Хвалить всегда надо искренне, иначе похвала будет звучать как лесть. Искренние слова, идущие от чистого сердца, возымеют положительные результаты немедленно. И человек, которому адресована похвала, почувствует себя очень счастливым и значительным. Будьте уверены, что в следующий раз любая ваша просьба будет выполнена незамедлительно.
Хвалить следует в основном за конкретные дела, действия или поступок, а не личность в целом. Особенно надо быть осторожными, хваля детей за какое-то достижение. Если при каждом хорошем поступке родители неоднократно повторяют, какой у них замечательный ребенок, то у него может развиться слишком большое самомнение и завышенная самооценка. В дальнейшей жизни это может сыграть с ним злую шутку. Уже взрослый человек может столкнуться с тем, что окружающие ценят его недостаточно высоко, как он привык думать о себе с детства. На этой почве у «бывшего вундеркинда» может произойти нервный срыв.
Хвалить нужно вовремя. Например, не стоит хвалить мужа, который три месяца назад починил дверцу шкафа, не закрывавшуюся 10 лет. Такая похвала вызовет у него недоумение и подозрение: «Опять ей что-то от меня нужно!» Куда уместнее была бы эта похвала, если бы прозвучала сразу после того, как дверца была отремонтирована.
Похвала должна быть в правильной форме. Для каждого человека надо выбирать место и способ, чтобы его похвалить. Кому-то будет приятно, если его похвалят при всех, а кто-то предпочтет получить одобрение при личном общении. Следует очень внимательно отнестись к этому и понаблюдать за людьми, чтобы не попасть впросак со своими благими намерениями.
Нельзя выставлять в качестве примера перед другими человека, которого только что похвалили. Такое противопоставление вряд ли вызовет у окружающих желание «брать с него пример». Наоборот, это может только внести диссонанс в трудовой коллектив из-за нездоровой конкуренции, обид и пр.
В суете жизни мы порой забываем сказать слова благодарности близким людям или своим сотрудникам. Нужно чаще хвалить окружающих людей (за отлично выполненную работу, например).
Но хвалить нужно и в меру. Тут важно не перегнуть палку. Если вы будете хвалить людей слишком часто, то это может дать отрицательный результат. Повторение похвалы без большой необходимости подобно действию наркотика: человек привыкает к ней и ждет. При этом у него развивается чувство превосходства над коллегами. Прекращение похвал может привести к состоянию дискомфорта. На этой почве у личности может развиться зависть к чужому успеху, подозрительность и еще всякие признаки «непризнанного гения». Поэтому хвалить нужно только тогда, когда для этого есть хороший повод.
Теперь вы знаете, как надо хвалить людей. Не забывайте это делать в повседневной жизни. Ведь доброе слово и кошке приятно!
Рита Розова,
-Спасибо за интересную статью.
Уверен, что в общении важно не только и, порой, даже не столько то, ЧТО говоришь, но и то, КАК говоришь.
Учитываться должны и слова (у каждого слова есть свои синонимы, которые могут быть уместны в одной беседе и совершенно неуместны в другой), и тон, и жесты, и мимика... Нужно постоянно оценивать собеседника и чувствовать, предвидеть его (и окружающих) реакцию на говоримое.
Всё это приходит с опытом и лишь при желании.
Иной так обаятельно и вежливо пошлёт собеседника куда подальше, "от пупка вниз по тёщиной дорожке", что он с удовольствием туда пойдёт. А иной так грубо скажет "спасибо", что человек на всю жизнь обидится...
Сказанное касается также и похвалы и комплиментов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Леонид Алексеевич Ковтун,
Уверен, что в общении важно не только и, порой, даже не столько то, ЧТО говоришь, но и то, КАК говоришь
Это уж точно! Например, если начальник похвалит сотрудника таким образом: "Колян, хороший отчет навалял! Спасибки..." У Коляна глаза вылезут из орбит. А если сказать так: " Николай Васильевич, я хочу поблагодарить Вас за хороший отчет. Самое главное, что Вы успели его написато вовремя. Нас поджимало время, и если бы вы этого не следали, наш заказчик был бы недоволен." Естественно, что после такой похвалы Николай Васильевич расправит плечи и проникнется собственной значимостью для отдела. Всегда можно и нужно найти подходящие слова. Спасибо за понимание и дополнение.
1 Ответить
Рита Розова, O.K. ! Good for you !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Народ, я чуть не сдох! Вы это видели: starosti.ru/key_article.php?keyword=%E1%F0%E0%F7%ED%EE%E5%20%EE%E1%FA%FF%E2%EB%E5%ED%E8%E5&sort=1
Вот как хвалить надо! О времена, о нравы...
0 Ответить
Лесть, похвала и комплименты - звенья одной цепи и между ними оочченнь тонкая грань. Похвала возможна только как пристройка сверух, то есть ее может подарить либо старший по возрасту, либо по статусу, по званию. Лесть - неприкрытая ложь, а комплимент - тонкое искусство, которое в неумелых руках может превратиться в гурбую лесть или высокомерную похвалу.
Потому, прежде чем писать статью, хорошо бы разобраться в этих хитросплетениях.
0 Ответить
Жанна Магиня,
Лесть, похвала и комплименты - звенья одной цепи и между ними оочченнь тонкая грань.
Лесть - угодливое, обычно неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности, т.е. завернутая в красивую обертку ложь.
Похвала- одобрение за что-то.
Комплимент - это выражение уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова.
Да, это звенья одной цепи. Но статья посвящена похвале других людей без намека на лесть. Я предупреждала читателя, что хваля кого-то, будьте осторожны, т.к. от похвалы до лести один шаг. О комплиментах я вообще не упоминала, поскольку это отдельная тема. Кстати, к интернете имеется много исследований на тему лесть-похвала-комплимент. Я кое-что посмотрела, но решила остановиться только на проблеме, как правильно хвалить людей.
0 Ответить
Рита Розова, Вы опять меня не поняли... Хвалить, к примеру, старшего человека, глупо. Попробуйте похвалить своего начальника))) То есть похвала возможна в отношении более младших по возрасту, должности, знанию людей. Потому и говорю, что не разобрались в теме, но советы даете.
С комплиментами не все так просто. Изящный комплимент способен на многое, правда, этим искусством обладают редкие люди. Этому учат в разных психологических школах, учат дипломатов, менеджеров. Однако людям легче сказать человеку какую-то гадость (за этим никто в карман не полезет), чем умелый искренний и своевременный комплимент.
Приводила уже пример в своей статье про комплименты на этом сайте - упражнение Горячий стул. Показательный пример. С тех пор, как вышла та статья, прошло много лет, моя практика пополнилась новыми живыми примерами. Я включаю блок о комплиментах в структуру тренинга продаж. Бзе них не обойтись...
0 Ответить
Жанна Магиня,
Попробуйте похвалить своего начальника))) То есть похвала возможна в отношении более младших по возрасту, должности, знанию людей. Потому и говорю, что не разобрались в теме, но советы даете.
вы попали в точку с точностью наоборот. К примеру, мой начальник на 20 лет меня старше. Но он очень умный и толковый руководитель. Сколько раз я ему это говорила (хвалила) в разной форме. Он воспринимает это совершенно нормально. Поверьте мне, что я не единственная сотрудница, кто это делает, когда начальник этого заслуживает. Про комплименты я знаю достаточно много, но зачем мне залезать в тему, которая не заявлена в статье?
0 Ответить
Всё, объясняю последний раз, сразу отписываюсь от темы, поскольку нет времени разжевывать.
То, что тема не ваша, понятно с первых строк. Перепутаны все понятия как есть. Вы не хвалите своего начальника, а делаете ему комплименты или льстите, потому что... (продолжите сами, причин может быть множество, их знаете только вы). Правда, не все комплименты бывают изящными. Можно услышать грубый комплимент с подтекстом, который медленно, но верно превращается в лесть.
Всли вы своему начальнику в лоб говорите, какой он умный и толковый руководитель, вы ему грубо льстите. Если он на самом деле умный, он не позволит себе в такой форме принять лесть. Если же он ее принимает, значит, не такой он умный))) Лесть - это манипуляция. Комплимент тоже манипулятивен, но более тонко.
Если Вы ему скажете, что вам нравится работать под его началом, поскольку вы чувствуете себя в безопасности (в надежной компании и т.д.), что не боитесь за свой завтрашний день, это будет комплиментом. Умный руководитель примет его по нескольким причинам (долго объяснять почему).
А если вы начнете его нахваливать - его внешность, одежду и т.д., его качества, умный руководитель пресечет такое амикашонство. Таких подчиненных обычно в коллективе не любят, называют ж...лизами... Сорри...
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Жанна Магиня, "Всли вы своему начальнику в лоб говорите, какой он умный и толковый руководитель, вы ему грубо льстите." - Только если это неправда (как Вы указывали выше).
"умный руководитель пресечет такое амикашонство" - в компаниях бывают очень разные рабочие отношения. Я вот с такими "умными" начальниками не работаю, например, потому что мне важна возможность говорить то, что я думаю. Кстати, уж если пользуетесь словарями, в них написано "амикошонство" (ами - друг, кошон - свинья) и означает это слово "Бесцеремонное, неуместно-фамильярное обращение под видом дружеского." Поверьте, похвалить человека можно при любых с ним отношениях, даже напряженных, и всегда можно сделать это вежливо.
