Игнатий Чередов Дебютант

Почему так сложно надолго сконцентрировать внимание?

Думаю, практически все преподаватели регулярно замечали на лекциях студентов, занимающихся своими делами на задних партах и пропускающих всю информацию мимо ушей, независимо от степени её полезности для их настоящего и будущего. И даже самые старательные студенты редко могут прослушать всю лекцию, не отвлекаясь. Почему так происходит?

Valua Vitaly, Shutterstock.com

Проблема в нехватке внимания — способности сознательно управлять процессом отбора и игнорирования поступающей информации.

Дело в том, что возможности нашей ЦНС ограничены. Психологи установили, что человеческий мозг может одновременно обрабатывать в среднем около 7 бит информации. При этом минимальное время, которое необходимо сознанию для отличия одного сигнала от другого — 1/18 секунды. В результате можно подсчитать, что в среднем мы за секунду можем сознательно воспринять всеми органами чувств не больше 126 бит любой информации.

Учитывая, что в процессе устной речи в среднем передаётся 40 бит информации в секунду, только голос лектора занимает треть пропускной способности всех каналов восприятия. А ведь есть ещё и посторонние шумы, зрительная информация (внешний вид, мимика, жестикуляция и перемещения говорящего в пространстве). И это помимо сигналов обонятельных, осязательных и других сенсоров, не говоря о внутренних ощущениях (каждому знакома боль, мешающая сосредоточиться на чём-либо).

В результате малейшее нарушение концентрации внимания во время лекции отвлекает наш разум на обработку другой поступающей информации: будь то проблемы собственного организма, планы на будущее или шёпот соседа.

Поэтому так важно наше эмоциональное и физиологическое состояние в процессе деятельности.

Французский психолог Т. Рибо ещё в конце 19 в. доказал, что интенсивность и продолжительность внимания напрямую зависят от связанных с объектом внимания эмоциональных состояний. При этом усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, предполагает и физическое напряжение групп мышц лица, туловища, конечностей. А наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, в том числе, с мышечным переутомлением в соответствующих частях тела.

Из этого М. Чиксентмихайи и ряд других учёных-психологов делают вывод о том, что внимание — это энергия, которая необходима для осуществления сознательных психических процессов.

У сложных решаемых человеком задач есть ряд особенностей. Чем сложней деятельность:

• тем больший объём входящей информации нужно обрабатывать;
• тем больше внимания требуется для её осуществления;
• и тем интенсивней эмоциональное и мышечное напряжение, которое испытывает человек в этот момент.

Именно поэтому водители в сложных ситуациях на дороге приглушают играющую фоном музыку, так как она начинает заглушать не только информационный шум, но и отвлекать внимание от важной информации, которая может в нём содержаться (сигналы других участников движения, появление новых препятствий.)

Проблема обычного человека заключается в том, что поскольку внимание — энергия, то, как любая энергия, оно расходуется в процессе использования.

Любая наша осознанная деятельность приводит к относительно быстрому утомлению, вне зависимости от нашего эмоционального и физиологического состояния в процессе. Даже общение с ребёнком забирает энергию, хотя приносит огромную радость.

Неслучайно ещё Чернышевский писал, что после деятельности, направленной на получение наслаждения, требуется отдыхать, так же как и после трудной работы.

Однако из всего вышесказанного можно сделать и обратный вывод, который можно и нужно воплощать в своей жизни: чем тренированней и устойчивей человек к физическим и эмоциональным нагрузкам, тем больший объём информации может обрабатывать его сознание и тем легче ему долго концентрировать внимание на чём-либо.

Обновлено 9.09.2015
Статья размещена на сайте 6.09.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: