Чем порождается страх сцены? Если неготовностью, то это самое простое, надо просто подготовиться. А если необъяснимой и неуловимой тревогой?
Тут во мне просыпается гомеопат и начинает искать другие симптомы, чтобы по их совокупности определить волшебную горошку, которая быстро избавит от необоснованных тревог. Но это когда напротив сидит конкретный человек. Сахарной горошинки от тревоги для всех и каждого не существует в принципе.
Говорят, после ста успешных выступлений страх исчезает напрочь. Но беда в том, что страх делает выступления неудачными или неполноценными. И потом долго и мучительно пережевывается неудача или то, что ею показалось. Воображаемый позор.
Девушка, выступившая весьма удачно, жадно смотрела видео со своим выходом на сцену, а потом долго рыдала. Оказалось, что прядь волос легла не так, как надо, и, по ее мнению, сделала ее уродливой. Это ж как тщательно надо было выискивать повод для огорчения, чтобы эту прядь обнаружить!
Люди считают, что сомневаться в себе надо. Чтобы не быть самоуверенными болванами. Да, сомневаться надо. Но сомневающийся болван ничуть не лучше самоуверенного. Второй хотя бы способен действовать. Сомнение необходимо, но лишь несколько раз и задолго до самого выступления. Причем оно включается само по себе и зачастую во сне.
Думаете, люди, которые утверждают, что не сомневаются, на самом деле не сомневаются? Ничего подобного! Сомнение — это необходимая часть мышления. Но его можно задвинуть в сны, в беседы с определенными полезными для дела людьми, в фон какого-либо рутинного действия. Важно его отмерить сколько надо, не больше и не меньше. А то ведь некоторые люди как начнут в себе сомневаться, так и остановиться не могут. До превращения в абсолютных болванов сомневающегося типа.
Но как же быть перед концертом?
Самый простой вариант преодоления страха — один или несколько раз прилечь и вздремнуть. Ум в дрёме очень интенсивно перерабатывает информацию и работает воображением, готовясь к будущему. Но образам в дрёме надо задать направление. Иначе мало ли в какие образы унесет!
Нельзя позволять уму репетировать будущий провал. А то ведь он может подготовить и обеспечить позорище при сколь угодно благоприятных обстоятельствах. Ему потребуется невероятная изворотливость, чтобы из хорошо подготовленного блестящего выступления зарулить в грязную лужу стыда. Но если хозяин заказал муки вины и страдания позора, то он именно это и обеспечит, разумность требований не обсуждая.
Почему может потребоваться вздремнуть несколько раз? Потому, что сон будет прерываться. Вдруг вспомнится что-то, что надо посмотреть, подучить, подправить. Одежку починить, прическу изменить, носик припудрить, да мало ли?
Хорошо бы иметь под рукой подушечку-думочку, чтобы положить на нее голову и отключиться хоть на пять минут. Такую специально обученную подушечку, которая будет настраивать на позитив и только на позитив. Можно в нее травы ароматные вшить, можно волшебные знаки на ней вышить. Что угодно, лишь бы работало.
Немножко дремы в позитивном ключе с любимой думочкой — вот и все, что нужно для относительного успеха.
Что же касается успеха абсолютного, то тут никто и никогда не даст гарантий. Абсолютный успех требует абсолютного совершенства и уникального стечения обстоятельств. Нам недоступно влияние на то, что приводит к абсолюту, так, может, ограничимся какой-то степенью приближения?
Разрешите себе что-то сделать не так. Споткнуться, дать петуха, оговориться
К примеру, забыли текст. О, этого не может быть, потому что не может быть никогда! Это абсолютно недопустимо, как утверждал минуту назад внутренний голос. Простите, уважаемый голос, это вполне может приключиться, и тогда … И тогда я обаятельно и харизматично добуду шпаргалку. Или попрошу помощь зала. Или закачу глаза и упаду в обморок. Или…
Нет лучшего средства против страха, чем свободная веселая игра воображения!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...