• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Вишняков Профессионал

Инклюзивность или эксклюзивность - что нужно системе образования?

Отечественную общественность вновь будоражат мысли об улучшении бытия своих сограждан, невзирая на лица. Движение весьма похвальное, но не всегда оправданное. Рассмотрим один из небесспорных вопросов об инклюзивности и эксклюзивности в образовании.

wallybird Shutterstock.com

Для начала разберемся с терминологией. Инклюзив (от латинского includo — «включаю»), или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Под «особыми потребностями» подразумеваются, прежде всего, дети с разными формами инвалидности. Ключевой идеей данного направления является благая, на первый взгляд, мысль дать равное (или одинаковое) образование разным группам населения. Похвально, но…

Эксклюзивный (англ. exclusive — исключительный; единственный) — исключительный, относящийся только к одному объекту. В образовании под этим понятием чаще подразумевают некие особые, иногда даже закрытые, учреждения определенной направленности, к примеру, школа с углубленным изучением отдельных предметов. Но термин, вообще-то, должен бы рассматриваться несколько глубже. Очевидно, что здесь должен пониматься исключительный, персональный подход к каждому обучающемуся, то, что в нашей образовательной системе издавна звучало как дифференцированный подход.

Итак, давайте разбираться. Мы говорим о просто детях или о детях с особыми потребностями? Об одинаковых или разных детях? Одинаковы они, только когда вместе бегают на улице, да и то, лишь для стороннего наблюдателя. Когда же они чем-то занимаются, то различие становится налицо. Не будете же вы утверждать, что с детьми можно общаться без какого-то «особого» подхода со всеми без разбора? Если да, то дальше можете не читать! То, что здесь написано — не для вас.

Есть хороший пример инклюзии — это армия! К любому военнослужащему (так, по крайней мере, подразумевается) — абсолютно одинаковый подход и одинаковые требования! Вот только забывают о том, что предварительно с ними проходят так называемый «курс молодого бойца». По сути — это приведение всех к общему знаменателю, выравнивание всех по образцу! Так значит для того, чтобы со всеми общаться одинаково, нужно, чтобы все стали одинаковыми?! Для армии — да, а для детей? Вы себе одинаковых детей представили? Для этого нужна либо слишком убогая, либо слишком богатая фантазия!

Одинаковых детей не бывает даже в отдельно взятой семье! Да все родители (особенно в самом начале) пытаются показать уникальность, единственность своего ребенка! Они все средства, все свои усилия прилагают, чтобы их «Петечка» не был похож на соседского «Ваську»! И чего надрываются? Даже если бы они захотели обратного — все равно не получилось бы! Дети все равно уникальны по темпераменту, по физическим возможностям и по среде, в которой они растут. И вот этих самых разных по возможностям и способностям маленьких людей предполагается обучать совершенно одинаково!

Вот именно на этом этапе и происходит подмена понятий!

Знаменитые восемь принципов инклюзивного образования отнюдь не предполагают, что все, абсолютно все люди должны быть собраны в одном месте для воспитательного процесса! Отнюдь. Общение — пожалуйста, но кто говорит, что оно обязательно между разными группами индивидуумов именно в процессе обучения? За редким исключением (при изучении языков) такое общение скорее будет только мешать! По крайней мере опыт (в том числе и мой личный) говорит далеко не в пользу этого.

Вернемся к детям, ведь когда речь идет об образовании, мы имеем в виду именно их. Инклюзия в чистом виде в раннем возрасте не только не нужна, но и, пожалуй, вредна. На начальных этапах становления личности отнюдь не полезно будет узнать, что твои сверстники могут совершать некоторые действия и операции гораздо лучше и быстрее, чем ты! А если ребенок будет наблюдать это постоянно, то вы рискуете создать у него устойчивый комплекс неполноценности. И наоборот — если ребенок растет в окружении подобных себе, он не будет так сильно комплексовать по этому поводу — вокруг него все равные ему! И уж в любом случае процесс становления должен протекать под руководством грамотного специалиста.

Про опасные или, скажем так, малограмотные эксперименты тоже могу сказать несколько слов. Знаю несколько примеров, когда в результате такой «инклюзии» дети с ограниченными возможностями (не буду уточнять, какими именно) были отданы в обычные учебные учреждения. Из-за своей «нестандартности» они показывали результаты несколько ниже среднего уровня. Заметим, что их личной вины в этом нет — они просто не успевали за сверстниками! Будь они поставлены в специальные условия, все, может, и обошлось бы, но не было этих условий!

Детский коллектив жесток. Если даже на школьных занятиях ребята вам расскажут о толерантности, то это вовсе не означает, что они относятся терпимо к себе подобным после занятий! На уроках они показывают, как они могут себя вести, но после уроков держатся просто и естественно. В результате этой естественности ребята с ограничениями стали замыкаться. Ну, а по окончании школы друзей среди одноклассников у них не осталось. Дальнейшее додумайте сами. Что скажете, что ситуация нетипичная? Наоборот. Бездумная инклюзия именно так и заканчивается.

Инклюзия тем более опасна, чем раньше она произошла. Напротив, чем раньше применяется эксклюзивное образование (воспитание), чем раньше ребенка научат пользоваться доступными ему средствами, а иногда и использовать их взамен отсутствующих, тем лучше. Когда ребенок сможет осознать, что отсутствие у него руки, ноги, зрения или слуха он сможет компенсировать хорошо развитым каким-то другим уникальным умением, именно тогда он будет готов к инклюзии. Правда, есть еще одна сложность: готовы ли к этому те, к кому он вливается в коллектив? И опять же — чем позже, тем лучше. Среда, в которую будет вливаться человек с ограниченными возможностями, тоже должна быть готова к этому. Она тоже должна воспитываться!

Получается, что, чтобы применять инклюзивность в нашем образовании, необходимо провести огромную работу в направлении эксклюзивного образования.

Статья опубликована в выпуске 6.01.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 19 января 2014 в 18:15 отредактирован 20 января 2014 в 02:00 Сообщить модератору

    Марианна Власова, Вы правы, я не знаю «НИКАКОЙ ИНКЛЮЗИИ» в Вашей трактовке, но я на практике знаю то, что у нас называлось и называется ПОДГОТОВКОЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ. В т.ч.: слепых детей для жизни в обществе зрячих; глухих - в обществе слышащих, безногих – в обществе ходячих и т.д.

    И знаю это на своей личной практике и на практике большого числа семей с детьми – инвалидами Санкт-Петербурга. Сегодня у нас около 13500 таких детей, в т.ч. около 650 инвалидов по зрению. А школу – интернат для слепых и слабовидящих посещают около 300 чел.

    Поэтому я не соглашусь, что Ваша «картина», «того, кто как воспитывался и кому в чем повезло», применительно к нашему спору достаточно «полна». Из 800 чел., о которых говорите Вы, имеют инвалидность по зрению с детства, дай бог, человек 40-50. т.к. большинство членов ВОС, потеряли зрение намного позже, многие - в предпенсионном возрасте.

    Меня очень восхищает Ваше умение жонглировать терминами, используя недостаточную осведомленность людей, не сталкивавшихся вплотную с обсуждаемой проблемой. Вот где настоящая ИНКЛЮЗИЯ – «включение» в сказанное не то, что есть, а то, что хочется.

    Я говорю о ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ, а Вы же активно, включаете в разговор слово ИНТЕРНАТ.

    Поглядим в википедию, чем же они отличаются:
    1. Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутренний).
    Они бывают
    • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д)
    • для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см. напр. выше)
    • для «трудных» подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами).


    2. Психоневрологический ИНТЕРНАТ (сокращённо ПНИ) — стационарное учреждение для социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию психического, а нередко и физического здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Психоневрологические интернаты входят в общую систему психиатрической помощи в Российской Федерации и одновременно являются учреждениями социальной защиты населения.
    Может быть, не будем жонглировать, и «наводить тень, на плетень».

