• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Как оказать первую психологическую помощь? Часть 1

Оказание психологической помощи во время чрезвычайных ситуаций считается приоритетом кризисных психологов. Но бывают ситуации, когда необходимо помочь человеку, а рядом нет опытного специалиста. В современном мире человек в любой момент может попасть в автокатастрофу, пережить пожар, террористический акт, стихийное бедствие или другие катаклизмы. При этом многим людям нужна не только медицинская помощь, но и психологическая.

bikeriderlondon, Shutterstock.com

Шок от пережитого может спровоцировать разные негативные психические реакции. Первую психологическую помощь можно сравнить с оказанием первой медицинской помощи до приезда «скорой». Ее оказывают люди, которые находятся рядом, поэтому необходимо знать основные принципы.

Во-первых, надо контролировать свое состояние и оказывать помощь только в том случае, если вы чувствуете силы, как эмоциональные, так и физические. Если вы так же плохо себя чувствуете, то не нужно себя заставлять, лучше позаботиться о себе, иначе потом вам самим может понадобиться помощь. Перед тем как подойти к пострадавшему, необходимо самому успокоиться, вести себя мягко, но в то же время уверенно. Как говорил Карлсон, спокойствие, только спокойствие! Во время катастроф часто случается паника, и самое главное в этой ситуации — действовать уверенно. Если человеком овладевает страх и паника, то он начинает совершать много ошибок и неверных действий. Некоторым людям становится легче уже от того, что он видит рядом уравновешенного человека.

Во-вторых, надо найти контакт с пострадавшим, но вмешательство не должно быть навязчивым. Если на месте катастрофы находится много людей, то вначале необходимо понаблюдать за людьми и понять, кто действительно нуждается в помощи, а кто может справиться самостоятельно. Помощь нужна тем, у кого отмечается дезориентация в пространстве, чрезмерная возбужденность, раздражительность или агрессивность, чрезмерное волнение и паника, а также замкнутость и апатия. Также нужно обратить внимание на детей, подростков, беременных женщин и пожилых людей. Сразу необходимо откликнуться на просьбу тех, кто к вам обращается.

Для установления контакта необходимо назвать свое имя и спросить, как зовут потерпевшего. Не стоит смотреть пристально в глаза и дотрагиваться до незнакомого человека, ведь он может быть представителем другой культуры, отличной от вашей. Если человек отказывается от вашей помощи, не нужно настаивать. Необходимо только сообщить, куда и к кому он может обратиться в случае необходимости. Если люди живут в местах, где часто случаются стихийные бедствия, они уже могут знать, как себя вести.

Можно спросить, нуждается ли человек в помощи, может, он хочет пить, ему холодно или жарко, что-то другое ему необходимо, то есть уточнить и удовлетворить все текущие физиологические потребности. На этом этапе для пострадавшего важно установить комфорт и безопасность. Если есть возможность, то нужно отвести человека в более спокойное место дальше от места катастрофы. Важно оградить человека от звуков и запахов, которые могут напоминать о случившемся. После этого проинформировать родственников и спросить, могут ли они приехать.

В-третьих, необходимо следить за эмоциональным состоянием потерпевшего. Бывают случаи, что человек узнает о смерти родственников во время катастрофы и хочет причинить себе вред вплоть до совершения самоубийства. Потерпевший может наброситься на другого человека, которого считает виновным в катастрофе. Состояние шока может проявиться не сразу. Если вы видите, что человек начинает бледнеть, сильно потеть, неровно дышать, у него начинается сильное сердцебиение или нарушение работы выделительной системы, то необходимо срочно обратиться за медицинской помощью. Интенсивные эмоции могут уменьшаться, а потом накатывать с новой силой.

Если необходимо эвакуировать людей в другое место, то необходимо им об этом сказать и попросить никуда не уходить. Не нужно говорить людям, что они находятся в безопасности, если до сих пор есть определенная угроза. Лучше сказать о том, что специальные службы делают все возможное для устранения проблемы. Никогда не надо говорить то, что вы не в состоянии выполнить. Например, если вы не можете обеспечить встречу с родственниками, то не надо говорить потерпевшему, что он их скоро увидит.

При общении с людьми необходимо помнить о самых уязвимых — детях и людях преклонного возраста.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 29.07.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: