• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Наумова Грандмастер

Легко ли думать самостоятельно и что порой мешает этому?

Что и говорить, красиво звучат рассуждения, что каждый человек неповторимый, то есть единственный в своём роде. Но когда дело доходит до необходимости думать самостоятельно, то порой радость от собственной уникальности пропадает. По крайней мере, у некоторых. Проверить правильность своих умозаключений не всегда просто. Вот и возникает соблазн оглядываться на мнение некоего подавляющего большинства.

pixabay.com

Оказывается, думать самостоятельно — это нечто невообразимо трудное. Риск ошибиться велик. Кроме того, из-за собственных суждений можно легко оказаться в роли белой вороны. Быть высмеянным и облитым грязью — это на редкость больно. Даже если никак не озвучивать своего мнения, всё равно окружающие почувствуют, что его носитель чем-то отличается от них. И не факт, что сразу же появятся единомышленники.

Подавляющее большинство: кого оно подавляет?

Оглядываться на других — это порой представляется довольно комфортным выходом. Не хочется чувствовать себя глупым, поэтому вроде бы вполне логично, если за тебя думает кто-то более продвинутый и авторитетный. Хотя понятно, что всегда выдавать только гениальные мысли даже очень умный человек не в состоянии. А большинство, коль скоро оно подавляющее, непременно кого-то подавляет. В роли его жертв как раз оказываются те, кто слишком полагается на него.

Тут и кроется опасность. Можно выразить это красноречивой, хоть и не очень изящно звучащей фразой: либо ты думаешь сам, либо «тебя начинают думать другие». То есть если иной индивид отказывается напрягать своё мышление, то найдутся те, кто возьмёт его голову в свои руки. Содержимое собственного мозга человек попросту отдаёт на откуп кому-то другому, порой даже не осознавая этого.

Коварная крайность

Впрочем, у тех, кто практикует самостоятельность мышления, может быть перекос в другую сторону. Иные чрезмерно гордятся своим мнением, часто необоснованно. При этом возникает чуть ли не презрение к тем, кто думает иначе. Но самоуверенность коварна — от неё пропадает способность критически относиться к своим умозаключениям. Их необходимо оценивать спокойно и адекватно. При этом уважать чужие взгляды, даже если они отличаются от собственных.

Безусловно, опыт других людей представляет большую ценность. Бывает, что, услышав чей-то совет, человек понимает, что нашёл ответ на важный для себя вопрос. Но нужна рассудительность. Нельзя механически соглашаться, прежде следует тщательно проанализировать полученные знания. Только тогда можно сделать их частью собственного мировоззрения.

Важные фильтры

Контроль над своим мышлением очень легко потерять, если бездумно заполнять голову всем, что увидено-услышано-прочитано. Умение фильтровать поступающую информацию — одно из важных. Нельзя превращать мозг в мусорный ящик. В противном случае управлять содержимым головы будет кто угодно, только не её обладатель.

Есть мудрая притча. Она существует в разных вариантах, но суть неизменна.

Однажды один из учеников вбежал к Сократу и взволнованно сказал:

 — Знаешь, как отзывается о тебе твой друг?

Но мудрец остался спокойным. Он поднял руку, призывая гостя к молчанию.

 — Подожди. Всё, что ты собираешься сказать, надо прежде просеять через три сита.

И, видя удивление ученика, Сократ продолжил:

 — Первое из них — сито правды. Ты узнал это непосредственно от моего друга? Уверен, что он действительно это говорил?

 — Нет, я услышал об этом от случайного прохожего.

Сократ не особенно удивился такому ответу и продолжил:

 — Значит, ты не знаешь, насколько твоя новость правдива. Тогда просей через второе сито — сито доброты. То, что ты хочешь сказать, характеризует моего друга с хорошей стороны?

Гость смутился и, помедлив, сказал:

 — Нет, напротив…

Сократ понял и продолжил:

 — Значит, ты хочешь сказать что-то плохое о другом человеке, но даже не уверен, что это правда. Тогда дело за третьим ситом — ситом необходимости. Можно ли из твоей новости извлечь какую-то пользу?

Ученик ещё больше смутился:

 — Нет, никакой.

Сократ подытожил:

 — Итак, в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Думаю, без этой новости вполне можно обойтись.

Ещё уместно вспомнить изречение поэта Уильяма Морриса, любимое дизайнерами интерьера: «Не держите дома ничего, о чём вы не можете сказать, что оно полезно или прекрасно». Эти слова справедливы и в отношении содержимого головы. Сквозь хлам бесполезной информации очень трудно прорезаться ростку светлой мысли. Если не развивать способность думать, то она атрофируется. Об этом важно помнить, если не хочется отдать власть над своим мозгом в чужие руки.

Статья опубликована в выпуске 17.04.2016
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Последний абзац получился чрезвычайно интересным, на мой взгляд. Следуя этой логике, вопрос напрашивается - из школьной программы много ли пригодилось в жизни? Следовательно, школа захламляет наши замечательные головы!
    А из университетской? Тем более! (Институты не рассматриваем - их почти не осталось. Всё сплошь и рядом - университеты и академии! Долой обучение, только корочки чтобы выдавали!
    Понятно, что надо учить людей сначала думать (а там человек сам решит, что ему нужно), но тут - уж как кому повезло...
    С другой стороны - как узнать, что и когда востребуется? Случай из личной жизни - волей МО СССР служить попал в ГДР, сменил 2 места. За исключением 2-3 человек, все, в школе/техникуме учившие немецкий, в какой-то момент произносили:"Какой я был дурак, что не учил немецкий!" Они были как сговорившиеся - совпадало слово в слово...