    Вы пишите: берем и включаем такого ребенка… с первых мгновений жизни- "не в образовательную среду, а в обычную жизнь!" Надеюсь, Вы не будете мне рассказывать, как проходит «обычная жизнь» с первых мгновений, появления в семье слепого ребенка. Если не читали моей книги, я её Вам послал ещё при регистрации в ШЖ, то почитайте. Это страшный период жизни семьи. Вы же, со своими призывами к неприятию окружающей жизни в нашей стране, к доказательству, что все вокруг плохо, и то, что Вам «очень жаль тех, кто родился здесь, а не там, кто вынужден "преодолевать жизненные невзгоды"» лишь усугубите их жизнь. Ведь по Вашему ИНКЛЮЗИЯ в первую очередь должна дать возможность лишь «жить и радоваться тому, что доступно». А Вы то откуда знаете, чему нужно «радоваться» и что «доступно» конкретному ребенку.

    Приведу пример.
    В 60-х гг. в США произошел всплеск рождения незрячих детей, вызванный двумя основными причинами: становление реанимации недоношенных и эпидемия краснухи среди беременных.
    Через несколько лет многие состоятельные родители решили, что они не будут отдавать своих незрячих детей в школы-интернаты, а будут учить их в «обычной – доступной среде», привлекая «домашнего учителя». Но оказалось, что обычный учитель здесь не подходит, нужен тифлопедагог. А их не хватает на всех – дефицит.
    Вскоре, почувствовав спрос, ряд университетов и колледжей США организовали краткосрочные курсы подготовки домашних наставников для слепых детей. Но времени было маловато, поэтому программу курсов сделали покороче, а к преподаванию привлекли не совсем компетентных людей. Оказалось, что выпускники курсов плохо владели основами и тифлопедагогики, и тифлопсихологии, не говоря о методах работы. Став работать с детьми, они не редко практиковали методы не допускающее использования осязания или не требующие развития слухового восприятия, кинестезии и др. сохранных органов чувств. Были педагоги, которые не приветствовали хождения с белой тростью, ощупывание предметов руками и т.п. В результате, незрячие дети не получив должной подготовки у таких наставников, став взрослыми, оказались не способными полноценно жить в обществе зрячих и становились полностью зависимыми от окружающих.

    И не надо рассказывать сказки о том, что совместное обучение инвалида со здоровыми массово меняет их взаимоотношения. На вопрос, заданный студентам в одном из колледжей США: «Если перед Вами будет альтернатива: помочь вашему слепому сокурснику или помочь библиотеке перенести книги, что Вы выберите», то 9 из 10 предпочли второе.

    Рад за Маргариту, что она к 27 годам «включилась в жизнь». Большинство выпускников школы-интерната им. К.К. Грота «включаются в жизнь» намного раньше окончания школы.

    Из всего сказанного Вами ранее, я не заметил ни теоретических, ни практических знаний в вопросах подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни, но обнаружил хорошое умение восхищаться всему тому, что есть там "за бугром". И я бывал в Швеции, финляндии и в Германии и, учась в РГПУ, специально изучал опыт других стран. Поэтому снова задам вопрос, который задавал раньше - "Вам не страшно призывать к проведению экспериментов над детьми – инвалидами"?

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Озеров, не передергивайте, ни к каким экспериментам я не призываю, а снова и снова повторяю - нет никаких условий для инклюзии в странах СНГ. Что не отменяет необходимости для тех, кто о ней рассуждает, хотя бы с теорией познакомиться.

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 29 сентября 2014 в 01:21 отредактирован 29 сентября 2014 в 01:25 Сообщить модератору

        Марианна Власова, мне недавно рассказали о реализации "инклюзии" в одном первом классе обычной средней школы нашего города.
        Мама, считающая свое единственное дитяти умницей - разумницей, несмотря на рекомендации медиков и ПМПК о целесообразности его инвалидизации и обучения в коррекционной школе, добилась приема её сына в обычную школу, которую он стал посещать с 1 сентября. Свой успех в этом она видит в её «продвинутости» в вопросах инклюзии.

        В первую же неделю все узнали, что её сын не может спокойно сидеть, слушать, удерживать во внимание и исполнять указания учителя. Но зато очень "любит отдыхать на полу", и не только на переменах, но и в другое время. Может во время занятий раздеться до гола и, не обращая ни на кого внимания, пойти гулять по школе или начать бросаться всем, что попадет по руки; или отобрать у любого соученика приглянувшуюся вещь; или залезть на подоконник и, открыв окно, кричать из него и т.п. Не требуется быть медицинским светилом, чтобы увидеть в его поведении ЗПР с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и то, что рекомендации ПМПК были правильны.

        Учительнице, выпустившей не один класс из начальной школы, приходится во время уроков больше отвлекаться на него, чем заниматься с остальными учениками, а их около 20 чел.

        Мама же повторяет всем, практически слово в слово, "знаменитые восемь принципов ", перечисленных Вами выше, и считает, что её дитя должно учиться именно в этой школе, в обществе «обычных детей». Да и, кроме того, «маме так удобнее». А то, что её ребенок ведет себя не как обычный ученик, то это «не её проблема, а учительницы. Если она не справляется, то… пусть её заменят».

        В связи простудным заболеванием героя повествования, класс последние две недели работает спокойно. Что будет дальше – увидим. Но уже зреет бунт родителей других детей. Им хочется, чтобы учительница обучала их детей, а не занималась коррекцией одного ученика. Да и где гарантия, что «разумник», не вписавшись в детский коллектив, не начнет бросаться на других или, наоборот, получит от соучеников соответствующую взбучку. (Правда, последнее бывает обычно в более старших класса … с 5 и далее).

        Дорогие гуманисты и «борцы» за права, не доводите разумные идеи до абсурда.

        Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 12 января 2014 в 23:24 отредактирован 12 января 2014 в 23:31 Сообщить модератору

    Марианна Власова, я очень рад тому, что у Вашего мужа и его племянницы настолько хорошее остаточное зрение, что они могут учиться в обычной школе. И рад тому, что они «с раннего детства» имели возможность учиться «чувствовать, думать, общаться, быть нужным другим"! И поверю, что у них это происходило гармонично, т.е. лет до трех в симбиозе с мамой, с трех лет в играх с другими детьми, а с 7 лет в школьном коллективе. Т.е., как у всех детей.

    Но, как быть ребенку, у которого остатки зрения нулевые, или такие, что он видит лишь светотень или контуры…; или ребенок слышит только звук низких частоты и то, за счет колебаний костей черепа; или у мальчика нет двух обеих рук, или ног, или у него такой тремор рук, что не может держать карандаш, а тут еще надо передвигаться с ходунками или на коляске…., да ещё такой ребенок 1 на весь район, город..

    Что, берем и включаем такого ребенка в обычную «образовательную среду» с первых мгновений жизни - ведь мы все такие ГУМ-м-м-АНИСТЫ, что не хотим его оставить в одиночестве … без «общения».

    А может быть лучше ребенка с функциональными нарушениями подготавливать к взрослой жизни в условиях ЗАПОВЕДНИКА, каким и является коррекционная школа-интернат. И выпускать из этого заповедника, уже оперившимся, готовым противостоять окружающей среде. При этом никто и никогда не делал из заповедника тюрьму или закрытую зону , как для входа, так и для выхода. В том числе и для посетителей. Оговорюсь только, что посетитель должны быть гостем или помощником, а не браконьером или разрушителем..

    Я эти проблемы детей-инвалидов знаю почти 30 лет, более 25 лет взаимодействую с учреждениями, где получают образование дети с инвалидностью, от яслей до ВУЗов. Знаю это: как отец и отчим; как человек, имеющий второе высшее образование по специальности «менеджер образования»; как функционер движения родителей детей-инвалидов. Я знаю и светлые, и темные стороны школ-интернатов и воочию вижу тот страшный вред, который наносит их противопоставление инклюзии, так модной у «гуманистов».

    Вы же знаете её лет 8, да и то, со слов Ваших близких (мужа и племянницы), из них, в виде 4-х летней «борьбы» со школой слепых.(кажется в г.Воронежской)..

