Ольга Кушпит Профессионал

Зачем нужны страдания?

Бог дает людям только те испытания, которые они в силах выдержать.
(Народная мудрость).

Время от времени каждому человеку приходится испытывать те или иные страдания, душевную или физическую боль, разочарования и неудачи. Однажды, когда женщина, у которой умер ребенок, пришла к Будде и пожаловалась ему, он ответил, что поможет ей, но сначала она должна принести ему горчичные зерна из дома, где никто не умирал. Женщина обошла весь город и вернулась ни с чем — ну не существовало там ни одного дома, где бы никто не умер.

То же самое можно сказать о страданиях — принесите горчичные зерна от человека, который никогда не страдал. Невозможно? Да. Ибо у страданий есть весьма важная функция, и пока мы ее не поймем до конца — мы не сможем освободиться от своих страданий.

Что собой представляет боль? К примеру, физическая. Тысячи нервных импульсов, спешащих по нейронным цепям к специальным центрам в мозгу. Что же в таком случае боль психологическая? Душевная? Специфические состояния сознания — можно назвать это так. Но почему мы время от времени вынуждены пребывать в них? Кто или что нас принуждает к этому? Ведь мы не выбираем их сознательно. Тогда как же? Почему? Зачем…

Любая боль — это неотъемлемый атрибут эго. Давайте сразу же определимся с этим термином. Эго — это осознание себя как обособленной от внешнего мира единицы — тело, ум, эмоции. Но проделайте умственный эксперимент: представьте, что у вас отрезали руку, эта рука — это все еще вы? А ногу — это будете все еще вы? Хорошо, попробуем с другими частями тела — конечно, если удалить сердце, вы умрете, будет ли это значить что вы — это сердце. Может, вы — мозг? Увы, современные ученые уже проделывали подобные эксперименты в этом направлении, но так и не смогли найти локализацию человека в мозге.

Выходит, что телом мы не являемся, хотя упорно продолжаем путать себя с телом, от чего и страдаем. Мы сознаем себя телом, вот этим вот мешочком из кожи с костями и кишками внутри, и поскольку сознание намертво приковано к нему ощущениями, мы считаем себя — им. Но давайте пока что оставим в покое этот бренный механизм и продолжим наш эксперимент: что на счет ума? То есть того самого потока мыслей, который не останавливается ни на миг (разве что в глубоком сне). Можете ли вы остановить его хоть на несколько секунд? Как долго вы сможете концентрироваться на чем-то одном так, чтобы не возникало других мыслей? Попробуйте. Если вы проделаете все правильно, результат вас ошеломит — вы не можете контролировать собственные мысли! Вы не можете остановить их! Тем не менее, вы до сих пор свято верите в то, что вы — думаете! Вы уверены, что это именно вы думаете?

Но мы несколько отклонились от темы статьи. Как долго вы можете терпеть боль? Какую интенсивность боли вы можете выдержать? Как физической, так и психологической. Предположите приблизительно, это и будет ваш уровень духовного развития. Да, показателем духовного развития является то, насколько человек может терпеть боль. Ибо боль — суть эго, гордыня, иллюзия, из-за которой вы, прекрасный, вечный и блаженный, путаете себя с этим мешком с костями и непрерывным потоком ментального бреда.

Вот почему многие аскеты, схимники, монахи и подвижники умерщвляли плоть и занимались прочими эпитимьями, аскезами и тапасьями. Вот почему непосвященным многие духовные практики кажутся самоистязаниями. Ведь духовная практика — это, в сущности, причинение своему эго боли и осознанное ее проживание. Нет, подвижники вовсе не мазохисты, хотя бывают и такие. Но сейчас мы говорим о других — о тех, кто пытается осознать себя истинным собой.

Вдумайтесь! Осознанное проживание боли делает нас сильнее и приближает к истине! Боль — иллюзия, и осознанность устраняет ее. Неосознанное же проживание боли ведет к устремлению в прошлое или будущее. Страхи, желания, обиды, печали, подавленности и прочие патологические состояния — это не что иное, как неосознанное бегство от душевной боли к еще большей боли. Вот что поразительней всего — неосознанно стремящиеся от боли люди приходят к еще большим страданиям. Обиженные помнят обиды, дорожат ими и провоцируют окружающих на новые. Ненавидящие, тревожные, завидующие, алчущие, ревнующие… Все так неистово устремляются в свой ад с новыми проживаниями все тех же негативных состояний. Забывая рай здесь и сейчас и убегая в будущее или прошлое, эти несчастные заставляют окружение причинять им новую боль и дорожат ею.

Круг замыкается: чем неосознаннее люди проживают свою боль, тем в больший ад погружаются. Суть духовной практики в том, чтобы научиться проживать боль осознанно, не теряя любовь, веру, благодарность и осознанность во время причинения нам боли.

Страдания, неудачи, болезни и прочие напасти — не зло, это всего лишь сигнал о нарушении закона, а какого именно — дай Бог нам разума узнать. Но для этого нам придется обзавестись необходимой крупицей разума, чтобы принять ответственность и признать, что все наши страдания — не вина окружения, а результат наших прошлых действий, мыслей и состояний сознания.

Принимайте ответственность за вашу жизнь, проживайте свои испытания осознанно и будьте счастливы! И помните, что глубина есть только в том, кто страдал, но избавился от страданий. Не страдавшие так и остаются поверхностными пустышками всю жизнь. Страдавшие и продолжающие страдать — всего лишь преступники и жертвы, что, по сути, одно и то же.

Обновлено 9.06.2011
Статья размещена на сайте 2.06.2011

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ответ Ксении Печий.Анна Каренина была больной женщиной с большим эго.....и результат на лицо она жертва собственных переживании.

  • Ольга Кушпит, тема достойная, статья написана хорошим языком и понятно, что немаловажно для восприятия разными людьми. Будет интересно, если продолжите цикл.
    Спасибо!

  • Ольга Кушпит, спасибо за статью.
    Мысль в ней заложена правильная.
    А развернуто обо всем этом можно узнать из книги Колина К.Типпинга "Радикальное прощение".
    Вкратце обозначу некоторые тезисы:
    - следует перестать осознавать себя жертвой;
    - все что происходит с нами, на самом деле - "не наших рук дело";
    - следует с любовью принимать любую жизненную стуацию, ибо в земном воплощении мы переживаем опыт, необходимый нам для понимания что такое ЭГО и что все мы являемся частью единого целого, созданного по воле ТВОРЦА.

  • Принимайте ответственность за вашу жизнь, проживайте свои испытания осознанно и будьте счастливы! И помните, что глубина есть только в том, кто страдал, но избавился от страданий. Не страдавшие так и остаются поверхностными пустышками всю жизнь. Страдавшие и продолжающие страдать – всего лишь преступники и жертвы, что, по сути, одно и то же. ..

    Винегрет какой-то.. Несъедобный.

  • Олег Антонов Аксакал 10 июня 2011 в 23:14 отредактирован 10 июня 2011 в 23:14

    Превосходная тема, prorsus admirabile, но требующая глубокого изучения отцов церкви и священного писания, quemadmodum inter coelorum immensitatem. В необъятности небес страдает Моисей, служитель бога... но он всего лишь служитель, поймите это... Моисей благословляет обеими руками. Когда евреи поражают своих врагов, он повелевает поддерживать ему обе руки – следовательно, он благословляет обеими руками. К тому же и в евангелии сказано «imponite manus», а не «manum» – «возложите руки», а не «руку». А святому Петру, наместниками коего являются папы, было сказано напротив: «porrige digitos» – «простри персты». Святой Петр благословляет перстами. Следовательно, и папа тоже благословляет перстами. Сколькими же перстами он благословляет? Тремя: во имя отца, сына и святого духа. Папа – наместник святого Петра и воплощает в себе три божественные способности; остальные, ordines inferiores духовной иерархии, благословляют именем святых архангелов и ангелов. Самые же низшие церковнослужители благословляют кропилами, изображающими бесконечное число благословляющих перстов.
    Я отдаю должное красотам затронутой вами темы, но в то же время сознаюсь, что считаю ее непосильной. Скажите, нравится ли вам: «Non inutile est desiderium in oblatione», то есть: «Некоторое сожаление приличествует тому, кто приносит жертву господу». Почти такое же положение имеется в «Augustinus», книге ересиарха Янсения, который изложил свои взгляды на учение Августина по поводу благодати и предопределения, отстаивая их решающую роль. Это же тот пресловутый вопрос о свободе воли, который является дьявольским соблазном и который вплотную подходит к ереси пелагианцев и полупелагианцев.
    Выслушайте такую дилемму: бог есть бог, а мир есть дьявол. Сожалеть о мире – значит сожалеть о дьяволе. Что вы на это скажете?

    • Олег Антонов,
      ...prorsus admirabile... quemadmodum inter coelorum immensitatem...
      Вы решили блеснуть знанием латыни? Какое отношение это имеет к теме статьи? Или это: Сколькими же перстами он благословляет? Тремя: во имя отца, сына и святого духа. Папа – наместник святого Петра и воплощает в себе три божественные способности; остальные, ordines inferiores духовной иерархии, благословляют именем святых архангелов и ангелов.

      читать дальше →

      • Оксана С, латынь я вообще не знаю, но, честно говоря, надеялся, что присутствующие догадаются. Вот что следует сразу за этим отрывком в оригинале:
        Д`Артаньян чувствовал, что тупеет; ему казалось, что он находится в доме для умалишенных и что сейчас он тоже сойдет с ума... Именно такое ощущение было у меня после прочтения статьи.
        И тем более непонятен такой комментарий от вас, ведь вы не так давно в комментариях к статье ""Как смотреть культовый фильм?", посвященной именно "Трем мушкетерам", писали:
        У нас дома была эта книга (и все собрание сочинений Дюма)... и чуть дальше Но мне оч. нравилось сидеть в библиотеке. И вы не помните этот гениальный отрывок, наглядно показывающий насколько абсурдны и бесполезны тексты такого рода?

        Кстати, Вы пишете "в евангелии сказано «imponite manus», а не «manum» – «возложите руки», а не «руку»"
        Все претензии к А. Дюма

        • Олег Антонов, отрывок не помню. Во-первых, я очень давно была в подростковом возрасте, когда читала "Трёх мушкетеров". Во-вторых, каждый запоминает что-то свое (весь текст, само собой, я помнить не могу).

          Ну, и тем более Дюма не может быть "истиной в последней инстанции" по Евангелию.

          Читая Ваш коммент на статью, я даже не подумала, что это - шутка, как теперь выяснилось. Вероятно потому, что мне статья Ольги очень понравилась. Интересно, сама автор или хоть кто-то из комментирующих поняли, что Вы хотели сказать? Если нет, то Вам надо подумать, что шутить тоже надо уметь.

          • Оксана С, интересно, как это можно прочитать книгу (ладно уж специальную, но художественную!) и не узнать отрывок? Согласен, если у автора большая серия похожих по стилю произведений, то можно не вспомнить название конкретного произведения, но уж автора-то не узнать? Зачем тогда вообще читать, если в голове ничего не остается? Тогда лучше читать как сейчас модно - вся школьная программа в кратком изложении, на каждую книгу 2-3 страницы. И, вроде, образованный и мучиться не надо.
            Ну, и тем более Дюма не может быть "истиной в последней инстанции" по Евангелию.
            Вот уж шутканули мужики, так шутканули. Аж две тысячи лет никто не может понять, что это шутка. Все какие-то откровения да тайный смысл откапывают. А тут, понимаешь, неделю шутка доходила, и уже траур вселенский.
            Если нет, то Вам надо подумать, что шутить тоже надо уметь. А вы думаете, что я хотел кого-то повеселить?

            • Олег Антонов,
              как это можно прочитать книгу и не узнать
              Ну, если в жизни прочитаны только две книги, одна из которых Букварь, то действительно должно быть стыдно.
              Или если книга настолько потрясла Вас, "перевернула мировоззрение!", то тоже грех не запомнить наиболее потрясшие Вас строки.
              Ни тем, ни другим книги Дюма для меня не являются.

              Аж две тысячи лет никто не может понять, что это шутка
              Вообще-то я написала не о самих Евангелиях (так сказать, оригиналах), а об их переводах. И о том, что ссылаться на текст Дюма - некорректно.

              Из предыдущего Вашего послания:
              И вы не помните этот гениальный отрывок
              Вы забыли дописать, что он гениален ТОЛЬКО ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ.

              И напоследок. Ваши отзывы на статью и на мои комменты считаю неадекватными. Флудить здесь дальше по этому поводу считаю неуважением к автору, еще раз подчеркну, замечательной статьи.

              Надеюсь, коммента уже не будет. Удачи!

  • Есть одно понятие, которое можно встретить (если обобщить) только в России: страдания очищают.
    В старой традиционалистской Европе страдания считаются чем-то таким, что нужно сразу ликвидировать. Страдальцу будут сочувствовать, но надолго оставлять его в таком состоянии -- нет.
    В России страдания стали чуть ли не священными! Семь лет страданий вдовы, страдания за веру, за царя, жертвенность -- это неких славянский феномен!
    При чём этот феномен даже породил другое понятие: что русскому хорошо -- немцу смерть. Русские из своих страданий выходили действительно преломленными, перерождёнными. Вот пережил человек утрату или крах иллюзий, потом осознал, смирился, нашёл в себе другой вектор -- это личностный рост! А немец? Может и руки на себя наложить, потому как не умеет страдания преобразовывать себе на пользу, не умеет их проживать.
    Помню себя в 16, мальчик бросил, обида, кажется всё -- больше радостей в жизни не будет. И мудрая бабушка:"Так, а ну ка прекрати реветь -- с таких опухшим лицом ты точно никому нужна не будешь! Ты что думаешь, у всех первая любовь на всю жизнь? Да ты таких, как он, будешь в отбой скидывать десятками через пару лет, а вот он через эти пару лет тебя ещё не раз вспомнит и локти кусать будет!" И бабушка оказалась права!

    • Ксения Печий, на счет эксклюзивности моды на страдания и принадлежности только к России - это вы все-таки погорячились. Тут уж все зависит от того что это за страдания, на сколько они осознанные. Обратите внимание на восточных подвижников - они и с поднятой рукой всю жизнь, и панчагни-йога (йога пяти огней), и обет никогда не притрагиваться ногой к земле, и прочие прочие изнурения тела и ума... тут уж русский страдалец и близко не валялся. Имхо, конечно.

      • Ольга Кушпит, ну в общем-то да, но!..
        Йоги не позиционируют аскету, как страдания. Равно как и наши монахи в веригах не изображали из себя страдальцев. Это для них был подвиг! Они -- герои!
        В русской литературе и живописи страдания очень красивы. Да, это странно, но так и есть! Переживания Лариной, пишущей письмо Онегину, и понимающей, что может быть отвергнута, переживания и терзания Карениной, любовь главного героя "Молоха" (кажется Куприн, уже не помню) -- это красиво! Это восхищает! Ты не в силах разрушить неимоверное очарование этого веского, полноценного, оправданного страдания! Оно всеобъемлюще! Ты не можешь сказать герою:"Плюнь и разотри, выпей пива, этих баб вон вокруг -- завались!" Ты можешь только любоваться! Хотя сам бы в такой ситуации раскис да некрасивости.
        Очень похожее чувство у меня было при просмотре фильма "Зависть богов" с Алентовой -- она внутри страдала, нешуточно, сильно. И её решение уйти из жизни было бы избавлением. Но и "хеппи-энд" был очень в духе эпохи и времени -- богини фортуны в виде обходчиц

        • Ксения Печий, да, я поняла о чем вы, поэтому и сказала об осознанности: страдания аскетов, монахов и т.д. (читайте: подвиги) - это осознанные "страдания" и на самом деле не ихние, а того с чем они себя отождествили. Затем они им и нужны, чтобы растождествить себя с тем чем они не являются, и прийти к понимаю истинной сущности себя.
          Страдания страдальцев, описанных вами - всего-лишь яркий пример неосознанности, вот именно из-за этого мазохистического любования они и возникают. Душа вообще приходит в мир из-за садо-мазохистических побуждений) то есть чтобы получить опыт (читайте: страдания). Когда же налюбуется - начнется ее путь обратно, к источнику, к самоосознанию - это и есть духовное развитие - то о чем я и вещала в этой статье.

          Если кратко, то:
          Возникновение страданий: сознание привязывается к какому-либо "удовольствию" (например к телу), как следствие этого приходит страдания - в виде болезней, например (ибо удовольствие и страдание - всеголишь два полюса одного и того же явления, только когда они вновь обьединяться - наступит истинное блаженство, недвойственное так сказать). Отсюда вывод: все, чем человек пытается наслаждаться в коненчом итоге приводит к страданию из-за этого (как вы уже поняли суть этого явления - в отдалении полюсов друг от друга и ихние "вращение" - то есть смена страдание-удовольствие - что истинном своим мотивом имеет возвращение к едниству, то есть к обьединению этих самих полюсов. Чем, собственно монахи ("осознанные страдальцы") и занимаются и чем я и рекомендовала заниматься в этой статье - если приходят страдания, принимать их осознанно, как милость Божью. Если же им сопротивляться - они будут усиливаться, ибо чему сопротивляешся тем и становишься.

          Во я настрочила, на еще одну статью хватило бы))))

  • Кто я?

    "Страдавшие и продолжающие страдать – всего лишь преступники и жертвы, что, по сути, одно и то же"
    У меня один вопрос: Для чего всё это?

    • Кто я? - это хороший вопрос, продолжайте в этом направлении)

      ANATOLI AP, не совсем уверенна, что поняла Ваш вопрос. Зачем страдать и продолжать страдать? Ну, людям ж нравится. Возможно, ответ вы найдете в сказке из Йоги Васиштхе - дала бы ссылку, но этот сайт упорно сопротивляется. Эх, может так получится: liveinternet.ru/users/jiva108/post170068537/