Вторая причина — это наша негибкость, ригидность. Суть в следующем: наша картина мира, наши представления о себе, наши реакции на происходящее (особенно на стандартные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день) застыли и с годами никак не меняются.
Мы становимся похожи на роботов, которые действуют по заложенной в них когда-то схеме. Более того, даже эта схема была заложена в нас не нами самими, а кем-то — родителями, учителями и другими значимыми взрослыми, телевидением, Интернетом, друзьями
В детстве такое положение вещей нас спасало: думать самостоятельно и анализировать то, что происходит вокруг нас, мы не умели, а потому без этих схем мы постоянно попадали бы в неприятные и опасные ситуации или вообще не смогли бы выжить. Но беда в том, что даже по мере взросления мы не начали переосмысливать заложенные в нас другими людьми схемы поведения и взгляды. Мы попросту не знали, что это вообще нужно делать, поскольку никто нам об этом не говорил, а подвергать сомнению то, что само собой разумеется и давно уже стало неотъемлемой частью тебя, никто не будет.
Тем не менее карта (то есть наши привычки, взгляды, внутренние установки) не есть территория (то есть не есть весь мир, не все возможные точки зрения). Мир намного шире, богаче и разнообразнее наших представлений о нем, закованных в жесткие рамки усвоенных когда-то схем и шаблонов поведения.
Поэтому-то нам и следует пересмотреть и скорректировать либо заменить заложенные в нас шаблоны мышления и поведения. Самопознание нужно и для того, чтобы распрощаться, наконец, с ощущением дежавю. И для того, чтобы начать жить, во-первых, жизнью осознанной, и, во-вторых, жизнью собственной, а не навязываемой нам кем-то.
Что нам необходимо для этого предпринять? Необходимо познакомиться с самими собой. Как?
- Во-первых, учась слышать и слушать ощущения своего тела. Потому что именно они возникают как естественная и непроизвольная, а потому честная, беспристрастная реакция на звуки, мысли, прикосновения, события, визуальные образы, слова
и т. д. - Во-вторых, учась идентифицировать их.
Палочкой-выручалочкой в этой сложной и кропотливой работе будет техника вопросов, которые мы можем задавать сами себе в ответ на все, что мы видим, слышим, чувствуем и с чем ежесекундно соприкасаемся. И тут очень хорошо будет опираться на модальности (способы получения сенсорной информации через органы чувств) и говорить себе:
1. «Я вижу… и ощущаю…» (визуальная, или зрительная, модальность).
2. «Я слышу… и ощущаю…» (аудиальная, или слуховая, модальность).
3. «Я чувствую… и ощущаю…» (кинестетическая, или тактильная, модальность).
Выделяют также еще одну модальность (разновидность аудиальной) — аудиально-дигитальную, в основе которой — построение внутреннего диалога и ориентация на смысл и содержание: «Я осознаю/ считаю/ думаю, что…, и ощущаю…».
А вот и примеры:
1. «Я вижу уличного музыканта, который исполняет медитативную музыку, и ощущаю, как мое сердце замирает от восхищения».
2. «Я слышу, как уличный музыкант исполняет медитативную музыку, и ощущаю, как по моему телу мягко, не спеша разливается волна расслабления».
3. «Я чувствую, как по моему телу разливается волна расслабления, и ощущаю тепло и глубокий покой и умиротворение».
4. «Я понимаю, что уличный музыкант — большой мастер своего дела, и ощущаю собранность и повышение тонуса в своем теле, как будто оно группируется перед прыжком».
Итак, перед вами — мощный инструмент для работы. Так что теперь — вперед, выполнять это упражнение. Пусть это станет для вас увлекательной игрой, к которой вы будете прибегать в свободные минуты.
Но будьте осторожны: знакомство с собой приведет к многочисленным открытиям о себе и к кардинальным изменениям в жизни. Хотите ли вы этого?
Что еще почитать по теме?
Что такое самопознание и зачем оно нужно?
Самоанализ: как не соответствовать чужим ожиданиям?
Реальный и идеальный я. Как найти баланс и не разрушить свою самооценку?
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...