    Перечитав нашу предшествующую полемику, убеждаюсь, что весь Ваш ГУМАНИЗМ в отношении детей-инвалидов основывается не на желании им помочь, сделать сильными во взрослой жизни, способными преодолевать жизненные невзгоды, а на чувстве ЖАЛОСТИ к тем, кто по воле судьбы оказался не таким. Высказывание Ваших близких (или Ваша интерпретация их высказываний) показывает, что они также не прочь, чтобы их ЖАЛЕЛИ. Жалость очень распространенное чувство, выражаемое по отношению к инвалидам, и в среде инвалидов, есть достаточно большого числа, принимающих её за основу своей жизни. Это хорошо видно и в Ваших попытках защитить публикации Маргариты Мельниковой, которая сама не захотела (не смогла, не умеет) общаться с комментаторами.

    Подавляющее большинство выпускников школ-интернатов находят свое место жизни, заводят семьи, растят детей, внуков - т.е. с успехом сдают важнейший «экзамен жизни» - умение общаться.
    Наоборот подавляющее большинство детей, с инвалидностью по зрению, слуху, ОДА, ЗПР…, не проведших коррекционные школы, сегодня находятся в полной зависимости от окружающих родственников или персонала учреждений собеса – где же тут умение общаться?

    Не нужна обычной школе такая КОРРЕКЦИЯ, она нужна чиновниками, чтобы было что «пилить» под восторженные крики, подобных Вам, «гуманистов» – «УРА, инклюзия идет!», да глупым мамкам, думающим, что их дело лелеять и жалеть, а дело школы – научить «хорошо жить».

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 13 января 2014 в 11:58 отредактирован 14 января 2014 в 18:23 Сообщить модератору

      Вячеслав Озеров,
      "Я знаю и светлые, и темные стороны школ-интернатов и воочию вижу тот страшный вред, который наносит их противопоставление инклюзии, так модной у «гуманистов».
      Вы же знаете её лет 8, да и то, со слов Ваших близких (мужа и племянницы), из них, в виде 4-х летней «борьбы» со школой слепых.(кажется в г.Воронежской).. "
      Кого "её", инклюзию?? Нет у нас НИКАКОЙ ИНКЛЮЗИИ. Кстати, боролись мы не со школой, а с ВОС, и не по поводу образования, а по административным поводам. Я считаю, что общение с самыми разными людьми из 800 членов организации дает полную картину того, кто как воспитывался и кому в чем повезло. Еще я видела, как организована работа с инвалидами в Израиле, и интересуюсь, как во многих других странах. И не нужно 30 лет, чтобы быть в курсе современного положения дел.
      Из Ваших слов понятно, что Вы вообще не знаете, что такое "инклюзия". По-Вашему, это когда ребенка-инвалида не отдают в интернат, а воспитывают в семье, водят в обычный сад и школу за руку до старости. Это еще не инклюзия.

      "Что, берем и включаем такого ребенка в обычную «образовательную среду» с первых мгновений жизни" - не в образовательную среду, а в обычную жизнь! Но с обязательной поддержкой и обучением специалистами по коррекции (как ребенка, так и родителей), индивидуально, а не в детдоме или интернате. Не в том суть инклюзии, чтобы сунуть ребенка-инвалида к здоровым как щенка в воду - авось научится плавать. Разработаны и применяются за рубежом методики и приемы, благодаря которым на инвалидов никто там не таращится и не ворчит, что лучше бы дома сидели, а сами они вполне самостоятельны и сильны. Что касается инвалидов тяжелых, но способных к обучению, их виртуальное присутствие в учебном классе может реализовываться с помощью связи типа скайпа, многие другие проблемы также решаются с помощью технических средств.

      Инклюзия - это идеология, принципы, методики, а до конкретного применения их на практике постсоветскому пространству очень и очень далеко, особенно в условиях упадка образования, медицины, коррекционной педагогики. И поэтому "весь Ваш ГУМАНИЗМ в отношении детей-инвалидов основывается не на желании им помочь, сделать сильными во взрослой жизни, способными преодолевать жизненные невзгоды, а на чувстве ЖАЛОСТИ" - да. Мне очень жаль тех, кто родился здесь, а не там, кто вынужден "преодолевать жизненные невзгоды" вместо того чтобы жить и радоваться тому, что доступно. Мне хочется уберечь близких от бесцеремонных разговоров за спиной и смешков в глаза. Но это я говорю здесь, а им я не могу даже выразить восхищение тем, как они справляются. Потому что они справляются как обычные люди, мы ж не хвалим за это здоровых...

