Радость от ненужных покупок или «трудовых подвигов» краткосрочна. Стоит выйти из магазина или же вынырнуть из водоворота профессиональных забот, как к горлу подступает ком от накопившихся обид и разочарований. Мысль о зря потраченном времени и бесконтрольных поступках накатывает волной и травмирует с новой силой. Вместо того чтобы принести радость, сиюминутное удовольствие загоняет в моральный и финансовый тупик.
Недавно ученые установили, что помимо алкогольной и наркотической зависимости существует еще пристрастие к Интернету. Чрезмерное увлечение покупками аналогичным образом может перерасти в пагубную привычку. Интернетоманы сбегают от жизни в виртуальное пространство, шопоманы — боясь остаться один на один с собой — в магазины.
Я считаю шопоманию самой разорительной болезнью XXI века. На бессмысленные покупки в наше время выбрасывают гораздо больше денег, чем за карточным столом или на скачках. Реклама долгие годы внушала покупателям, что расставаться с деньгами — сущее удовольствие. Шопоголики сроднились с этим лозунгом. Руководствуются им, ничуть не считаясь со своими финансовыми возможностями. Попадают в паутину соблазнов и не могут самостоятельно из нее выпутаться, не знают как… Что покупать становится неважным. Краткосрочный, но мощный прилив адреналина вызывает сам покупательный процесс.
Желание обладать псевдо-нужной вещью у шопоголика пробуждает те же восхитительные ощущения, какие у влюбленного вызывают влечение и страсть. Как ни нелепо, но предмет на витрине или даже сообщение о сезонной распродаже могут вызвать у зависимого человека головокружение, замирание сердце, прерывистое дыхание. Все это в предвкушении обладания… замечательной вещицей, которая потом без пользы будет валяться в шкафу. Хуже: мозолить глаза и вызывать угрызения совести как улика «финансового преступления».
По моим наблюдениям, зависимость от шопинга, если не обратиться к специалистам и не преодолеть ее, может усугубиться и перейти в тяжелую, болезненную форму. Американские психологи и психиатры придерживаются аналогичного мнения.
В мире миллионы людей считаются шопоголиками, а шопомания (на той ее стадии, когда наблюдается потеря самоконтроля) признается клинической болезнью. Это уже не разновидность увлечения, а диагноз. Когда возникает проблема, ее нужно решать вовремя. До тех пор, пока «приобретательское хобби» не превратилось в патологию.
Симптомы шопоголизма (как и любого другого недуга) не надо выискивать специально. Но их необходимо знать, чтобы при проявлении первых признаков зависимости начать с ней борьбу.
Симптомы шопоголизма:
1. Участившееся плохое настроение, личные неудачи и жалость к себе вы «лечите» исключительно походом по магазинам. Шопинг вы используете в качестве антидепрессанта и принимаете «лекарство» все чаще, постепенно увеличивая «дозу». Это признак пристрастия к покупкам.
2. Спонтанность и необдуманность дорогостоящих приобретений — тревожный признак. Шопоголик делает незапланированные и ненужные покупки, сорит деньгами, независимо от своих возможностей. Тратит то, чем не располагает. Ради удовлетворения своей страсти в момент покупательной эйфории готов одолжить деньги и не задумывается, как будет их отдавать.
3. Осуждение покупок домашними, ухудшение отношений в семье. Большая часть семейного бюджета уходит на оплату счетов из магазинов. Нередко болезненная реакция родных на покупки дает шопоголику возможность взглянуть на свои поступки со стороны и задуматься о последствиях.
4. При всех покупках депрессия не проходит, жалость к себе появляется снова и снова. Долгожданные изменения в жизни не происходят. Покупки создают лишь кратковременную иллюзию счастья.
Шопоголизм порождают два фактора — личного и общественного порядка:
1. К личностным причинам относится душевный дискомфорт, переходящий в депрессию. Его вызывают чувства внутреннего одиночества, невозможности находиться наедине с самим собой, тягостные мысли о своем настоящем, будущем, а также заниженная самооценка, неудовлетворенность, переживания и стрессы.
2. Болезни общества (равнодушие, разобщенность, низкие духовные запросы, нетерпимость) передаются людям и проявляются в приравнивании желания к потребности, в поблажках своему стремлению получить сиюминутное удовольствие.
К тому же страсть к покупкам подогревает любая реклама и любое предложение «купить сейчас, а заплатить потом». Покупки в кредит удобны тем, что дают шанс равномерно распределить свои расходы. Бездумное же использование кредитной карточки дает обратный эффект: больно ранит семейный бюджет, обременяет неподъемными тратами. Покупая в рассрочку, шопоголик берет на себя денежные обязательства, даже если они ему и не по карману.
От этой болезни можно уберечься. Ниже я приведу некоторые из приемов:
1. Расплачивайтесь в магазинах наличными и берите с собой только ту сумму, которую предварительно наметили потратить. Кредитную карточку на время шопинга оставляйте дома.
2. Четко наметьте, что вам нужно купить, и смотрите только на те предметы, которые входят в ваш список действительно нужных покупок.
3. Приучите себя к мысли, что шопинг — необходимость, а не развлечение.
4. Никогда не ходите в магазины в плохом настроении и голодными. Постарайтесь перед походом в магазин каким-либо образом поднять себе настроение и обязательно вкусно поесть!
5. И, наконец, самое важное! Расширьте круг друзей, интересов и сферу занятий, доставляющих удовольствие и поднимающих моральный тонус. Сформируйте социум, который заполнит пустоту и избавит от одиночества. Используйте свободное время для поездок, встреч, посещения театров и кино. Вычеркните из этого списка разглядывание витрин и блуждание по торговым центрам.
Если уж очень хочется радовать себя покупками, можно и нужно научиться делать это без ущерба для своего финансового положения. Важно помнить — удовольствие от покупки не зависит от ее цены. А любовь к себе проявляется в умении получать удовольствие от жизни и правильно организовать свою жизнь, обезопасив себя от сложных ситуаций.
Маша, хоть и 8 марта, но как то совсем не тот довод, в качестве аргумента. Мне как раз понравилась обстоятельность.
С праздником девушки!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана, разрешите с вами не согласиться, то что вы уже знакомы с вопросом еще не значит, что он никого не интересует. Я например, увидел себя в нескольких моментах...
1 Ответить
даже дочитывать не стала. ясно что писал мужчина, что с него возьмешь)
0 Ответить
А мне понравилось.Всё правильно пишет автор.
1 Ответить
Шопоголики – это трудоголики со знаком минус. Одни пытаются исправить себе настроение ненужными и не запланированными покупками. Другие – спасаются от внутреннего одиночества, дурманя и изнуряя себя работой.Выражение лишено смысла, либо существуют трудоголики со знаком плюс. Абзац про интернет-зависимость вообще лишний, непонятно каким боком привязан к шопомании.
Советы избитые, простите, но статья вызвала раздражение.
С уважением, трудо-шопо-алко-никотиноголик со стажем.
Оценка 1.
Оценка статьи: 1
0 Ответить