Любой коллектив устроен так, что в какой-то степени ему нужен кто-то, на кого можно сливать негативные эмоции и иногда делать виноватым в общих проблемах. Особенно это ярко проявляется в неблагополучных, конфликтных коллективах, иногда в семьях. Подходящая кандидатура невольно попадает в определенные ситуации, а остальные члены коллектива, не сговариваясь, ведут себя соответствующим образом — возлагают вину за что-то на данного человека и относятся с некоторым пренебрежением. Знакома ситуация?
Дело в том, что такой человек используется как громоотвод негативных эмоций и выполняет в какой-то степени важную для коллектива функцию. К сожалению, все люди несовершенны и порой испытывают потребность в том, чтобы переложить долю ответственности на другого человека или обстоятельства. И здесь возникает человек, которого общность превращает в «козла отпущения».
Однако далеко не каждого человека можно поместить в данную роль. Иногда эта роль приклеивается к человеку, часто на длительное время, а иногда потенциальный кандидат на эту роль делает что-то, что выталкивает его из этой роли, несмотря на все попытки коллектива.
Давайте разберемся, какие качества человека позволяют поместить его в эту роль, а какие нет.
Заниженная самооценка.
Одним из основных качеств, которые можно наблюдать у всех «козлов отпущения», является низкая самооценка. Они как бы сами готовы, чтобы к ним относились весьма неуважительно, поскольку чувствуют себя такими. Причиной могут являться неблагоприятные отношения в семье или другие травматические переживания в коллективах сверстников.
Скрытые амбиции.
У любого человека, попавшего в роль «козла отпущения», наряду с отсутствием ощущения своей ценности есть очень сильное желание занять высокий статус в коллективе, ощущать свое превосходство над другими. Это желание возникает как противовес истинному положению среди людей — неприятию, отвержению. Другими словами это можно назвать ущемленной амбициозностью, когда основной потребностью становится не столько желание занять высокое место в иерархии, а стремление превосходить других, проявляя отвержение.
А дальше происходит самое интересное. Как относятся окружающие к тому, кто, с одной стороны, не ценит себя, а с другой, хочет чувствовать превосходство над окружающими? Такой человек вызывает неуважение и желание «поставить его на место», чем в дальнейшем коллектив с удовольствием и занимается, удовлетворяя уже свои потребности.
Неуважение к другим людям.
«Козел отпущения» обижен на весь мир и окружающих людей и не испытывает к ним уважения, и тем более любви. Это еще одна характеристика людей, попавших в эту нишу. Они безуспешно пытаются решить внутренний конфликт, мечтая когда-нибудь относиться к окружающим так, как сейчас окружающие относятся к ним.
Итак, в любом коллективе каждый человек вступает в определенные взаимодействия. Характер этого взаимодействия определяется качествами человека, благодаря которым оно может быть позитивным или негативным.
Известна т.н. "теория порядка клевания цыплят" - у них нет самооценки,амбиций и т.д., и т.п., а тем не менее иерархия соблюдается. Откуда же среди них берутся "козлы отпущения"? Это вопрос во многом не зависит от личных качеств, а скорее от "свободного" места в иерархии. Уберите этого "козла" - тут же из оставшихся членов группы появится новый.Так же и с лидером.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Фигня всё это - только сильным дозволено быть изгоями. Кем дозволено? Небесами. В смысле - не людьми.
Священные писания - полная хрень. Или прелюбопытнейшая культурология.
0 Ответить
В очередной раз убеждаюсь в том, что библейские заповеди - очень и очень мудрый "документ" (хотя сама от религии крайне далека). Давайте вспомним: "Возлюби ближнего самого, как самого себя", - и соотнесем с поведением "козла отпущения". Наверняка увидим нарушение заповеди - как минимум одной из ее частей.
Может ли стать "козлом" человек, который любит окружающих и любит себя? Уверена, что нет. А вот, кто забыл о любви (как к себе, так и к другим) - запросто.
0 Ответить
Марта Александрова, а если в коллективе много неприятных тебе людей, как их любить? Или делать вид что уважаешь и любишь.
0 Ответить
Вы очень подробно описали "грехи" козла отпущения - жертвы. Но ничего не сказали о насильнике - тех, кто возлагает свою (вы и сами пишете "свою") вину на того. А ведь как бы ни были "виноваты" козлы - и слабые, и амбициозные и т.д., жертвы - они.
В данной связи на ум приходят два случая: один с литературным козлом отпущения князем Мышкиным (вот ведь козел был, всем козлам козел) - его унижали, и, кажется, он с ума сошел, или что-то в этом роде. Второй парень из моего класса, которого "опустили" - изнасиловали, или еще что, его же одноклассники. В классе все чмырили козла, а вот к насильникам относились почти с пиететом.
Кстати, ведь и Иисус Христос тоже козел отпущения. И еще какой: взял на себя все грехи не-козлов.
Вопрос: не ходим ли мы на головах, если готовы чмырить - разбирать грехи козлов отпущения, но готовы мирить и даже уважать тех, кто совершает над ними насилие?
3 Ответить
Хорошая, но парадоксально противоречивая, на мой взгляд статья. Цени себя, но не выделяйся и при этом без амбиций, т.е что-то сродни серой мышки - безоговорочно прогибайся под большинство. И как понять библейские слова о том чтобы к другим относится лучше чем они относятся к тебе? То же христианство, пока действовало подобным образом кроме как расправы на своими приверженцами, ничего не добилось. Кстати, первые христиане в большинстве как раз и были, из так сказать "козлоотпущенских" слоев.
Но ряд исторических примеров, показывает, что действуя именно наоборот можно добиться большего.
А статья, замечательная, из тех что заставляет задуматься о жизни, мире и о своем месте в этом мире.
Оценка статьи: 5
3 Ответить