Игорь Васюков Мастер

Какой может быть психология благотворителя?

Несмотря на то, что благотворительность в человеческом обществе существует тысячелетия, в психологии, в частности, в социальной, интерес к этому явлению возник относительно недавно. Отчасти я согласен, что мы видим определенный взрыв благотворительности и все больше людей вовлекается в этот процесс.

Suzanne Tucker, Shutterstock.com

Но давайте не будем создавать еще один миф о том, что наши люди в массовом порядке начинают нравственно очищаться и поворачивать свое лицо в сторону ближнего.

На самом деле подавляющее число россиян благотворительностью заниматься не склонны и делают это (если делают) время от времени, в зависимости от ситуации, в зависимости от того, кому следует помочь, и т. д. Если их не организовать, не использовать, грубо говоря, в благих целях некоторые особенности мотивации потенциальных благотворителей, то они и палец о палец не ударят. Более того, существует немалый процент людей, которые вообще напрочь отказываются заниматься благотворительностью, потому что не видят в этом никакой пользы и смысла. Ответ: «Мне бы кто помог!» — это тоже не такая уж редкость в современном обществе.

Развитию «народной» благотворительности во многом способствует развитие современных средств персональной коммуникации. Собрать «оффлайн» на благотворительную акцию несколько тысяч человек, проживающих в нескольких регионах страны, очень трудно. А вот объединить «онлайн» сотню-другую людей, готовых реально чем-то помочь, трудно, но вполне возможно. Если найдутся те, кто готов взять на себя организационные хлопоты, не считаясь с личным временем, идея вполне может быть реализована. Примеров этому более чем достаточно.

Хочу затронуть еще одну тему этой проблемы, которая может далеко не всем понравиться. Иногда благотворительные группы собирают суммы на лечение человека, которые являются просто астрономическими и вызывают сомнение в их обоснованности. Встаньте на позицию той же бизнес-клиники и вы поймете, как выгодно им развивать благотворительные движения в мире. Назначай любую сумму «от фонаря», а люди «напрягутся, сбросятся и соберут».

Теперь поговорим о мотивации благотворителя. В таких случаях обычно говорят о мотивации внешней и внутренней.

Внешняя — она и вызывается вешними обстоятельствами, и больше походит на спонсорство. Да, возможных доходов благотворитель от своей деятельности не ищет, но слово «хорошая репутация» для него совсем не лишнее. Кстати, очень часто слава о благотворительности того или иного человека идет «из рук в руки», потому что «светиться» в СМИ в этом случае будет некрасиво. К этому же типу мотивации относится желание увеличить сеть своих личных социальных контактов, помочь друзьям, просто развить в себе управленческие способности, справиться с мучающим «комплексом неполноценности», который преодолевается внешней активностью и т. п.

Внутренняя мотивация благотворителя — это более сложное явление. Человек может исходить либо из эмоционального «хочу», либо из рационального «надо». И ту, и другую мотивацию его мыслей, действий, а затем и поступков, можно считать внутренними, исходящими от «души».

В случае «хочу» толчком к благотворительности могло послужить чувство сопереживания («я сама так потеряла ребенка!», «я тоже не могла найти маме деньги на лечение!»), сопричастности к происходящему («в этом городе это может запросто случиться и со мной!»).

В случае «надо» верх начинают брать несколько иные мотивы, идущие «от ума». Такой человек может рассуждать примерно так: «Все мы люди, все мы „человеки“. Поэтому нам, чтобы выжить, необходимо помогать друг другу».

Очень важен и поведенческий аспект психологии благотворителя и благотворительности. Если человек уже давал деньги на какой-нибудь проект, то он, скорее всего, даст и еще. Кроме того, вероятнее всего, человек соотносит свои решения о благотворительности с существующей у него избирательной системой ценностей и интересов. Скажем, на развитие детского футбола он денежку даст, а от помощи в лечении старика-инвалида будет всячески увиливать. Или, например, одному организатору благотворительной акции поможет, а другому — ни в какую! Несмотря на кажущуюся простоту явления, на самом деле в психологическом плане оно весьма и весьма неоднозначно.

