Но не судите о книге по обложке. Пусть вас не вводит в заблуждение ни «детский» возраст данной отрасли психологической науки, ни «детское», на первый взгляд, название.
Сказкотерапия — интересный и проверенный исследованиями способ психологической работы с проблемами. А ещё, что не мало важно, не слишком затруднительный в использовании. Сказкотерапия не требует много времени, много материальных и физических затрат. Также она не требует специального образования.
Сейчас в свободном доступе (в Интернете, в книжных магазинах) каждый может найти необходимую информацию по сказкотерапии. Так же можно найти и сами сказки. Авторы публикаций описывают и назначение (цель) конкретных сказок, и методы работы с ними.
Способы работы со сказками разнообразны. Наиболее простым и наименее затратным является чтение. Но не стоит считать, что достаточно будет просто прочитать сказку. Необходимо её правильно подобрать в соответствии с возрастом и желаемым направлением терапии (например, коррекция агрессивного или гиперактивного поведения детей дошкольного возраста и так далее). После прочтения/прослушивания сказки необходимо её обсудить (зачастую необходимые вопросы прилагаются) и сделать выводы.
Также можно прочитать часть сказки (до кульминационного момента) и попросить продолжить её — к примеру, ребенку можно сказать: «А как бы ты поступил в такой ситуации? Как бы ты помог героям сказки?»
Следующий способ — написание собственной сказки. Этот способ в большей степени диагностический: он может дать ответ на вопрос, что в душе человека, который её написал. Потому что, сочиняя сказку, человек в значительной степени проецирует свою жизнь и как бы в метафорической, аллегорической форме описывает себя, события своей жизни и свои проблемы. В этой же написанной сказке можно найти подсказку к тому, какими способами можно решить имеющиеся проблемы, какие ресурсы использовать.
Для детей младшего возраста с целью облегчения задачи можно предложить главных героев. Для взрослых же процесс можно немного усложнить. К сказкотерапии хорошо добавить некоторые элементы арттерапии. Например, перед сочинением сказки порисовать (использовать свободное рисование — «каракули» — или рисование с конкретно заданной инструкцией: «нарисовать свой страх» и так далее). Затем в рисунке выбираются образы — главные герои, и с ними пишется сказка.
Также сказку можно «проигрывать» — инсценировать, к примеру, с помощью кукольного театра.
Естественно, чем сложнее способ, тем более глубокая работа по нему возможна и лучшие результаты можно получить. Но здесь главное — учитывать принцип «не навреди»: не стремитесь использовать сложные способы, не изучив их, не получив предварительно необходимых знаний и навыков.
Но все же не бойтесь рискнуть — это легко. Попробуйте сделать первый маленький шажок в мир сказок — и увидите результаты!
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
(А. С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке»)
Не понятна из статьи цель сказкотерапии и каков результат ее применения. В принципе, зубы лечить можно и не у стоматологов, а, например, у ухогорлоноса. Так и психотерапией заниматься на досуге...
Оценка статьи: 3
1 Ответить
Дарья Иванова, спасибо за критику. Но статья (как видно из названия) была направлена именно на описание методов сказкотерапии и того, насколько ими трудно/легко пользоваться "в домашних условиях" людям, не имеющим специального, психологического образования. Но, все равно, спасибо за замечания.
0 Ответить
Анастасия, то есть сказкотерапией, по вашему, может заниматься любой?
И зачем только учиться на психологов, когда оказывается, это можно "в домашних условиях" устроить, проанализировать и интерпретировать.
0 Ответить