      "Это хорошо видно и в Ваших попытках защитить публикации Маргариты Мельниковой, которая сама не захотела (не смогла, не умеет) общаться с комментаторами."
      Маргарита Мельникова, кстати, очень изменилась. Эта девушка из Уфы живет полноценной жизнью, встречается с парнем, училась за границей, имеет множество друзей в разных странах, интересуется новинками тифлотехники, ведет блог, в котором жизнерадостно общается с читателями. Думаю, она пришла бы к этому раньше, если бы была ВКЛЮЧЕНА в жизнь раньше, а не в 18 лет.
      Что касается "защиты публикаций" - физическое состояние авторов и степень владения компьютером здесь не имеет значения. Мы опубликовали - мы отвечаем. Кроме того, на эту тему я всегда готова поговорить.

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 10 января 2014 в 01:19 отредактирован 10 января 2014 в 01:28 Сообщить модератору

    Сергей Вишняков, Ваши бы слова, да в уши нашим «мудрецам», принимающих те или иные решения. Но не получится, ведь вся редакторско - корреспондентская братия современной России считает, что "знаменитые восемь принципов инклюзивного образования" спасут детей-инвалидов от сегрегации. Правда они, почему-то не помнят, или не хотят знать, что ни 10 заповедей Божьих, ни 12 статей Кодекса строителя коммунизма не сделали мир раем.

    И ещё все мудрецы и СМИшные болтуны не задумываются, что, что бы ценность ЧЕЛОВЕКА не зависела от «его способностей и достижений», человека с раннего детства НАДО научить чувствовать, думать, общаться, быть нужным другим, что позволит обрести поддержку и дружбу ровесников, с которыми можно начать осваивать разнообразие всех сторон жизни, с использованием разнообразных достижений прогресса.

    А УЧЕБА, это тяжелый ТРУД, организация которого была выработана многими десятилетиями (почти 200 лет) в системе коррекционного образования. Сегодняшние мамы детей с проблемами, наслушавшись разных глашатых о гуманности инклюзии, считают что при инклюзии их дети сами все получат, не трудясь. Ведь, ГЛАВНОЕ - пребывание ребенка в "нормальной, не сегрегационной среде"
    Было дело - лично наблюдал такое пребывание ребенка лет 12 с хорошим ЗПР сочетанного с тугоухостью в школе одной из северо-европейских стран. Да, учиться ему там легко, да и результат конкретный – инклюзивно образованный вечный пенсионер.
    «Гуманисты» доказывают мамам, что они сами «лучше кого-либо знает», как должны учить (воспитывать) ребенка (особенно с проблемами развития), начиная с пеленок и кончая … постшкольным образованием. Поэтому мамы знают, что ребенка надо не «изолировать», а надо сразу «бросать в воду», ведь окружающее его сообщество ДОЛЖНО быть толерантным к не умеющему плавать и т.д. и т.п.

    Удивительно, но даже «всезнающие» работники СМИ, почему-то не ведают (или не хотят ведать), что только в России есть и были кандидаты психологических наук – слепоглухие с детства, был член-корр АН СССР – слепой с детства - директор НИИ. Что в России, в отличие от стран развитого Запада, есть много слепых, опорников, глухих и людей с другими функциональными нарушениями, получившие высшее образование. И почти все они заканчивали коррекционные школы-интернаты.

    Почему-то гуманисты не признают того очевидного факта, который им подтвердят успешные инвалиды с детства, что, только имея хорошее школьное образование, можно досточно легко ИНТЕГРИРОВАТЬ в общество. И наоборот, что практически нет инвалидов по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату, которые, учась в массовых школа, достигли каких-либо серьезных успехов во взрослой жизни.

    При этом гуманисты не хотят знать, что всегда была ИНКЛЮЗИЯ, для детей: с тяжелыми формами соматических заболеваний, потерявших глаз, частично утративших слух, имеющих протезы одной руки, ноги или другими нарушениями, не требующими особых методов преподавания и получения школьных знаний.

    Сегодня вой, поднятый сторонниками поголовной инклюзии, привели к тому, что чиновники от образования, пользуясь моментом, решают свои вопросы, манипулируя школами – переводя их в систему социальной защиты, сливая с общими школа и т.д. и т.п. И все это под маркой «ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНВАЛИДАМ», «ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ» или по «ПРОСЬБАМ ТРУДЯЩИХСЯ». Чиновники заявляют, что согласно «европейской системе образования» - «инклюзивное образование – это не столько ТЕХНОЛОГИЯ и СОДЕРЖАНИЕ программ, сколько ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, цельность НОВОЙ педагогической КУЛЬТУРА» т.е.

    Весь мир коррекции разрушим
    До основанья, а затем
    Инклюзию построим, —
    Кто был ничем, останется НИ С ЧЕМ!

    Господа гуманисты – НЕ СТРАШНО? Али историю не знаете?


    При этом, сегодня появилась еще одна проблема в социальной реабилитации детей-инвалидов – это серьезное структурное изменении в детской инвалидности. Если четверть века назад она, в первую очередь, определялась несчастными случаями, генетикой и плохим выхаживанием младенцев, то сегодняшняя инвалидности, в основном, базируется на недоношенных детях, часто выращенных из плодов. И как бы ни старалась медицина, но эти дети будут иметь обширный набор функциональных нарушений. А их выхаживание - не на руках мамы, а в кувезе, под надзором медперсонала, приводит к серьезным психо-эмоциональным нарушением, как у ребенка, так и у родителях. Часто необратимым. Мамы же в страхе за своего ребенка, стремятся, как можно больше оградить его от … трудностей жизни, а инклюзия это им обещает. И что ждет таких детей?

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Озеров, "с раннего детства НАДО научить чувствовать, думать, общаться, быть нужным другим" - в изоляции научить общаться?..
      читать дальше →


      "гуманисты не хотят знать, что всегда была ИНКЛЮЗИЯ"
      Да не было инклюзией совместное обучение инвалидов со здоровыми! Инклюзия - это "коррекция", которая должна прийти в обычную школу. И детей нужно с детства учить сосуществовать с инвалидами, даже если в их школе инвалидов нет вообще!

  • Хорошая тема, интересная статья и комментарии автора.

    Оценка статьи: 5

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 6 января 2014 в 23:20 отредактирован 6 января 2014 в 23:21 Сообщить модератору

    Вы упомянули "знаменитые восемь принципов инклюзивного образования". Вот они:
    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    Каждый человек способен чувствовать и думать;
    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    Все люди нуждаются друг в друге;
    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


    Не перечислив их в статье, Вы ограничились тем, что покритиковали инклюзию, как Вы ее понимаете - и всё... Вы приплели, извините, к инклюзии армию, уравниловку, примерьте-ка на нее эти принципы, не смешно?

    А ведь инклюзия - это то, что нужно не только инвалидам. Это то, что нужно здоровым детям, чтобы вырасти нормальными, а не такими, как их учителя, которые не умеют организовать процесс обучения даже разных здоровых детей.

    • Сергей Вишняков Сергей Вишняков Профессионал 6 января 2014 в 23:33 отредактирован 6 января 2014 в 23:45 Сообщить модератору

      Марианна Власова, я намеренно не стал перечислять эти принципы. Они - венец творения чиновничьего отношения к проблеме!
      Первый - противоречит всем принципам трудоустройства (а именно этим заканчивается любой процесс обучения)
      Второй - просто констатация факта, в котором усомниться может только неполноценный!
      Третий - легкий перефраз конституции
      Четвертый - мягко говоря неточен (МЯГКО ГОВОРЯ)
      Пятый - реальный бюрократический перл!!! Интересно, что именно САМИ ТВОРЦЫ в него вкладывали?
      Остальные три, естественно, верны, но вставлять их в принципы... странно.
      Марианна, я работаю с инвалидами. Есть довольно-таки воинственно-положительно настроенные на внедрение инклюзии. Странно прозвучит, но это те, кого эта инклюзия не затронула!!! А вот те, кто ее вкусил, скромно молчат!

      • Вот и с инвалидами у нас работают люди, которым непонятны простые принципы гуманизма.

        Дети ДЕСЯТЬ ЛЕТ проводят в школе. В ней происходит становление их личности. Она готовит их к ЖИЗНИ, а не к "трудоустройству". Социализированный человек обучится чему угодно, потому что умеет взаимодействовать с людьми. Главная роль школы - социализация.

        • Марианна Власова, Ну если точнее, то в школе сейчас проводят дети ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ. Спасибо, что напоминаете это человеку с двадцатилетним педагогическим стажем... (нет, сейчас я не в школе работаю). А становление личности и не начинается в школе, и не заканчивается. Это только этап, причем важным он является не потому, что в этот период человек что-то особенное получает (хотя и это присутствует), а потому, что именно этот период - период наиболее благоприятного восприятия и информации, и всего прочего.
          Насчет "социализированного" человека - это очередной миф наших горе-чиновников от образования. Насыщенность математико-технических дисциплин в школах на предыдущих этапах становления истории нашей страны объяснялась не желанием сделать всех "технарями", а тем, что способам ориентации в информационном пространстве ЛЕГЧЕ обучать именно на этих предметах!
          Ошибка бюрократического аппарата нынешних структур заключается не во внедрении инклюзии (ни боже ж мой - идея-то неплоха сама по себе), а в том, что они не разбираясь ни в самих процессах становления личности, ни в образовательных процессах пытаются этими процессами руководить!!

  • О министерстве образования так и хочется сказать: слишком далеки они от народа т.е. от школы. Вот и получается, что вся инклюзивность сводится к тому что всех с пониженым слухом и зрением введут в общие классы и учитель будет разрываться, что бы и классу знания дать и глухого со слепым хоть чему то научить. А всего в классе 30 человек, а учитель один. Зато отчитаться можно - вот как мы детей любим, не делим их на больных и здоровых. Но забываем, что при этом теряют все: Здоровые дети, учителя и вообще образование в целом.

    Оценка статьи: 5

  • Нина Бочарова Профессионал 6 января 2014 в 22:39 отредактирован 6 января 2014 в 22:40 Сообщить модератору

    Спасибо за статью, проблема реальна: гуманизм перерастает в бездушную жестокость. Варианты развития ситуации самые разные. Ребенок с ДЦП учится "на равных" со сверстниками, на самом деле борется за место под солнцем. Из-за проблем с речью устные ответы - пытка для всех: сведены к нулю. Дети даже простой невроз принимают в штыки. Представьте: в 11 классе впервые(!) выучил наизусть и рассказал - на перемене, правда, - "Россию" Блока, весь последующий урок с трудом сдерживал счастливый смех. Но руку тянет вверх охотно, знает, что пытать не станут, трояк поставят. А физик - пожалуйте к доске с мелом: рука опустилась. В вуз поступил по квоте... Кто-то доказывает, что может, а кто-то требует,ему все обязаны, а он никому.
    Оценка статьи: 5.

  • Актуальная статья и очень глубокий анализ ситуации. У меня соседка девочка-инвалид с ДЦП училась в общеобразовательной школе, но с обучением на дому. Результат, мягко говоря, грустный.

    Оценка статьи: 5

  • приятно, что поднятая тема вошла в основной выпуск. Но показалось, что получилась непонятная смесь между подходом к образованию в целом (индивидуальное или общее) и проблемой образования деток с ограниченными способностями.

    Оценка статьи: 5

  • В общем, как в девизе США: E pluribus unum - из многих единое.
    А статья мне даже показалась излишне специальной для ШЖ. Но всегда приятно читать написанное по делу и с умом.

    Оценка статьи: 5

  • Интересная статья.

    Оценка статьи: 5