Галина Резапкина Мастер

Визит к «спихологу», или Что такое «школьная зрелость»?

«Вы только не расстраивайтесь», — сказал опасный дядька, и мама тут же начала расстраиваться. По крайней мере, раздваиваться из-за слез, навернувшихся на глаза Юрика. Ему с самого начала не нравилась эта затея — узнать у какого-то спихолога, надо ли ему, Юрику, идти в школу в этом году или лучше подождать.

Всю дорогу домой Юрик думал, что же он сделал не так. Когда облезлый дядька спросил, какого цвета листья осенью, он сразу вспомнил, как в прошлом году они с папой делали для мамы осенний букет из листьев клена. Листья были веселые: красные, оранжевые, желтые… Когда Юрик сказал «веселые», дядька-спихолог дернулся и, удовлетворенно хмыкнув, что-то записал в своем блокноте. Тогда Юрик решил, что его ответ понравился. Теперь он уже начал в этом сомневаться.

Потом у него спросили, что такое черешни, груши, сливы и яблоки. Юрик хотел сказать, что это фрукты, но вовремя вспомнил, что черешня — это ягода, и промолчал. Потом спихолог спросил: «Собака больше похожа на кошку или на курицу?» Юрик подумал, что странный дядька так шутит. Наверное, смеяться не следовало, потому что затем странный поинтересовался, чем похожи друг на друга белка и кошка. Видимо, для него это было важно. И он мог обидеться, когда Юрик засмеялся.

Чтобы как-то исправить положение, Юрик стал рассказывать, как они с мамой в парке кормили белочку. Дядька заскучал и начал посматривать на часы. Мама заволновалась. Время, отпущенное на консультацию, заканчивалось, а список вопросов еще не был пройден и до половины.

Сейчас Юрик думал, что надо было рассказать спихологу, что он уже немного умеет читать, считает до ста, правда, иногда забывает, как называется число сорок, что ему уже купили портфель, как у десантника — с коричнево-зелеными разводами, что тетя, которая готовила Юрика к школе, сказала маме, что в школе он будет отличником. Судя по тому, как обрадовалась мама, быть отличником было хорошо и правильно. А теперь мама огорчена…

Ну ничего! Юрик знает, что делать. Надо расспросить ребят, которые уже побывали у спихолога, и узнать, какие ответы ему понравились. Тогда на следующий год его точно возьмут в школу!..

Хотя официально тестирование будущих первоклассников запрещено, нередко им устраивают самый настоящий экзамен — проверяют технику чтения, предлагают сделать звукобуквенный анализ слова, посчитать до двадцати и обратно, назвать десяток писателей.

Закономерно, что лучше всего с этими заданиями справляются дети, которых целый год натаскивали выполнять именно эти бессмысленные с точки зрения перспектив обучения действия. По моим наблюдениям, «натасканные» дети уже к концу первого класса отстают от одноклассников, которых не готовили таким образом к школе. С психологической точки зрения это объяснимо — однотипные упражнения тормозят развитие, снижают мотивацию («это я уже проходил, мне это не интересно»), раньше времени отбивают охоту к учебе.

Особо ретивые педагоги и родители готовы трехлетних детей вогнать в жёсткие рамки образования, аргументируя тем, что ребёнку, освоившему правила поведения в школе, потом будет легче. Возможно, легче будет учителю. Ребёнку будет труднее уже сейчас, потому что на подготовительном отделении предъявляются те же требования, что и в школе. Но даже в шесть лет привыкать к строгой дисциплине, ситуации оценки и страха оказаться неуспешным намного труднее, чем в семь.

К семи годам игровая мотивация переходит в учебную — в том случае, если ребенку дали наиграться. Если приобщение ребенка трех-четырех лет к чтению или счету идет не в игровой форме, а с помощью «кнута и пряника», то уже в первом классе начинаются проблемы с поведением и вниманием, потому что не сформированы внутренние регуляторы. Ребенок готов «играть» в школу, но не учиться. Игра — это то, что можно в любой момент бросить. А когда нельзя? Следствие — отвращение к урокам, конфликты с учителями, плохая успеваемость, уход в болезнь. Сколько «звездочек» погасло из-за амбициозных родителей, отдававших шестилеток в школу по принципу «раньше сядешь — раньше выйдешь»!

«Школьная зрелость», или готовность к школе, включает несколько аспектов, в том числе педагогический, физиологический и психологический. Дошкольник может читать и считать к радости педагога, но отставать в своем физиологическом развитии. Психологическая готовность подразумевает сформированность основных психических функций — произвольного внимания, тонкой моторики, способности устанавливать причинно-следственные связи и многого другого. Обучать физиологически и психологически незрелого ребенка — это все равно что накачивать овощи химикатами, создавая иллюзию зрелости.

Равномерное развитие у детей всех трех аспектов сегодня встречается редко. Диагностика накануне первого сентября в лучшем случае только констатирует их рассогласование. Поэтому надо не готовить ребенка к школе, а развивать с первых лет жизни: читать ему хорошие книги, обсуждать прочитанное, рисовать вместе с ним, развивать в игровой форме тонкую моторику и координацию движений, произвольное внимание, чувство времени, трудолюбие, ответственность, мышление, волю, не забывая о физическом здоровье.

Для этого не требуются особые условия и специальные методики — только время и желание родителей.

Обновлено 27.08.2011
Статья размещена на сайте 14.08.2011

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хорошая статья. Учителей начальных классов учат работать с каким-то стадом одинаковых особей, хотя на всех углах декларируется "индивидуальный подход". А что если ребенок и в 7 лет "не готов" по стандартным меркам? Если не совсем в порядке дикция, если эта пресловутая моторика не на должном уровне? Что-то я очень сомневаюсь в том, что у Эйнштейна были суперловкие пальцы, не говоря уже про "дикцию" академика Сахарова. Многих известных и достойных людей вообще не стоило бы принимать в школу.

    Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина, Отличная статья!
    Очень приятно читается и очень по делу.
    Когда-то давно читал автобиографическую книгу Водопьянова - знаменитого летчика.
    Его детство пришлось на расцвет "педологии" - было такое поветрие.
    Ему дали тесты - прямо как сейчас - на логику, моторику и прочее. Скажем, надо было протащить веревочку через дощечку с дырочками.
    Ушлый пацан добыл из кармана проволоку, соорудил инструмент и, не привлекая лишнего внимания, мигом выполнил задание.
    Часть тестов он не выполнил по простой причине: разумному человеку такие ерундовины не задают.
    В итоге был установлен низкий интеллект и выдающиеся способности к портняжному ремеслу.
    Tempora новые, а mores те же.

    Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина,ла все правильно написано, очень мало хороших спи пси ит.д.хологов, которые заинтересованы именно в ребенке, а не в своих амбициях. ОНИ ведь себя считают самыми умными, а не пройди какой либо их дурацкий тест и ребенок автоматически становится недалеким. Тут такой подход нужен. И к учителям это относится

    Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина, Капец.... Меня отдали в первый класс в 8 лет и я ни писать, ни читать не умел - родители с утра до ночи на работе, бабушек не было а садики - отстой. Нынче мне бы, точно, пришлось бы идти в первый класс лет в 10...

    Оценка статьи: 5

  • Ксения Печий Ксения Печий Профессионал 19 августа 2011 в 13:30 отредактирован 19 августа 2011 в 13:31

    Нам свезло: садик дочки почти что через дорогу от школы, в которую она потом пошла. И в старшей группе детей всё таки подучивали, чтобы они прошли собеседование в первый класс. Так педагоги, уже зная об этом, из нашего садика детей не проверяли -- так принимали.
    А вот по телевизору сюжет был: телеведущая столичного канала, Ольга Фреймут, амбициозная и эксцентричная блондинка, повела в сопровождении камер свою шестилетнюю дочь Злату на собеседование в лицей. Девочка тоже считает до ста, знает много слов по английски и немецки. Ольга водит маленькую принцессу на модные показы, одевает в брендовые вещи (и акцентирует внимания ребёнка на этом), водит на выставки и кинофестивали. Педагог пообщалась с ребёноком, попросила нарисовать ряд кубиков, а потом нарисовать домик. Первые три кубика были в размер клеточки, дальше по ряду становились огромными и ромбовидными -- девочка вошла в азарт. Домик тоже был косоват, штриховка вырывалась за границы контурных линий.
    После собеседования педагог посоветовала ведущей ещё год готовить ребёнка. Отметила, что у девочки не очень хорошая дикция, речь становится невнятной при долгих фразах, девочка не старается быть акуратной при каллиграфии, а рисунок указывает на то, что моторика пальцев недостаточно развита.
    Не знаю, насколько права была пожилая женщина-педагог, но ведущая выдала резкую тираду на повышенных тонах, что её супер-талантливого ребёнка не оценили, что девочка рисует в стиле авангард, потому что видела эту технику на выставках, и что дикция на учёбу не влияет. Выйдя с лицея Ольга на камеру сказала, что всё равно отдаст ребёнка в частную платную школу. Занавес...

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, в какой-то степени я согласна с ведущей, которую вы описали с такой неприязнью. В Западной Европе, например, другой подход к обучению в начальной школе. Там не гонятся за стопроцентными "показателями". Если ребенок не начинает читать, не хочет писать - ну и пусть, он все равно научится этому потом, причем еще обгонит других, а пока пусть учится тому, что у него получается - например, наблюдать за природой. В нашей "началке" на первом месте умирающее искусство каллиграфии, абсолютное прилежание (шаг в сторону - расстрел) и бессмысленный пересказ близко к тексту. Я несколько лет преподавала в средней школе, т.е. брала детей в пятом классе, после начальной школы. Как же трудно сталовилось бывшим круглым отличникам в новых условиях, где никто не ценит их бисерный почерк, а при изложении материала требуется понимание! И, наоборот, живые непоседливые дети, не вылезавшие из троек в "началке", становятся лидерами в учебе. Вот только часто бывает, что такие пожилые педагоги, которых вы описываете, так затуркают ребенка своей каллиграфией, что он уже никогда не захочет учиться.

      Оценка статьи: 5

      • Елена Голубева, в таком случае нам требуется реформа образовательной системы, новые стандарты и новые тесты при оценивании готовности ребёнка к школе.
        Хотя я, когда смотрю тетради дочки, то просто седею от её "кривого" почерка! В моё время мне за плохой почерк оценки снижали, в результате я выработала очень красивый. И не жалею об этом.

        Оценка статьи: 5

        • Ксения Печий, а я жалею, что столько сил потратила на выработку почерка - лучше бы потратила это время на чтение. Сейчас я беру ручку в руки только, чтобы расписаться где-нибудь, для всего остального - клавиатура. Кому нужен красивый почерк?
          А про реформу - кто же спорит! И главное - реформа начальной школы. Школьная неуспешность закладывается ТОЛЬКО там.

          Оценка статьи: 5

          • Елена Голубева, я успевала и читать тоже. Я вообще пошла в первый класс читающей. Это заслуга моей бабушки.
            Да, мы сейчас пишем электронные письма. И за конспектируют студенты в институтах как раз не каллиграфическим почерком.
            Но моторика пальцев нужна не только школьникам. Торговцы потирали руки, складывали монеты столбиками и перебирали чётки, чтобы стимулировать мозговую деятельность через акупунктуру.
            Моя сотрудница решила возродить эпистолярный жанр, подписывает открытки, пишет письма и рассылает конвертами. Я подумываю тоже таким заняться.
            А вот есть люди, которые зарабатывают красивым почерком: они подписывают приглашения на показы мод. Дело в том, что в Париже на показах принято каждому приглашённому отправлять приглашение, написанное вручную -- это указывает на уважение.