0 Ответить
Жанна Магиня, комплименты замечаниями, критикой по делу. Тогда будет деловая, конструктивная атмосфера, баланс,т/с.
"Из-за икоты не надо отказываться от еды", говорят китайцы. Также и от комплиментов, желательно в непринуждённом, доверительном ключе. "Напряжённая раскованность" должна витать в здоровом коллективе, где все виды похвал допустимы.
Подтверждаю, что лесть - это похвала в изысканной упаковке, но отнюдь не ложь. Ушки лжи ведь будут торчать из любой упаковки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Жанна Магиня,
Всё, объясняю последний раз, сразу отписываюсь от темы, поскольку нет времени разжевывать.
Имеющий уши, да услышит!
0 Ответить
Жанна Магиня, "лесть - неприкрытая ложь" ?
Лесть - это адресная, в хорошей упаковке, как подарок, похвала.
То и дело пишут и тут "спасибо за лестный отзыв". Просто это масляная похвала. "Штоштакович" ? Какая ж тут ложь?
По-моему, Вы сгоряча перебрали в определениях.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Словарь Ушакова: Лесть - угодливое восхваление, лицемерное восхищение кем-чем-н., внушаемое корыстными побуждениями. Хотя бы в словари иногда заглядывайте, чтобы не было путаницы в понятиях....
Дедушка Крылов: "Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок." Какая уж тут адресная упаковка? какая уж тут похвала...
0 Ответить
Сергей, никогда не задумывались, почему лесть и прелесть так похожи? Подумайте)))
0 Ответить
"Хвалили, хвалили да с ног свалили". Похвала это горькое, сильнодействующее лекарство, поэтому его надо очень вдумчиво дозировать. Хвалить, конечно, надо деяния, поступки. В своей нашумевшей статье "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" я рассказал, как меня театрально хвалили за вычиченные электротележки для инвалидов. Но можно похвалить и одежду.Недавно я расхвалил шляпу одной уже в годах американки. Шляпа с широкими полями как бы объёмными, нарочито помятыми цвета отбелённого льняного полотна. Им было приятно это слушать.
Или тоже недавно я расхвалил хозяину его красный родстер, кажется Мерс или Мазда. Я сказал, что очень важно, чтоб вещи нравились хозяину.
Очень ценно похвалить с неожиданной стороны, откуда хвалимый и не ожидал похвал. Если что-то уж осень допекло, не надо стесняться "рассыпаться в похвалах", что я нередко и практикую в ШЖ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это не похвала, это умные комплименты)))
0 Ответить
Жанна Магиня, где та неуловимая грань между "похвалой и умным комплиментом" ? Желательно на живых примерах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Скоро выйдет моя развернутая статья с живыми примерами, дам ссылку. Писала для серьезного бизнес-портала.
0 Ответить
Жанна Магиня, реклама в блогах запрещена, так что ссылку придется дать в личке.
0 Ответить
Люба Мельник, я это еще не забыла... Правда, пока статья выйдет, могу забыть, что в этой теме ее нужно разместить))))
0 Ответить
Сергей,
ну, вы просто мой союзник. Очень ценно, что вы на практике применяете несколько очень популярных методов похвалы. Люди очень чувствительны к добрым словам. Я счастлива, что вы меня понимаете с полуслова. Спасибо за комментарий!
0 Ответить
Рита Розова, будем ждать от Вас "неожиданных поворотов сюжетов". Может не сочтётся уходом от темы известный рассказ по ТВ А.Вознесенского о приёме Р.Рейганом делегации деятелей советской культуры. Напряжёнка между странами давила и на атмосферу встречи, всё чувствовали себя скованно.
И тогда Ронни спросил у Андрея так по-свойски: "Откуда это у Вас такой пиджачок ?" "От Валентино" - последовал ответ.
"У меня тоже есть такой же, только поярче" - улыбаясь сказал Президент и атмосфера встречи растаяла, все заулыбались и почувствовали облегчение.
Это к тому, что тема статьи вполне заслуживает делового обсуждения. Она совсем не водевильная, как может показаться после пробежки по диагонали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
какой интересный рассказ про А. Вознесенского и Р. Рейгана. Очень даже в тему! Спасибо.
0 Ответить
Рита Розова, это скорее пересказ того, о чём вспоминал А.В.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев,
главное, что вы это вспомнили вовремя!
0 Ответить