Да, точно! Расскажем сослуживцам об этом случае, обругаем водителя последними словами, из лучших побуждений, естественно. Что мы, собственно, делаем? Запускаем внутренний негатив, который будет расти как снежный ком. Мы распишем страшную картинку, так как нам самим хочется избавиться от пережитого страха, рассказав о нем другим людям.
Наша повседневная жизнь включает страх и тревогу в качестве элементов нормального жизненного процесса. Смысл, заложенный природой в механизм страха — в умении правильно реагировать на опасные ситуации. Чаще всего мы реагируем на страх, застывая на месте (впадая в ступор) или убегая от источника опасности. Некоторые люди реагируют на сильный стресс, выплескивая свой страх на окружающих — кричат, зовут на помощь. Активное переживание страха весьма популярно. Такое поведение позволяет успешно привлекать к себе внимание, занять время острыми ощущениями, позволяет под удобным предлогом не делать то, что не хочется. Конечно, тяжело носить пережитый стресс от увиденного в себе, но нужно постараться трезво оценить ситуацию, насколько она действительно опасна. Возможно, сказать знакомым, чей маршрут пролегает по зоне дорожного риска, если ситуация произошла по независящим от пешехода причинам, и на этом постараться успокоиться.
Полезность страха изменяется вместе с возрастом человека. Если для маленького ребенка страх полезен, пока он не осознает опасностей, воспитывать его можно, предупреждая о последствиях. Взрослым страхи в большинстве случаев мешают. Большинство из них становятся придуманными. К сожалению, неудачный жизненный опыт приводит к тому, что жизнь в постоянном страхе и тревоге становится нормой, особенно для пожилых людей. Привычными становятся несчастное лицо и бесконечные причитания: «Как страшно стало жить!» Наша задача — помочь себе осознать, что «не стало, а ты сам себя напугал».
Зачастую мы путаем два понятия — страх и тревогу, то есть чувство боязни неопределенных вещей. Нормальная тревога — это ожидание чего-то неопределенного, но обычного, например, перелёт на самолете в другую страну. Тут на нас накатывают все возможные опасения. В этой ситуации нужно осознать, чего я на самом деле боюсь больше всего. Нужно сказать себе: да, я очень боюсь, что самолет разобьется и я умру. Нужно научиться вычленять свой конкретный страх и бояться именно его, тогда с ним легче станет взаимодействовать.
Наша тревога неоднородна. Если нормальный уровень тревоги-бдительности необходим жителям мегаполиса в повседневной жизни, это позволяет избежать неприятных ситуаций, то тревога становится патологической, когда повод, вызвавший её, несоразмерен с силой волнения. Невротическая тревога появляется тогда, когда мы стараемся отогнать от себя тревожные мысли, не осознавая конкретных страхов. Все бы ничего, если бы эта тревога не становилась обыденным эмоциональным фоном нашей жизни.
Ситуация. Нам неприятен конкретный человек, мы его боимся, вздрагиваем, когда слышим его голос, или стараемся избежать встречи, когда видим его издалека. Мы начинаем ругать себя за слабоволие и трусость и продолжаем втягивать голову в туловище от страха.
Глупо избегать встреч с ним, тем самым вы бегаете от своего страха. Надо заставить себя от контакта к контакту с объектом страха принимать свое состояние, а главное — понять причину, почему я его боюсь, что он может сделать реально для меня опасное? Затем разделить причину страха на составляющие, возможно, проговорить свои ощущения с близким человеком, которому вы доверяете, и двигаться дальше по пути самосовершенствования.
Как бороться со страхом? Со страхом не надо бороться. Это бесполезно. К сожалению, чем больше мы боремся, тем более страшные мысли нами овладевают. Бороться надо с интенсивностью проявлений страха. На уровне тела постараться расслаблять зажатые мышцы, восстанавливать сбившееся дыхание. Как ни парадоксально, но лучший способ по-настоящему избавиться от страха — это признать, что вам, как и всем людям, бывает страшно. Если бы мы знали, чего боятся другие, мы бы, наверное, долго смеялись. Надо разрешить себе бояться и, возможно, вскоре вы заметите, что интенсивность страха постепенно снижается.
Хорошее лекарство от тревоги — это умение отвлечься. Когда ты парализован тревогой, это очень сложно. Например, излюбленное занятие людей, у кого есть дети-подростки, ждать возвращения своих чад домой и тревожиться изо всех сил, мобильные телефоны в этой ситуации почему-то не помогают. Понятно, что хождение от окна к окну и воображение страшных картинок только усилит страх. Когда рука уже тянется обзванивать соответствующие учреждения, надо попробовать вспомнить что-нибудь личное, но позитивное, что происходило с вами в подростковом возрасте. Достать фотографии, погрузить себя в воспоминания — авось, и отпустит.
Недаром говорят — «у страха глаза велики», часто получается, что, как только мы перестаем преувеличивать вероятность несчастий, страх отступает и мы возвращаемся из выдуманной сказки в реальность. К тому же страх несовместим с физической активностью. Если вы выйдете на улицу и два раза пробежите вокруг своего дома — страх сильно уменьшится.
И хотелось бы привлечь ваше внимание к хорошо зарекомендовавшему себя методу — «усиление страха». Метод прост: когда реально чего-то боишься, нужно усилить свой страх до максимальной отметки.
Например, вы мучаетесь бессонницей и знаете, что вам не удастся вовремя заснуть. Заставьте себя «ужасно» бояться спать, бойтесь заснуть, во что бы то ни стало, и… возможно, вместо раздражения при мысли о мучениях бессонной ночи получите здоровый сон. Ведь осознанный страх — почти побежденный.
Неплохая статья.
Одно замечание к предложению: "Если вы выйдете на улицу и два раза пробегите вокруг своего дома – страх сильно уменьшится"
Нужно что-то исправить, написав:
или - "Выйдите на улицу и два раза пробегите вокруг своего дома – страх сильно уменьшится"
или - "Если вы выйдете на улицу и два раза пробежите вокруг своего дома – страх сильно уменьшится."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эдуард Ермоленко, спасибо, поправили.
0 Ответить