Полина Филиппова Дебютант

Что такое зловещая долина? Роботы и эмоции

Все знают историю о чудовище Франкенштейна. В многочисленных экранизациях его облик варьируется, и как правило, его изображают уродливым. Однако в оригинальной повести Мэри Шелли в чудовище нет явного уродства, но есть что-то неуловимо жуткое и отталкивающее…

Замок Франкенштейна в Оденвальд, Дармштат, Германия, место которое вдохновило Мэри Шелли на написание знаменитого романа Фото: Depositphotos

«Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны, и я подобрал для него красивые черты. Красивые — Боже великий! Жёлтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью чёрного рта. <…> На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел своё творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте».

Почему при всей соразмерности черт и человекоподобии творение доктора Франкенштейна производило такой пугающий эффект? Разгадка кроется именно в мелком несоответствии, неполном сходстве с человеком. В XIX веке еще не было анимации и робототехники, но Мэри Шелли уже интуитивно подметила и описала эффект, который спустя много лет получит название «зловещей долины» (uncanny valley).

Название и описание этому феномену дал японский робототехник Масахиро Мори. В 1978 году он провел исследование эмоциональной реакции людей на внешний вид роботов. Сначала результаты опроса были предсказуемы: чем больше робот походил на человека, тем большую симпатию вызывал. Однако начиная с определенной степени приближенности к человеку, реакция сменялась на отвращение и страх. Этот неожиданный спад на графике симпатии получил название зловещей долины.

Эмоциональная реакция человека в зависимости от человекоподобности наблюдаемого объекта
Эмоциональная реакция человека в зависимости от человекоподобности наблюдаемого объекта
Фото: ru.wikipedia.org

Причина этого явления до сих пор не выяснена. Возможно, дело в том, что до определенного уровня сходства с человеком робот не воспринимается как человек, и потому все несоответствия выглядят как должное. А при максимально возможном на современном этапе человекоподобии робот перестает восприниматься как робот и выглядит, как оживленный труп. В движении жуткий эффект усиливается из-за неестественной мимики и дерганых движений.

Яркий пример такого нежелательного эффекта — новейшие японские андроиды, которые в основном делаются в виде миловидных девушек. В неподвижном состоянии они смотрятся вполне привлекательно. Но при запуске начинают выглядеть жутко, так как у них отсутствует больше половины механизмов, аналогичных лицевым мышцам человека. Движения их также слишком резкие и неестественные. Диссонанс подчеркивается ровным голосом робота, который как раз звучит, как нормальный человеческий.

Кукла Бунраку
Кукла Бунраку
Фото: ru.wikipedia.org

Одна из теорий, объясняющих эффект зловещей долины — теория восприятия угрозы. Ее предложил в 2009 году Минсу Кан. Согласно этой теории, объекты, которые воспринимаются уже не как робот, но еще не как человек, вводят наблюдателя в состояние постоянного когнитивного диссонанса. Неизвестно, чего ждать от таких существ, и из-за этой непредсказуемости возникает страх.

По теории неспособности к эмпатии, предложенной Катрином Миссельхорном, отталкивающее впечатление обусловлено тем, что мы не в состоянии понять чувства объекта, что также приводит к мучительному чувству неизвестности. А согласно теории психопатов Анжелы Тинвелл, мы боимся того, что к эмпатии не способен сам робот, то есть подсознательно воспринимаем это существо как психопата.

С точки зрения нейробиологии эффект зловещей долины обусловлен активностью зеркальных нейронов, которые возбуждаются в ответ на чужие действия, копируя их. Противоречивые сигналы, исходящие от андроида, вызывают ощущение дискомфорта.

G-Man из игры Half-Life

Впрочем, этот эффект не всегда нежелателен. Иногда он целенаправленно используется художниками для создания пугающих персонажей. Таков, например, G-Man из игры Half-Life, маленькие сестрички из BioShock, практически все зомби и персонажи фильмов ужасов.

Сестричка из BioShock

Когда-то нашумевшая в Интернете картина художника Билла Стоунхема «The hands resist him» также обязана своим пугающим впечатлением зловещей долине. Там же, где надо избежать этого эффекта, изображение делается стилизованным и нереалистичным. Таковы диснеевские 3D-мультфильмы.

картина художника Билла Стоунхема «The hands resist him»

Именно из-за существования зловещей долины при всех широких возможностях современных технологий еще так популярна мультипликация. Несмотря на то что есть техническая возможность создать фотореалистичное изображение, процесс создания 3D-анимации очень затратен, при этом все еще велик риск скатиться в долину. В то же время процесс создания мультипликации сегодня упрощен до предела. Не надо отрисовывать каждый кадр, достаточно просто скопировать и вставить.


Что еще почитать по теме?

Андроиды вместо нас? Олимпиада андроидов в Харбине
Кто был прототипом Виктора Франкенштейна?
Как пережить зомби-апокалипсис?

Обновлено 5.04.2017
Статья размещена на сайте 16.03.2017

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: