Олег Фридман Дебютант

Клиповое мышление. Что это такое?

Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с клиповым мышлением.
Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на:
- восприятие окружающего мира;
- способность к анализу информации;
- систему морально-этических ценностей.

***
Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении — окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.
Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.
Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века — уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.
Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.

Другая сторона клипового мышления — ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка».
«…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики — один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок — больше туда не будем ходить… Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем».

Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию.
Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого — два-три абзаца — объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача — создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации.
Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы.
Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример — «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей.

Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем — способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.

Как же бороться с клиповым мышлением?
В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод — это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы).
В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного — обсуждение, конспектирование и т. д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

В заключение хочу привести интересный пример. Один известный российский маркетолог, автор брендов «Дарья», «Тинькофф», «Т» и др., преподавая в МГУ, заставляет своих студентов читать современных философов — Бодрийяра, Лиотара, Фуко, Барта, Лосева, Бахтина, Мамардашвили. Он считает, что именно через их труды можно научиться выстраивать цепочку от общего к частному и стать успешным маркетологом. Смею заверить, что изучение трудов упомянутых мыслителей намного сложнее чтения русской классической литературы. И если для обладателя клипового мышления последнее является сверхзадачей, то с философией он уж точно не справится, и как вывод — вряд ли чему научится.

Обновлено 6.09.2007
Статья размещена на сайте 14.08.2007

Комментарии (47):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Поздравляю, отличная статья
    +5

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья, написана доступным для не профессионалов языком. Хорошо отражается одна из многочисленных проблем сегодняшнего социума.

    Оценка статьи: 5

  • Олег все понятно написал, в том числе и в чем опасность клипового мышления. Мозг ребенка функционирует по другому, чке у взрослого, он усваивает определенное количество информации, вот почему дети любят рекламу- кратко, ясно, максимум информации и эта информация откладывается в мозгу, а логической связи между образами нет. Нужно с детского возраста развивать у ребенка все виды мышления, в том числе и нестандартные. Много споров вызывает сейчас учебник для 3 класса по математике, в нем приводится много логических задач, в том числе и такая – Как число 188 разделить на две равные части. И некоторые взрослые не сообразят, а все потому, что мы привыкли мыслить стандартно, взрослые, иногда становятся в тупик при нестандартных ситуациях.. А это очень опасно. Нельзя давать отрывочные знания, все должно быть взаимосвязано. Ну и нужно даже в комментариях избегать таких фраз /Прогресс обусловлен средой, системой, но сам по себе не деструктивен - деструктивны действия, направленные на его торможение, а не на управление./ Клиповое мышление возникло от переизбытка информации, когда мозг не успевает ее «переварить», создаются образы, которые не связаны между собой.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь, день добрый!

      В том-то и проблема, что сама реклама воспитывает клиповое мышление и рассчитана на него. Нормально мыслящему человеку достаточно один-два раза дать информацию. А многочисленный повтор как раз и ориентируется на восприятие – посмотрел и забыл.

      Полностью с вами согласен, что надо развивать все виды мышления. Но только вопрос – кто это будет делать? Если не осознана даже сама проблема.

  • Очень интересно. И комменты тоже.Моя 5
    Ждем новую статью!

    Оценка статьи: 5

  • Просто здорово Моя вам 5.

    Только одно:
    "Как же бороться с клиповым мышлением?"
    А нужно ли бороться? Прогресс обусловлен средой, системой, но сам по себе не деструктивен - деструктивны действия, направленные на его торможение, а не на управление. Пытаться бороться с системой - все равно что вставать на пути локомотива Зачем? Можно же потихоньку подготовить почву, провести новый путь - и пустить поезд по нему.

    Тут я с Катериной Морарь совершенно согласен, лучше приспособить систему преподавания и обучения под клиповое восприятие, чем пытаться перевоспитывать, ломая психику. В конце концов, должны же быть плюсы у такого способа мышления, не могло же оно на пустом месте безо всяких причин появиться Так ведь?

    Оценка статьи: 5

    • Алексей, вечер добрый!

