Человек, который требователен к себе, будет требователен и к другим. И что он будет требовать? Он будет требовать соответствия своим представлениям. А представления у каждого из нас свои. Поэтому получается такой бардак.
Человек, который недоволен собой, будет недоволен и другими. По-другому не бывает.
То есть возникает парадокс. Нам прививают идеальный образ того, какими мы должны быть, как должны справляться с жизнью, какая жизнь у нас должна быть, какой партнер должен быть рядом с нами,
Как обстоят дела на самом деле, мало кого интересует. Другое дело — как должно быть. О, вот это интересует всех!
Но имея планку «как все должно быть», нас автоматически не будет устраивать то, что есть. И мы не будем иметь дело с реальностью происходящего. Мы будем испытывать реальные чувства, эмоции, мысли, переживания, но нам, по сути, до них не будет дела, мы будем с ними бороться, потому что, по нашим понятиям, мы не это должны переживать и испытывать. И мы будем бороться с тем, что есть, или избегать то, что есть. В любом случае находиться в постоянном внутреннем конфликте.
Борясь и находясь в постоянном конфликте с тем, что есть, мы будем испытывать все виды негативных переживаний.
Не правда ли, странно?
Мы стремимся к самому, по нашему мнению, лучшему, к некой заданной планке, усиленно занимаемся самовоспитанием, а в результате получаем негатив и недовольство. Потому что нас никогда не устраивает то, что есть.
Оно и не должно нас устраивать.
Но если бы мы оставались с тем, что есть, обучаясь переживать наши мысли, эмоции, чувства безотносительно, без «за» и «против», так как есть — они бы обязательно преобразились, трансформировались во что-то новое.
А так мы не даем никакого шанса трансформации — мы постоянно находимся в конфликте и боремся с тем, что испытываем, надеясь, таким образом, привить себе самое лучшее, достичь совершенства и добиться непреходящего чувства удовлетворенности.
Но нет ничего непреходящего. А от того, что мы с чем-то боремся или что-то избегаем — оно никуда не девается и не исчезает!
Поясню на примере. Допустим, мы испытали укол раздражения — нам что-то не понравилось, нас что-то задело. Что мы обычно делаем? Мы начинаем бороться с раздражением. И каким образом? Либо выливаем это раздражение на другого человека (сразу или потом, на этого же человека или на другого), либо начинаем обвинять самих себя (если считаем, что мы не должны испытывать раздражение), либо пытаемся в ответ на раздражение найти какое-то удовольствие, которые бы компенсировало нам полученное раздражение (например, пойдем и купим себе что-то, или съедим что-то вкусненькое, или потребуем дополнительного внимания и заботы от своего партнера). А еще мы можем подавлять раздражение, а потом взрываться по пустякам. В любом случае полученное раздражение будет иметь продолжение и последствия.
Можно ли как-то по-другому? Можно!
Если остаться с моментом раздражения, а оно не длится вечно, без обвинения себя или других, без поиска компенсации в виде удовольствия, без «за» и «против», то оно пройдет, растворится.
И по итогу мы сможем увидеть, что именно нас задело. Ведь нас задел не другой человек, а несоответствие собственных представлений и ограничений, собственной картины мира с тем, что имеет место быть.
Благодаря опыту и его осознанию, мы можем увидеть собственные ограничения. А если мы их увидели, они уже видоизменятся. Это и называется трансформация.
Мысли, эмоции, чувства, переживания не проходят и остаются с нами, вернее мы застреваем на них только по одной причине: потому что мы не уделяем им внимание, избегаем их или боремся с ними.
Но возможен и другой путь: трансформация переживаний путем их осознания, уделения им безотносительного внимания.
Тогда, если мы будем испытывать недовольство, мы будем знать, что причина в нас, но при этом не будем обвинять ни себя, ни другого. Тогда мы будем оставаться с собственными переживаниями, узнавать их реальные причины и корни, видеть собственные ограничения и выходить из них. Но не путем борьбы, который ведет в никуда, а путем приятия, который ведет к трансформации.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...