Западная культура (европейская и американская) давно подвержена такой напасти, как шопоголизм. Его нередко иллюстрируют в кинематографе (взять хоть небезызвестный фильм «Шопоголик»). Для борьбы с этим видом психологических проблем создают клубы «анонимных шопоголиков» по типу других групповых сеансов преодоления зависимости. Наша культура не так открыто борется с этим явлением, хоть число страдающих данным расстройством неуклонно растет.
Конечно, шопоголизм как вид зависимости не ставится наравне с алкоголизмом, наркоманией и не требует скорейшего вмешательства и лечения (поскольку нет видимого серьезного ущерба здоровью и угрозы жизни). Но при этом не стоит забывать, что неконтролируемый шопинг бьет по карману и эмоциональному состоянию, чем может спровоцировать и проблемы со здоровьем (как физические, так и психические), и социальные неурядицы (на работе и в семье).
Как распознать шопоголизм?
К необдуманным, импульсивным покупкам и тратам в какой-либо степени, пожалуй, склонны многие. Согласитесь, нередко, идя в большой магазин за одним (а порой и с четким списком), мы поддаемся порыву и накупаем то, что не планировали.
Но как такая маленькая слабость может перерасти в серьезное расстройство, в зависимость?
Первый сигнал об угрозе развития шопоголизма — это приобретение совершенно ненужных вещей, которым не будет найдено применение. Покуда все покупки, совершаемые предполагаемым шопоголиком, находятся в границах рациональности, можно говорить только о расточительности. Когда же человека одолевает непреодолимое желание купить хоть что-нибудь, пусть даже ненужное, это можно расценивать как тенденцию к шопомании (корректный медицинский термин: ониомания).
Для шопоголика целью становится не только приобретение конкретных товаров, а сам процесс покупки, приносящий кратковременное удовольствие и даже эйфорию. После человек может осознавать нерациональность своих трат и жалеть о совершенных покупках, но преодолеть возникающее снова желание делать покупки не может.
В случае, если у страдающего шопоманией нет финансовой или иной возможности удовлетворить свою потребность в покупках, у него может даже начаться синдром абстиненции. Проще говоря «ломка», проявляющаяся в повышенной раздражительности, агрессии или, напротив, апатии и депрессии.
В связи с участившимися случаями развития шопоголизма ученые-психологи вплотную занялись изучением основных моментов этого психологического расстройства. В своих исследованиях они выделили несколько видов и степеней шопоголизма. Так, например, различаются:
- спонтанные шопоголики — которые всегда немного отклоняются от плана покупок, отовариваясь у надписей «распродажа»; сами себя они считают немного транжирами, покупающими лишнее;
- осознанные шопоголики — отдают себе отчет в том, что шопинг радует их, помогает снять стресс, расслабиться; они также не считают себя зависимыми от покупок;
- целеустремленные шопоголики — не осознают даже величину своих трат; скупают все не глядя, не задумываясь о последствиях в виде пустого кошелька.
В чем причины страсти к покупкам?
Внутренние предпосылки
Многие исследователи шопоголизма как расстройства и психологической зависимости сходятся во мнении, что «спусковым механизмом» его является недостаток в крови серотонина, гормона счастья. Но истинные причины желания заполнять свой мир всевозможными покупками кроются куда глубже. Недостаток внимания, неудовлетворенность своей жизнью в профессиональной или личной, любовной сфере и, как следствие, чувство внутренней пустоты — все это может послужить благодатной почвой для произрастания шопоголизма.
Краеугольные камни шопингомании зачастую кроются в детстве: в недополучении родительского тепла, замененном подарками, или, наоборот, вследствие лишений, бедности. Стиль родительского воспитания также имеет большое значение в раскрытии причин шопоголизма: часто у авторитарных родителей выросшие дети доказывают свою свободу нерациональными покупками.
К слову, шопоголизм не взаимосвязан с материальным благосостоянием: шопоголиком может быть как человек со скромным достатком, так и богач.
Магазинные «ловушки»
Описанные выше причины шопоголизма являются внутренними, но не стоит забывать и о внешних стимулах к непомерным тратам — маркетинговых уловках. Торговые компании оказывают немалое давление на покупателей, психологически принуждая их ко все большим и большим тратам.
Навязчивая и агрессивная реклама, маркетинговые кампании по продвижению товаров, разрастание магазинчиков в огромные торгово-развлекательные комплексы — все это можно приписать к внешним причинам шопомании.
Как противостоять соблазнам?
Для тех, кто ещё не погряз в зависимость от шопинга, есть несколько практических советов, которые помогут уберечься от неразумных трат:
- Кредитная карта — плохо, наличные — хорошо. Когда видишь, как отдаешь деньги, а не виртуальную иллюзию, траты становятся более материальными.
- Стоит на время откладывать крупные покупки (к примеру, понравившуюся вещь можно отложить) и покупать, только если потребность в них не ослабнет.
- Не брать с собой на шопинг много денег, только примерно необходимую сумму для запланированных покупок, и обязательно писать список необходимого.
- И главное: скрепя сердце и закрывая глаза, проходить мимо многочисленных надписей «Sale» и «Распродажа» (конечно, если этого товара так кстати нет в списке самого необходимого).
А еще лучше - не устраивать шоппингов, а просто закупать нужные вещи - когда они нужны и продукты - когда чего-то в холодильнике не хватает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить