Валентина Пономарева Грандмастер

Куда катился Колобок?

Историю знаменитого Колобка рассматривал целый ряд ученых, включая академика Н. И. Толстого, который, в частности, отмечал особо колдовскую сущность этого героя, аргументируя происхождением «поскребыша», дробно-последовательным маршрутом, «защитной» песенкой.

А. А. Кретов обращает внимание на то, что «Колобок из рода Хлебо-Булочных оказывается обладающим по крайней мере некоторыми атрибутами божества: разумом, речью, способностью вступать в родственные отношения и магическим даром певца».

Последнее, по этой версии, роднит его с музыкантом Орфеем из древнегреческой фольклорной традиции. Можно сказать и определённее — Колобок — это русский Орфей. «Именно магическое пение околдовывает (цепенит) людей и зверей и позволяет Колобку спокойно уходить от них».

В. Демин рассматривает сюжетную линию этой сказки как закодированную информацию о соперничестве тотемов зайца, волка, медведя и лисицы-победительницы за право быть хранителем традиций культа Солнца-Коло, олицетворяемого Колобком, которого исследователь отождествляет дневному светилу — как по имени, так и по обрядовым функциям (его съедают, как на Масленицу поедают блины, символизирующие Солнце).

Среди многообразия трактовки «Колобка» встречается даже версия аналога сказки в народном творчестве кипчаков. Она основана на том, что если рассматривать не славянскую, а тюркскую этимологию слова «колобок», то им окажется… навозный шарик, а мораль истории, в таком случае, выражается через участь Лисы: «Не хитри, как лиса, а то колобок кушать будешь». Автор этого подхода заявляет, что русская сказка, в отличие от кипчаковской, лишена морали. Вот яркий пример взгляда современного горожанина на народную традицию. — Для кипчаков это был не просто навозный шарик, а источник огня — им топили, чтобы греться.

В последнее время бедолаге Колобку все чаще достается. Игорь Ефремов упрекает сказку за показ крестьянской нищеты, непочтительность Колобка к родителям, обзывает молодым дурнем, а песенку его — дурацкой, а финал — светлым, и благодарит Лису за избавление земли-матушки от морального урода.

А. Чалый полагает, что смысл сказки: «без поводыря ни шагу, а то погибнешь в пучине бессознательных страстей», а сама она опасна для детей, поскольку закладывает модель взаимоотношений «если не съешь сам, то съедят тебя».

Не считая необходимым даже останавливаться на мнении, что сказка «Колобок» является не народной, авторской, и принадлежит перу А. Н. Афанасьева, предпочитаю предложить читателю еще одну версию, полагая ее достаточно убедительной.

Сцена из спектакля "Тетушка Луша и колобок Ванюша" Если пойти от образа главного героя, то представляется наиболее доказательным уподобление его миру: он, круглый, живой, солярный. Но тогда совершенно очевидно, что дед и баба выступают демиургами, творцами, причем каждый — с выделенной функцией: мужское начало ставит задачу и объясняет, как ее решить («по коробу, по сусекам…»), т. е. выполняет роль идеолога, женское — реализует, воплощает творение, т. е. выполняет материальную функцию.

Сотворенный мир, материализовавшись, спускается — с окошка на лавку, на пол, за порог и по ступенькам, по тропинке… и уходит из-под непосредственной власти демиургов, становясь самодостаточным.

Животные могут рассматриваться как испытания, выпадающие рожденному миру (в том числе, человеку — который также есть вселенная, микрокосм). С одной стороны, встреча с Зайцем — проверка скорости, ловкости, находчивости; с Волком — смелости и решительности; с Медведем — противостояния силе: с Лисой — коварству, хитрости и похвальбы. Мораль очевидна: пройти через медные трубы оказывается труднее всего, и это — самая большая угроза испытуемому миру, большому или малому.

Кроме того, первая встреча происходит именно с Зайцем, и необязательно потому, что это наиболее безобидное из всех встреченных существо, особенно если учесть, что Заяц — животное, в русских народных представлениях наделяемое эротической (фаллической) символикой. То есть речь может идти об инициации Колобка — мира.

Наконец, если взглянуть на сюжет с точки зрения психологии творчества, то песенка Колобка, пропетая Зайцу — это креативный ход, первый опыт действия героя, который оказывается успешным. Использование его во второй раз — при встрече с Волком — закрепление опыта, в третий — фиксирование стереотипа. Так что встреча с Лисой может рассматриваться еще и как злоупотребление стереотипным поведением.

Да минует нас хитрость и коварство, равно как и хвастовство!

Обновлено 23.01.2009
Статья размещена на сайте 21.06.2007

Комментарии (53):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина, очень интересный материал .+5
    Бедный колобок! На него в последнее время ополчились наши украинские психологи. Недавно в новостях одна психологиня выступала с предложением изменить конец сказки . Ее не устраивает мораль сего повествования. Вот так .

    Оценка статьи: 5

    • Видимо, революционная формула "Весь мир насилья мы разрушим..." еще живуча

      Оценка статьи: 5

      • Валентина, можно задать вопрос? Мне несколько раз встречалась сказка про Колобка, в которой Колобок в финале обманывает Лису и убегает от нее. Это уже современная интерпретация? Для того, чтобы детей впечатлительных не расстраивать?

        • Валентина, можно задать вопрос?

          Конечно, Оксана. Я тоже видела такие интерпретации, уберегающие от...
          Дело в том, что сказки, одобные "Колобку", "Репке", "Теремку", "Курочке Рябе" и т.п. создавались изначально не в народном творчестве, а в сакральном пространстве. Если так можно переложить на современный язык - "в лесных школах", где готовили, как сейчас бы сказали (простите за упрощенчество) Гарри Поттеров славянских и проч. Волхвов, например. Этой молодой поросли закладывали философско-религиозные концепции через сказания, которые сегодня кажутся, на обыденный взгляд, порой чуть ли не кощунственными. Но тем не менее, остаются живучими. Не парадокс ли?

          Я полагаю, что это такая "трепетная" материя, с которой нужно обращаться очень бережно...


          Помимо сказок, там были и другие ритуалы, которые затем воплотились в сказочных сюжетах... Впрочем, это не относится напрямую к теме.

          Спасибо Вам за интерес к статье - не по протокольно-вежливому, а искренне, от души

          Оценка статьи: 5

  • Ну до чего же увлекательно! 5!

    Оценка статьи: 5

  • Как всегда,ужасно интересно

    Оценка статьи: 5

    • Наденька, спасибо. Кстати, книжка по славянам, о которой мы говорили, выйдет к концу августа. Тираж - 3 тыс. экз. А еще в те же сроки будет издана и моя - по сказкотерапии

      Оценка статьи: 5

  • Статья понравилась, тут и комментарии не оставил без внимания.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо всем! Давно не читал такой занимательной статьи и информативных комментариев к ней. Сразу видно, что судьба Колобка сидит глубоко в подсознании каждого из нас. Очень порадовала трактовка Игоря Ефремова. Колобок явно заслуживает "премии Дарвина", а автор статьи - докторской степени по совокупности статей, опубликованных в "ШколеЖизни".

    Оценка статьи: 5

  • что-то смотрю многие ученые слишком серьезно относятся к нашему обычному колобку. Надо быть проще

  • Очень понравилось =)
    Интересно, а если другие сказки так рассматривать? Останется ли что нибудь простое, без "примесей" психологии? =)

    • Слава, спасибо за интерес к статье. Сказки без "примесей" не бывают: если не психология (которую все же всегда можно отыскать), то культурология, анропология, философия...
      Они ж не просто так сочинялись, сказки-то. И вообще это - древнейший метод психологии

      Оценка статьи: 5

  • Валюша, встретила в И-нете картинку - и вспомнила про Вашего Колобка. Такой вот микрокосм...

    Оценка статьи: 5

  • ну и раздули а про другие сказки?

  • ! Колобок - это целая психология...Спасибо! Просветили - "5"

    Оценка статьи: 5

  • 5! Воспринимается как ненаучная фантастика. А хорошо!

    "А воз этот грекам служил колесницей, а лошадь служила троянским конем!"

  • Сказка ложь, да в ней намек. Никогда не знал, что она авторская.
    А это не тот, кто сказки собирал? Русские заветные? Все больше про зайцев да про волков в фаллическом контексте.

    Оценка статьи: 5

    • Ну, да. Русские. Заветные... У нас есть. Там такая обожка... Я прям стесняюсь...
      А Вы и поверили, что авторская - про Колобка?
      Дим-Дим-Дим, какой автор до такого может додуматься, как считаете ?

      Оценка статьи: 5

      • Я вообще очень доверчив, в качестве читателя статей. А вот в комментах - все что угодно. Мне кажется в статье должна быть информация, а если шутка - надо писать "здесь смеяться". Есть же еще более доверчивые.

        Оценка статьи: 5

        • Там же сказано Не считая необходимым даже останавливаться на мнении, что сказка «Колобок» является не народной, авторской, и принадлежит перу А.Н.Афанасьева,..

          Оценка статьи: 5

  • И я тоже - с 5 Эти "сказочные" статьи - просто супер! Столько версий...

    Оценка статьи: 5

    • И это еще не все. Выбирала только самых именитых авторов (ой, не все уложились) и самые колоритные. Но солбственная - все-равно ближе
      Кстати, Надюш, мы получили добро на переиздание кой-чего в этом году (по переписке, помните?), завтра едем в издательство. Держите за нас пальчики Отпишусь по итогам визита

      Оценка статьи: 5

  • Замечательно, Валентина! Эк Вы нас, наушников, обсмеяли! Поздравляю! Очень похоже на докторскую диссертацию г. Жириновского по философии, которую он, кстати, с блеском защитил в МГУ ("Прошлое, настоящее и будущее РУССКОЙ нации"), да вот только ВАК не хотела давать диплом.
    Замечательно, замечательно, замечательно!

    Оценка статьи: 5

    • Откуда там блеск? У Жириновского (как и у Зюганова, например), насколько мне известно, никакой "докторской диссертации" в помине не было, он защищался с формулировкой "по совокупности публикаций".

      Оценка статьи: 5

      • Вот я и думаю... Пока ничего не поняла. Может, спросить у автора коммента поподробнее, чтоб просветил... А то я так задумалась, что забросила прям все дела, а их невпроворот... писем неотвеченных, работ несделанных... Про иное уже и вообще...
        Богдан, скажите еще поподрбнее, а то тут заводы стоят... И женщины думают, а им - вредно

        Оценка статьи: 5

        • Жириновский защищал докторскую диссертацию, не будучи кандидатом наук, в форме научного доклада по совокупности научных трудов (это разрешается Положением), т.е. своих публикаций, среди которых есть и книги. Как известно, он сначала пытался организовать еврейскую партию, а когда организацию партий по национальному и религиозному признаку запретили законом, стал пламенным "защитником" русского народа и организовал ЛДПР, которая до сих пор держится на волне национализма, хотя сейчас у нее есть уже и соперники, например, новая партия Миронова.

          Когда диссертация попала в ВАК, разразился скандал. Зав. кафедрой, по которой проходила диссертация, и часть ее сотрудников уволились. Но, видимо, им заплатили так много, что они не пожалели. Диплом долго не выдавапи, но сейчас в его биографиях написано - доктор философских наук. Видимо, все было оформлено по правилам.

          Что касается Зюганова, то он защитил сначала кандидатскую, а потом докторскую диссертации, как положено, и преподавал философию. В политику попал с преподавательской работы. Видимо, для партийно-советской номенклатуры, которая составляет большую часть КПРФ, он обладает достаточной харизмой, раз до сих пор его не ушли.

          Оценка статьи: 5

  • 5. А Луна, стало быть, тут вовсе ни при чем...

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо! Гал, а у Вас есть версия? Расскажите, плз

      Оценка статьи: 5

      • Версия не моя, слышала когда-то: мол, раньше, очень давно, сказка эта рассказывалась по-другому. Все встречаемые Колобком звери откусывали от него по кусочку - так объяснялось убывание Луны.

        Оценка статьи: 5

        • Галечка, я суть с ума не сошла, вычитывая версии. До-Афанасьевские связаны с этническими особенностями разных районов России (от севера: Олонец, Арханегльск, до...) Даже восстановление идеального текста предпринималось, но туда уж я - ни ногой. Хоть и интересные подробности выясняются. Только это уж совсем для узкого круга специалистов, причем не всех, интересующихся Колобком, а только некими его ипостасями Короче, совсем специальная литература

          По кусочку... попадалось. Поищу, вспомню, напишу. Но солярный принцип все-таки более доказателен, по-моему. Или я уперлась в идею? Как думаете?

          Оценка статьи: 5

          • У сказки этой бродячий сюжет, он встречается едва ли не во всех странах. Еще одну версию о Луне сейчас нашла в И-нете:
            "У китайцев, например, круглый персонаж ассоциируется с Луной, катающейся по небу между знаками Зодиака. Каждый из знаков откусывает от Колобка - Луны по маленькому кусочку, пока, наконец, от него ничего не остается".

            (Вас, Валюша, переклинило на Солнце, а меня - на Луне.)

            Оценка статьи: 5

            • А может - это наш ответ китайцам?
              Хотя думаю,что, у нас скорее Солнце, так как славяне скорее поклонники патриархата. А вот у китайцев была бы луна, так как они скорее поклонники матриархата в прошлом. А может и нынешнем. В Тибете до сих пор матриархат в быту.
              Если б колобка грызли по кусочку - была бы луна путешествующая по зодиаку. А поскольку не грызли, то до самого заката - Солнце путешествующее по зодиаку.

              Оценка статьи: 5

              • Дмитрию

                Дим, у Вас к китайцам специальный интерес?
                Про патриархат и матриархат - в тему, пасиб, очень кстати. У меня тож в колобковой статье демиурги, бабка с дедкой, в ролевых ипостасях
                Честно говоря, это наша семейная версия. У нас на троих (муж - жена - дочь) два психолога, один антрополог и один школьник

                Оценка статьи: 5