Из сказанного вытекает то, что «благотворительность — это вам не просто так, и ею надо заниматься». При этом заниматься с учетом и ее психологической специфики, т.к. здесь много «подводных камней», о которых сегодня мы даже не догадываемся.

Обновлено 3.10.2012
Статья размещена на сайте 11.09.2012

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 6 октября 2012 в 21:50 отредактирован 6 октября 2012 в 22:17

    Игорь Васюков, Вы правильно пишите, что «подавляющее число россиян благотворительностью заниматься не склонны». Надо прямо сказать, что подавляющее большинство россиян, имеющий более-менее стабильный уровень жизни, способны откликнутся на ту или иную беду (болезнь, пожар, наводнение, землетрясение…) и поделиться имеющимся у них. Но такая дележка, по своей сути, является обычной «милостыней», которую подавали, выходя после службы в церкви. Для обычных людей, это своего рода задабривание боженьки – «Рука дающего не оскудеет». Для бизнесменов – реклама. А, как известно, хорошая реклама увеличивает сбыт продукции до 2 раз. Все вышесказанное можно отнести не только в адрес россиян. Аналогично и на «благословенном» Западе.

    Добровольная работа (служение, оказание услуг), имеющая гарантированную денежную или натуральную компенсацию за питание, проживание и перемещение (проезд) - волонтерство, также нельзя однозначно назвать благотворительностью. Можно быть волонтером в не благовидных делах. Как правило, сегодняшнее волонтерство, это форма познания мира, приобщение к знаковым событиям, мероприятиям, программам.

    Вы правы, что любая деятельность, в т.ч и благотворительность, возможна «Если найдутся те, кто готов взять на себя организационные хлопоты, не считаясь с личным временем».
    Ну, а организаторов благотворительности, у нас пруд пруди. Вот уже более двух десятилетий, для создания благотворительных организаций (БО) достаточно желания трех совершеннолетних граждан, плюс, принятого ими на общем собрании (из трех человек) Устава организации, который пишется практически по единому образцу, плюс справки о предоставлении им кем-то юридического адреса. После постановки БО на учет, она может собирать деньгу на благотворительные цели. До 20% собранных денег БО имеет право тратить на свои потребности. Поэтому у нас огромное количество БО, созданных для благоденствия своих же членов, что-то вроде профсоюза - союза людей, объединенных какой-то общей нуждой. Если БО будет вовремя отчитываться перед налоговыми, регистрационными и др. органами, не пропагандировать расизма или свержения государственного строя и т.д., то никто на неё "наезжать" не будет.

    А «Примеров этому более чем достаточно». Большинство общественных региональных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов имеют в своем названии «благотворительная». Формально их деятельность благотворительна, а по факту собирание денег на самокормежку, через отмывание в бизнес структурах - часто "на лечение", " на праздники", "на...". Вы правильно пишите «Назначай любую сумму «от фонаря», а люди «напрягутся, сбросятся и соберут». В дополнение можно отметить полнейшую безграмотность лидеров таких организаций, как в законодательстве, так в реальных потребностях объектов их «благой» деятельности, но не в умении выклянчивать. Ведь «крик их души» кажется обычным гражданам «первейшей истиной» во всех инстанциях – ведь «они реально страдают», в отличии от других, напрмер - чиновников. Ну, а если в каком - либо телешоу с участием БО, чиновник не слышит «крика их души» на глазах у публики, то... тут «гаси свет» для чиновника - какую бы он РЕАЛЬНУЮ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ вещь не говорил и не предлагал для решения.

    Для всех гуманистов, читающих мои высказывания, сообщаю, что я имею право так жестко говорить, потому знаю эту тему на личном опыте: у меня более 20 лет деятельности на поприще помощи детям инвалидам и инвалидам в общественных организациях, а сам я, подготавливая к жизни пятерых детей, воспитал трех инвалидов, одного своего и двух пасынков. Реально знаю суть и цену всей сегодняшней благотворительности.

    Реальная благотворительность - удел только БОГАТЫХ людей (семей, кланов), как в финансирование, так и организацие этого вида человеческой деятельности. Они не только знают, почему хотят заняться благотворительностью, но и организуют благотворительность таким образом, чтобы она шла на цели, действительно нужные обществу. Также не позволят разбазаривать их деньги.

    Для тех, кто хочет помочь нуждающимся с пользой, рекомендую всегда, прежде чем жертвовать, задумываться над тем, почему просят столь большие деньги на лечение в какой-то бизнеслечебнице или за границей; или на супер-пупер дорогую коляску; или на возврат зрения слепому, который не видел с рождения… В подавляющем большинстве случаев СЕГОДНЯ, это спекуляция на проблеме, какого-либо «профессионального инвалида» или его БО. Особенно если это транслируется через СМИ.

    Оценка статьи: 4

  • Я вот только одного не пойму: по вине врача и акушерки ребенок получил родовую травму, но лечить его должны родители за свой счет или собирать деньги по миру. Почему нет ответственности тех, по чьей вине ребенок травмирован? Если я даже по неосторожности задавлю человека и сделаю его инвалидом, меня посадят. А новорожденный еще не человек?

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 октября 2012 в 21:00

      Александр Петров, есть ответственность, вплоть до "посадят", но не в объеме оплаты пожизненного лечения, иначе ни врачами, ни акушерками никто становиться просто не будет. Да и случаев чьей-то вины не так много. К сожалению, человек - существо несовершенное и хрупкое...

      • Марианна Власова,думаю что было бы справедливее, если бы заботу о лечении таких больных взяло на себя государство, а не убитые горем родители, вынужденные искать деньги на лечение ребенка.
        Только это уже другая тема

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 6 октября 2012 в 22:07 отредактирован 6 октября 2012 в 22:09

          Александр Петров, если вина врача и/или акушерки доказана, то есть достаточно суровые наказания. Но это должно быть доказано в суде. А вот с доказанностью часто туго. По разным причинам. Виноватыми бывают не только медики, но и родители.

          Многим, в общении с окружающими, легче «назначить» виновником другого, чем признать свою вину в случившемся. Знаю это на собственном опыте и опыте других родителей детей-инвалидов.

          Очень плохо, что сегодня СМИ, ради повышения рейтинга, любят вещать о «страшных случаях», не зная на то объективной картины и не имея подтвержденных "доказательств". Но зато "выводы" делать все горазды.

          Оценка статьи: 4

  • Игорь Васюков, хотелось бы услышать мнение о благотворительности, направленной на помощь животным- как считаете, чем руководствуется в таких деяниях человек? Интересуют скорее внутренние мотивы. Жалость к беспомощным? Реализация какой то детской потребности? Осознание и понимание, что "кто, если не мы" (то бишь определенная ответственность)? Как мне кажется- жалость, сострадание- это на поверхности. А вот глубже бы заглянуть).

    • Комментарий скрыт
      • Маша Данилова, извините, но не соглашусь). Ни разу ни я, ни мои знакомые не ставили себя на место животного, и уж тем более откуда взяться такому "то животное точно ему помогло бы" ? Считаю, что для большинства мотив другой. Но для меня это пока загадка.
        Можно на собственном примере)? Вот например встретила случайно малехоньких щенков у дороги возле леса. Ночи были холодные. Щенки под колеса выбегали. Почему взялась искать передержку, пристрой? Не ставила в тот момент себя на их место. Возможно жалко. Понимание, что если я пройду мимо, и другие пройдут мимо- щены погибнут. Ответственность? Или что то еще? Может быть реализация каких то внутренних потребностей, которые в заботе и помощи получилось реализовать? о же самое с оплатой услуг клиник для бездомышей).
        Про ответственность родителей солидарна, но ведь бывают случаи, когда сумма, требующаяся на лечение не подъемна даже для ответственных, любящих и заботливых родителей. Тогда вся надежда на благотворительность.
        Законодательство у нас не только в отношении животных таково).

  • Комментарий скрыт