Невнимательными бывают как взрослые, так и дети. А может быть, рассеянные взрослые вырастают из детей, «витающих в облаках» еще со школьной скамьи? «Ну когда ты научишься все запоминать, что ж это такое, в одно ухо влетело, из другого вылетело», — сетует недовольный и сердобольный родитель. Ему невдомек, как у него, заядлого аккуратиста, растет такое рассеянное чадо. На уроке ничего не запоминает, в школу ходит, регулярно забывая сменку, не знает свое расписание… Но кто задумается над тем, что происходит с ребенком, почему он не может сосредоточиться на себе, чтобы держать в порядке свои личные вещи, не говоря уже о вдумчивом изучении школьной программы?
Невнимательные дети, также как и невнимательные взрослые, живут в перманентном сильном напряжении. Которое вполне могут и не осознавать. Вроде бы все хорошо, но мысли постоянно скачут с одного предмета на другой, в голове ничего не держится, а самое главное — я совершенно не в контакте сам с собой. Тело как бы действует само по себе, отдельно от сознания, автоматически надевая на голову сковороду, а на ноги — чужие гамаши. Человек постоянно находится в своих, сокровенных, мыслях, и даже может не вспомнить, что говорил или делал пять минут назад. Выражение лица отрешенное, нет быстрой реакции на заданный вопрос — чтобы ответить, нужно сначала «спуститься на землю». И утюг-то вроде выключил, точно выключил, но совершенно этого не помню — потому что в тот момент в себе — не присутствовал.
Сильное психическое напряжение, подавленные чувства не позволяют находиться в контакте с самим собой. Страх, злость, тревога, подавленные, незамеченные и собой, и родителями, просто не позволяют соединиться со своим сознанием и присутствовать в моменте — здесь и сейчас. У детей отсутствие внимательности напрямую связано также с отсутствием базового чувства безопасности. Если ребенок не чувствует себя защищенным, если его съедают неуверенность в жизни, беспокойство и страх, а под ногами нет твердой почвы — родителей, на которых можно опереться, бесполезно заставлять его быть внимательным и вдумчиво изучать предмет. Все то же самое относится и к взрослым — в периоды, когда в жизни присутствуют напряжение, неуверенность в завтрашнем дне, стресс — мы перестаем быть в контакте со своим сознанием.
Взрослые с наиболее ярко выраженными детскими травмами несут в себе это напряжение всю жизнь. «Внутренний ребенок» не чувствует себя в безопасности, фоновая тревога не дает соприкасаться с самим собой… Кто-то это осознает и пытается измениться, обращаясь к психологу. Кто-то так и живет, постоянно забывая в машине ключи.
Позаботиться о психическом комфорте ребенка — первичная задача родителей. Если ваш ребенок на уроке «ловит ворон», его нужно прежде всего не наказывать, а показать специалисту! Этот момент может быть поворотным во всей жизни, сказаться на будущем успехе, достижениях, карьере, способности найти подходящего партнера. Ведь внимание отсутствует, прежде всего, к себе. Своим чувствам, которые уже не вмещаются, и мешают жить, но при этом остаются незамеченными.
Взрослым хочется сказать, что победить хроническую рассеянность — можно! Можно выйти из состояния постоянного «тумана» в голове, научиться четко формулировать свои мысли, выдерживать длительное восприятие информации — например, многочасовую лекцию. Можно стать более осознанным и эффективным, и перестать сутками стоять в отцепленном вагоне, как наш любимый герой.
Для этого нужно научиться осознавать свои чувства в моменте, отслеживать, откуда они взялись, какие мысли они порождают. А также создать для себя самого устойчивую почву под ногами — ту, что когда-то не создали родители. Это возможно, и вы заслуживаете того, чтобы позаботиться о себе и кардинальным образом, изменить и облегчить свою жизнь!
георгий рудик, Годунов строил крепости по границам и прочие проекты начинал. Можно узнать подробнее.