит, ну в общем-то да, но!..
        Йоги не позиционируют аскету, как страдания. Равно как и наши монахи в веригах не изображали из себя страдальцев. Это для них был подвиг! Они -- герои!
        В русской литературе и живописи страдания очень красивы. Да, это странно, но так и есть! Переживания Лариной, пишущей письмо Онегину, и понимающей, что может быть отвергнута, переживания и терзания Карениной, любовь главного героя "Молоха" (кажется Куприн, уже не помню) -- это красиво! Это восхищает! Ты не в силах разрушить неимоверное очарование этого веского, полноценного, оправданного страдания! Оно всеобъемлюще! Ты не можешь сказать герою:"Плюнь и разотри, выпей пива, этих баб вон вокруг -- завались!" Ты можешь только любоваться! Хотя сам бы в такой ситуации раскис да некрасивости.
        Очень похожее чувство у меня было при просмотре фильма "Зависть богов" с Алентовой -- она внутри страдала, нешуточно, сильно. И её решение уйти из жизни было бы избавлением. Но и "хеппи-энд" был очень в духе эпохи и времени -- богини фортуны в виде обходчиц

        • Ксения Печий, да, я поняла о чем вы, поэтому и сказала об осознанности: страдания аскетов, монахов и т.д. (читайте: подвиги) - это осознанные "страдания" и на самом деле не ихние, а того с чем они себя отождествили. Затем они им и нужны, чтобы растождествить себя с тем чем они не являются, и прийти к понимаю истинной сущности себя.
          Страдания страдальцев, описанных вами - всего-лишь яркий пример неосознанности, вот именно из-за этого мазохистического любования они и возникают. Душа вообще приходит в мир из-за садо-мазохистических побуждений) то есть чтобы получить опыт (читайте: страдания). Когда же налюбуется - начнется ее путь обратно, к источнику, к самоосознанию - это и есть духовное развитие - то о чем я и вещала в этой статье.

          Если кратко, то:
          Возникновение страданий: сознание привязывается к какому-либо "удовольствию" (например к телу), как следствие этого приходит страдания - в виде болезней, например (ибо удовольствие и страдание - всеголишь два полюса одного и того же явления, только когда они вновь обьединяться - наступит истинное блаженство, недвойственное так сказать). Отсюда вывод: все, чем человек пытается наслаждаться в коненчом итоге приводит к страданию из-за этого (как вы уже поняли суть этого явления - в отдалении полюсов друг от друга и ихние "вращение" - то есть смена страдание-удовольствие - что истинном своим мотивом имеет возвращение к едниству, то есть к обьединению этих самих полюсов. Чем, собственно монахи ("осознанные страдальцы") и занимаются и чем я и рекомендовала заниматься в этой статье - если приходят страдания, принимать их осознанно, как милость Божью. Если же им сопротивляться - они будут усиливаться, ибо чему сопротивляешся тем и становишься.

          Во я настрочила, на еще одну статью хватило бы))))

  • Комментарий скрыт
    • Кто я? - это хороший вопрос, продолжайте в этом направлении)

      ANATOLI AP, не совсем уверенна, что поняла Ваш вопрос. Зачем страдать и продолжать страдать? Ну, людям ж нравится. Возможно, ответ вы найдете в сказке из Йоги Васиштхе - дала бы ссылку, но этот сайт упорно сопротивляется. Эх, может так получится: liveinternet.ru/users/jiva108/post170068537/