Сначала про разновидности жадности. Чтобы прояснить понятие.
Поскольку жизнь происходит в непрерывном и постоянном контакте всего со всем, и форм контакта всего две — поглотительная и выделительная, то самое грубое приближение к понятию «жадность» будет про две ее базовые формы:
Жадность поглощать, читай — оральная жадность.
Жадность выделять, читай — анальная жадность.
Слова эти «оральная» и «анальная» позаимствованы мною из раннего Фрейда, из его периодизации детского развития, оральной и генитальной стадий. От 0 до двух лет основная зона получения удовольствия — это рот. И, соответственно, младенец этот контакт с миром очень даже любит. Конечно, поскольку через рот мы питаемся. Мы на все времена этот контакт с миром будем держать в «фаворитах». Но вот именно жадность, желание вобрать в себя как можно больше из окружающего мира, прежде всего, закладывается как пищевая тема. И у пищево-зависимых очень уместно прояснять про их жадность.
Если ребенку достаточно приходит из внешнего мира приятных ощущений и удовольствий и, помимо кормления, его гладят, ласкают, напитывая его телесные тактильные потребности, с ним воркуют и разговаривают, утоляя его аудиальный голод, ему улыбаются и показывают какие-то интересные и приятные для него «картинки», начиная с ласковой улыбки мамы, заканчивая яркими погремушками и другими игрушками, то скорее всего у него вряд ли зафиксируется оральная жадность. Безмерная такая. И в корне пищевая.
Если же его контакт с миром и с первичными фигурами заботы обеднен, и основное удовольствие все-таки пищевое, то он вполне может вырасти «жадиной» как до еды, так и до всего «визуально-тактильно-аудиального», в чем испытывал недостаток в младенчестве… Конечно, эти сферы можно напитать и «достроить» в любом более позднем возрасте. Но мы сейчас о корнях говорим. И о корневых искажениях-нарушениях в нормальном и щедром наполнении нашей жизни.
Следующий важный период детской жизни — это приучение к опрятности. У ребенка уже много власти. Он сам ходит. Он разговаривает и может вместо беспомощного плача или гневного крика сказать: «Дай мне вот это!» Но родители, с одной стороны, пытаются через приучение к горшку расширить его со-владающие возможности, прививая ему сознательный контроль за своими выделениями. А с другой стороны, это приучение всегда идет достаточно принудительными и «силовыми» мерами. Через наказание в том числе…
И да, выделение фекалий регулировать правда приятно. Т.к. выделив все это свое в горшок, можно маму порадовать. А выделив в штаны, огорчить. И вот вам первые «зачатки» анальной жадности. Она тут на горшок посадила, типа «Давай, миленький, выделяй», а ребенок может и удержать свои выделения. Ведь это, пожалуй, единственное в том возрасте, что точно и безраздельно именно его творение. Принадлежит ему и никому другому. Вот и фигушки вам тогда!
Ну и конечно, «классика жанра», когда взрослые как раз 2−5-летних детей постоянно стимулируют делиться с другими детьми своими игрушками, своим чем-то вкусненьким. Мотивируя это тем, что «хорошие мальчики и девочки — добрые!» Откуда они вот эту формулу доброты берут, из коммунистической или христианской морали, без разницы. Но печально, когда ребенка за вполне естественное желание владеть тем, что ему нравится, целиком и полностью и отказываться делиться, ругают и стыдят.
И тут мы переходим к еще одной форме жадности. А именно — к «охране» своих границ, своего личного пространства. Если что-то мое, то именно я бы и хотел распоряжаться вот этим своим. Без указаний со стороны, типа: «Делиться хорошо!» Как и все общие установки и формулы, эта весьма и весьма сомнительна. Т.к. очень важно в каждой ситуации смотреть, чем, когда, как и с кем делиться. И тогда отказ отдать что-то свое — это часто как раз желание сохранить свою территорию в неприкосновенности. «Отогнать чужака».
Еще очень интересное для меня наблюдение. Среди пищево-зависимых достаточно часто встречаются люди, у которых очень большие затруднения говорить другим «нет» и отстаивать напрямую свои интересы. Читай — опознавать и сохранять свои границы и свои потребности в контакте. И вот чем больше они «перетуживают» себя в эмоциональной и материальной щедрости —
Или проявив такую «моральную щедрость», потом истово ждут отдачи от «облагодетельствованного»… Который часто ни сном ни духом даже о своих «долгах» и не догадывается… А тут обида просто черная. Хотя вполне вероятно, если бы в контакте «благодетель» смог свою жадность распознать и делиться чем бы то ни было отказался, или хотя бы своей мерой в «отдаче» руководствовался больше, чем «мерой запроса», то и все были бы гораздо более довольны.
А, ну да, хорошо бы еще вспомнить, что «щедрый человек — это всегда хороший человек». А поскольку «быть хорошим» для других — это зарабатывать себе безопасность, то тут опять предательство естественной жадности происходит…
Статья не понравилась, слишком мало понятий жадности.
Причем рассматривается на примере воспитания ребенка, что кажется вообще не уместно.
Тогда уж надо было назвать "Как воспитать щедрого ребенка".
Но с другой стороны, воспитывать ребенка с терминами "оральный" и "анальный" это уже из области непознанного.
Оно кончено у грудного ребенка "оральный" и "анальный" эффекты имеют место быть в великом множестве, но все же жадность воспитывают немного позже. Когда эти эффекты уже оказываются в прошлом.
1 Ответить
Я надеюсь вам знакомо слово -гомеостаз.Это когда в вашем организме всё распределяется более или менее равномерно,от чего собственно и зависит ваше безболезненное существование.Когда же образуются раковые клетки,которые как известно потребляют в 30 раз больше глюкозы чем остальные,тогда и возникают известные всем проблемы.Общество это тоже организм,и ему обществу также тяжело избавляться от жадин то есть раковых клеток.Любой жадина подобен свинье накапливающей жир который ей никогда не использовать в своей жизни.При том этот жир находясь в теле свиньи приносит ей самой немало проблем.
0 Ответить
Александр Очкаленко, не всякий жадина подобен свинье, есть например понятие скряги, а есть понятие бережливость, есть скупость, а есть рациональность.
А ведь эти все понятия есть разновидности жадности в той или иной степени.
0 Ответить
А про "Ненасытность" забыли? Кроме как в заголовке, она больше в статье не упоминается, интересно каким боком её можно к жадности привязать. Конечно, русским языком можно сказать: "Жадный до знаний", или по Фрейду:"Жадный до секса", но это не та жадность, для которой щедрость будет противоположностью. Думаю, Фрейд, русского не знал, иначе путей для "секса" с мозгом, было бы значительно больше двух. Ту же аудиоинформацию у него ребёнок вынужден принимать через рот, будь Фрейд нашим соотечественником, родители бы "сексировали" уши, хотя есть и возможность напрямую "сексировать" мозг.
Оценка статьи: 5
0 Ответить