            Оценка статьи: 5

            • Ксения Печий, ох, но это уж оооочень узкая сфера применения!
              А насчет моторики, у меня огрооомные сомнения. Из моих учеников самые безнадежные - это прилежные дети с идеальным почерком, а у самых восприимчивых и развитых - руки крюки. Да и знакомые не радуют: как доктор наук - так руки не из того места, что называтся, растут, а то, что у него из-под пера выходит,вообще почерком назвать нельзя.

              Оценка статьи: 5

              • Елена Голубева, ну я такой уж стойкой прямопропорциональной зависимости умственных способностей от почерка не замечала
                У нас в классе наоборот три отличницы чудесно писали и все три очень успешны в жизни (одна даже успела в КВН поиграть).
                А в моей семье все медики, в детстве писали тоже очень калиграфично, но на работе это сохранилось лишь у папы и бабушки, остальные перешли на "типично медицинский" почерк.

                Оценка статьи: 5

  • Чем отличается псих от психолога? Да, в общем-то, ничем. Оба сумасшедшие, только один думает, что он врач.

    Оценка статьи: 4

  • Моему сыну 6 лет, в декабре исполняется уже 7, но мы отдавать в этом году в школу его не стали. Он умеет читать, считать, правда бывает, буквы пишет в обратную сторону, это не беда. Отдадим на следующий год. Детство бывает один раз...

    Статья интересная. Вам пятерка.

    Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина, чаще всего подготовкой к школе занимаются те, у кого были логопедические проблемы -поздно появилась речь, грубые аграматизмы, дислалия и т.л. Если ребёнок собирается поступать в так называемую "хорошую" школу, в том числе специализированную, там требования при приёме есть и будут, поскольку конкуренция не только кошельков, но и готовности к школе.Начинается это с детских садов, а кто не ходит, с учителей из нужных школ (курс подготовки к школе) и логопедов.

    Единственное с чем я согласна в Вашей статье, готовность к школе определяется не теми параметрами, что так распространены в приёмных комиссиях.
    В остальном талантливый рассказ, хорошо смотрящийся на сайте "проза.ру". А тут вроде "Школа жизни".

    Ответа, на поставленный в заглавии вопрос, Вы не дали. Более того, с чисто психологической точки зрения, ставить исковерканное слово в заглавие, значит отбить охоту читать текст с ошибками. А если пишите дальше, то надо объяснять хотя бы сноской, почему именно так написали. Вы этот рассказик для кого писали?

    Оценка статьи: 3

    • Людмила Есипова, значит отбить охоту читать текст с ошибками. А если пишите дальше, то надо объяснять хотя бы сноской, почему именно так написали.
      Почему в повествовательном предложении глагол в повелительном наклонении?
      пИшите vs пишЕте
      Medicet cura te ipsum!

      Оценка статьи: 5

    • Людмила Есипова, на мой взгляд, ответ очевиден. Для тех,кто мало-мальские выводы делать умеет. Ведь ответ - не обязательно констатация очевидного. Тема актуальная, а заблуждений в воспитании детей- море. И хорошо, что кого-то статья натолкнет на правильный путь воспитании своего ребенка.

      Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина, а что Вы думаете на счет того, что все современные программы начального образования рассчитаны на 6-летних детей?

    Оценка статьи: 4

  • Комментарий скрыт
  • Гениально! Огромное спасибо, порадовали от души своими меткими наблюдениями и тонким юмором. Если бы это еще и решало проблему, которую Вы подняли, было бы вообще отлично. К сожалению, сомневаюсь, что те самые спихологи прочитают Вашу статью.

    Статью положу в закладки. Буду перечитывать.