      В конце концов, должны же быть плюсы у такого способа мышления, не могло же оно на пустом месте безо всяких причин появиться. Так ведь?

      Если посмотреть на культуру прошлого века перед первой мировой войной, то можно найти много параллелей с сегодняшним днем.
      Мне кажется, что человечество движется по какой-то синусоиде и вслед за отклонением в упрощение и уплощение маятник переходит к другой противоположности.
      Не дай Б-г, конечно, но после сильных потрясений обычно востребованы более интеллектуальные формы искусства, требующие для своего восприятия значительных умственных усилий. А статистика пугающая – 1812, 1914, ...
      Так что будем считать, что сейчас происходит определенная фаза насыщения упрощенным потреблением, вслед за которой появятся новые «модернисты».

  • Спасибо за интересную статью.
    Кстати, насчет снижения уровня знаний. Боюсь, проблема еще и в том, что современным детям уже невозможно преподносить материал так, как это делалось раньше. Мир меняется, меняется и сознание, поэтому надо менять и саму систему образования.

    • Катерина, день добрый!

      С последним вашим утверждением полностью согласен. Напичкивать учеников знаниями, которые им никогда в жизни не понадобятся – нонсенс.

      • Замечательная статья

        Извините, но по моему мнению, большинство знаний, которыми "напичкивают учеников" и не призваны применяться на практике, а призваны делать именно то, о чем вы говорите в статье - развивать мышление. Вернее, наверно можно сказать, даже не сами знания, а процесс получения этих знаний.

        • Сергей, день добрый!

          С вами можно было бы согласиться, если бы при этом («напичкивании знаниями») оставалось в голове более 10% полученной информации.
          Школа должна учить жизни в социуме, а не трехэтажным формулам из органической химии.

          • Сергей Лобаков Читатель 7 сентября 2007 в 16:18 отредактирован 20 мая 2018 в 15:40

            А что, нормальные формулы, не то что в атомной физике, хотя я их уже и не вспомню.

            Это уже другой вопрос - система образования, о ней уже тут упоминали.
            Есть предметы, которые учат жизни в обществе, а есть предметы которые учат мышлению в общем и, мне так думается, обе эти категории предметов важны.

            Да и жизни в социуме не только школа учит
            Сколько времени школьник проводит в школе? 5-6 часов. А что он остальное время делает? Кто его в оставшееся время учит? Нда...

            • В отличие от органической химии ядерную физику разрешают сдавать с учебниками ввиду большого количества эмпирических коэффициентов.

              Полностью с вами согласен, что, например, математика и физика учат прежде всего логическому мышлению, применимому к любой области жизни. Но, увы, они не дают целостной картины окружающего мироздания и не могут компенсировать мозаичности информационного поля.
              Одна реклама построенная полностью на клиповых принципах достает любого человека десятки раз на дню. А дети к ней особенно восприимчивы.

  • Статья замечательная. но только разграничьте все абзацфы, чтобы читалось ещё более свободно и глаза не уставали. А так моя вам пятёрка.

    Оценка статьи: 5

  • Добрый вечер, Олег!
    Я и хотел подчеркнуть, что нужно постоянно тренировать свое мышление, очень хорошая тренировка – логические задачи. У человека вырабатывается стереотип мышления, он оперирует только определенными категориями. А нужно развивать все виды мышления и абстрактное и образное и др. Восполнить пробелы, которые были утрачены в школе, в ВУЗе очень и очень сложно. Трудно заставить человека думать.
    Е.Г.Борисова в статье "Формирование человека “нового мирового порядка” пишет
    "Если сравнить ребенка начала девяностых и нынешнего подростка, то разница очень заметна, ее постоянно отмечают педагоги. Сейчас в наших детях происходит: рост эгоизма и отказ от взаимопомощи. В классах, где учатся дети “средних новых русских”, наблюдается “война всех против всех”: безотносительно к дружеским пристрастиям вспыхивают акты агрессии то против одного, то против другого одноклассника. Резко выросло нежелание работать, что ведет к отрыву от чтения. Если же что-то и читается, то иллюстрированные журналы с крайне примитивным текстом или детективы и т.п.
    Подобные процессы снижают способность к связному логическому мышлению. Этому содействует и короткая телереклама, и динамичный монтаж в фильмах, не оставляющий времени на осмысление. Все это формирует клиповое, фрагментарное восприятие мира, а это в свою очередь ведет к мозаичности картины мира (Кара-Мурза 2000). Человек не в состоянии соотнести различные фрагменты знаний и поэтому даже не пытается сделать собственные выводы в мало-мальски серьезных сферах, полностью доверяясь авторитету (чаще всего СМИ).
    Видимо, с этим же связана и замечаемая у современных подростков неспособность к прогнозированию и тем более планированию будущего. Распространенной оказывается точка зрения: “живи сегодняшним”."

    А термин ящичная память появился в 1968 г., благодаря работам Аткинсона. " Объяснения человеческой памяти в терминах "ящиков в голове" уже достаточно широко распространились, когда Аткинсон и Шифрин (Atkinson and Shiffrin, 1968) представили новую систему, разработанную в рамках представления о памяти, имеющей фиксированную структуру и меняющиеся процессы управления." Р.Л. Солсо Когнитивная психология M. 1996

    Оценка статьи: 5

    • Игорь, ваши цитаты, на мой взгляд, полностью подтверждают сказанное в статье. Картина весьма печальная и в некоторых странах это уже осознали. Далее я постараюсь рассмотреть еще геймерское мышление. Оно, в частности, частично объясняет агрессивность современной молодежи.
      А как называется книга Кара-Мурзы? Я пользовался другими источниками.

      • Олег! Доброе утро.
        Естественно, то, что я писал, только в поддержку Вашей стати. Я просто уточнил, что заниматься развитием мышления, логического мышления, надо с детских лет и практически всю жизнь, У меня внуку 18 лет. Ия вижу, как он занимался в школе, что он читает, какой тип его мышления, что он смотрит по телевизору.

        А насчет Кара-Мурзы. О нем пишет Борисова. Это ее ссылка.. Я думаю это С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием» .Жду Вашу новую статью.

        Оценка статьи: 5

  • Перепутали два понятия. Мышление и способы запоминания. Каталожно-ящичный способ запоминания.

    Оценка статьи: 5

  • Вся наша жизнь состоит из клипов. Но если между ними существует логическая связь, которая почти всегда явная, то СМИ дают нам такую информацию, что создать логический мостик, даже взрослому человеку бывает трудновато. А подростковое мышление имеет свои особенности и в силу этого в сознании образуются образы не связанные между собой логически. Это и пробелы обучения. С детства нужно приучать ребенка мыслить логически, уметь образовывать логические связи. А дети, при соответствующем подходе успешно с этим справляются. Читатели постарше помнят знаменитый кубик Рубика и дети легко его осваивали. Есть логические упражнения, когда нужно продолжить цифровой ряд т.е. найти закономерность – типа
    1,2,4,7,11,16,22… или

    1
    1,1
    2,1
    1,2,1,1
    1,1,1,2,2,1
    3,1,2,2,1,1
    **********

    Дети ,при соответствующих подсказках успешно их решают
    Отлично. Только, может быть , нужно из бегать специальных терминов "семиотическими структурами"

    Оценка статьи: 5

    • Игорь, день добрый!

      Полностью с вами согласен, что дети гораздо быстрее и успешнее решают некоторые логические задачки, которые у взрослых вызывают затруднение. И кубик Рубика в их числе. Но это все, скорее, на начальной стадии развития.
      Описанное в статье клиповое мышление присуще уже более взрослым – старшие классы, студенты. От долгого потребления препарированной информации они, к сожалению, утрачивают приобретенные в детстве навыки.
      Когда окружающая среда не требует большего, чем простое потребление, определенные способности, будучи долгое время невостребованными, просто атрофируются.

  • +5

    Интересная статья и термин такой раньше никогда не слышал. Кстати, упомянутого маркетолога зовут Самвел Аветисян, насколько я помню.

    Оценка статьи: 5

  • Впервые узнал о таком мышлении.

  • У молодых клиповое, у старых каталожно-ящичное...

    Оценка статьи: 5

    • Это что за термин - "каталожно-ящичное"?
      Что-то такого не встречал в своей прктике.

      • А я только такое и встречаю.
        Вот пример. В школе мы учились - знанья всякие в мозгах по ящичкам разложили. Но чтоб эти знания в жизни применить - ни-ни!
        Где-то я приводила этот типичный пример. ОДно время среди дам распространились кулинарные рецептики, которые обязательно содержали рекомендацию: "погасите соду уксусом". Затем это гашеную соду надо было влить в тесто в надежде на получение пышного бисквита.
        И кто бы догадался, что при этом гашении знакомая из 7-8 класса хим. реакция происходит, в итоге которой образуются углекисл. газ и вода, а значит, дисквиту нечего надеятсья на пышность. Нормальные рецепты рекомендовали в сухую муку всыпать пекарский порошок.
        Ну, и со всем прочим - примерно так же.

        Оценка статьи: 5

        • Теперь понятно.
          Но на ком же наша экономика тогда держится? Молодые-то пока в клерках младших в большинстве своем ходят.
          Достоинство советских времен – отсутствие выбора. Интернета и в помине не было, а по телевизору – одна программа, да и то не у всех он был. Так что никаких развлечений, кроме чтения, фактически и не было. Воображение развивали по необходимости.
          Оттого и такая утечка мозгов. Ценят их в мире оказывается.

          А то, что у дам по химии тройка была – ну с кем не бывает.

          • Так было всегда, это не свойство именно нынешнего времени.
            Если мозги настроены на работу -они не дадут человеку сбиться с пути. Если мозги жаждут развиваться - они будут развиваться, будут добывать информацию из книг, что сложнее, но мозгам от этого - только больше приятности.
            Можно много рассуждать о том, как было раньше, как теперь. Но я вот наблюдаю нынешних детей - и вижу, что это расслоение происходит чуть ли не до детсада: на людей настроенных на познание - и людей на него не настроенных.
            Примерно так в каком-то из своих романов описывал ситуацию на "нехорошей" планете Иван Ефремов: были КЖИ (короткоживущие) - работяги, чья главная обязанность - работать и размножаться, и ДЖИ - долгоживущие - вот эти самые, с мозгами.

            И слава богу, что мозни сами ищут, где лучше им может работаться. По крайней мере, человеческий потенциал таким образом в целом на человечество-таки работает

            Кстати, у дам была не тройка, а пятерка по химии.

            Еще пример: тетка, почечная больная, решила, что все болезни - от воды (ну, в чем--то, может, она и права) и как панацею в своей семье стала применять родниковую воду. МОи попытки объяснить ей, что родниковая вода - сильно минерализована по определению, что в районах, где проводили сплошную и очень основательную химизацию, родниковую воду лучше не использовать для питья, призывы вспомнить круговорот воды в природе по картинкам из природоведения 3-4-го классов - понимания не встретили. Меж тем, дама - инженер, диплом какой-то химический писала...

            Оценка статьи: 5

            • С вашими доводами (имеется ввиду, что умный всегда себе дорогу наверх найдет) вполне можно согласиться, если бы не стремительно развивающиеся зависимости человека. Современного умника на этой дороге ждет столько искушений, что дойти до целевой точки – большая проблема. (Одна вон игромания чего стоит. Никакие уговоры оказались не действенными, и пришлось решать проблему хирургическим путем.)

              И если раньше производители как-то стыдились воздействовать на подсознание человека, то теперь они вовсю пользуются приемами психотехников. Ведь клиповая пресса позаимствована из арсенала разработок спецслужб.

              Эффект клипового мышления пока не так заметен, потому что его носители еще не занимают ключевые позиции в экономике. Когда это произойдет, в силу естественной смены поколений, вот тогда проблема и вылезет во всей своей красе.