При этом отнюдь не великие умы без умолку гремят пустым звоном. В школе нередко именно такие получают пятёрки — «за активность». Это прослеживается и во взрослых коллективах — часто прислушиваются не столько к умным, сколько к сверхразговорчивым. В то время как по-настоящему думающие и мыслящие люди замучили себя комплексами. За молчанием скрывается страх боли.
Вся жизнь — стояние в наказание в углу
К сожалению, не все окружающие действительно ведут себя деликатно и тактично. Поэтому страх испытать при общении душевную боль не лишён оснований. Однако это не причина отказываться от личного мнения и вечно молчать. Важно научиться преодолевать внутренние барьеры. Для начала потребуется совершить экскурсию в прошлое.
Когда высмеивают за какие-то суждения, то нередко это рождает ощущение пристыженности. Человек чувствует себя ребёнком, которого поставили в угол. Причём даже если высказанное мнение никого не оскорбило и не обидело — оно лишь чуть-чуть отличалось от убеждений некоего подавляющего большинства. Но от реакции других можно впасть в ступор.
Часто за страхом что-то сказать стоят как раз детские воспоминания. Кто-то ответил неправильно, получил двойку, и над ним все смеялись. Такие случаи оставляют в душе глубокие раны. И очень страшно вновь пережить подобное унижение и ощутить старую боль.
Поэтому иные выбирают «лёгкий» способ — сидеть тихо и молчать. То есть сами себя пожизненно наказывают и ставят в угол. Если всё же что-то пришлось сказать, то хочется об этом поскорее забыть и спрятаться обратно в свою раковину. А вопрос: «Вы что думаете по этому поводу?» — способен повергнуть в состояние шока.
Дружба, похожая на рабство
Страх высказать своё мнение может быть продиктован и другими причинами. Например, когда человек очень сильно дорожит чьим-то расположением. И если признаться в своих взглядах, то у некой значимой личности можно впасть, что называется, в немилость. В этом случае придётся испытать боль отвержения.
Тут налицо ощущение собственной ущербности. Человек соглашается быть в чьей-то тени, лишь бы не чувствовать себя изгоем. Излишне долго комментировать, насколько это проигрышная позиция. Зачастую значимая личность не очень-то ценит тех, кто трепещет перед ней. Напротив — уважает ярких людей, а не забитых.
Или так: кого-то человек считает своим другом. Вот поэтому и молчит — чтобы не сказать что-то «не то» и тем самым не подать повода к ссоре и разрыву. Но не бывает, чтобы двое думали абсолютно одинаково. Даже близкие друзья могут придерживаться разных мнений по каким-то вопросам — и это нормально. А если кто-то требует, чтобы другой беспрекословно соглашался с ним, то тут уже не дружба, а настоящее рабство. Есть смысл хорошенько подумать, нужны ли такие отношения.
Замаскированное оправдание
Чтобы высказать своё мнение, придётся набраться смелости. В первый раз это будет сделать особенно трудно и страшно (не стоит обольщаться). Возможно, что получится неуклюже, но важно не убегать и не прятаться.
Высказано мнение — дальше следующий шаг: суметь достойно встретить ответы оппонентов. Не все примут новое суждение «на ура». Да, найдутся люди, которые начнут смеяться или разразятся потоком критики. Ну и что? Что от этого страшного произойдёт? Неприятно, конечно. Но надо быть выше таких вещей и сохранять верность себе. Ни в коем случае не ударяться в оправдания!
- Нередко вслед за сказанным звучит примерно следующее: «Мне просто хотелось…». Стоп! Слово «просто» — оно коварно. Такое присловье — замаскированное оправдание (даже если это и не осознаётся).
Не бывает идей, которые разделял бы весь мир. Возможно, придётся оказаться в меньшинстве или даже тем, чьё мнение единично. Но это совсем не означает, что оно неправильное и не имеет права на существование. Согласятся с ним окружающие или нет — тут нужно оставить выбор за ними и ничего не навязывать. Всегда важно уважать чужое мнение, но придерживаться своего.
Много талантливых, даже гениальных идей встречали вначале холодный приём или даже откровенное отторжение. Тем, кто боится насмешек, можно посоветовать вспомнить поговорку: хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Не исключено, что мнение, которое осталось невысказанным, впоследствии окажется правильным. И будет обидно, что нелепая боязнь помешала своевременно сказать нужные слова. Не очень-то приятное осознание.
Очень точно подмечено, что зачастую по причине того, что слишком глубоко "врастают" в наш характер переживания, полученные в детстве, мы и ставим себя в пожизненный угол.
Очень точно то, что путь к успеху проложен не столько умом, сколько активностью.
В свое время в школе мне филигранно привили боязнь высказывать свое мнение. Были моменты на уроках русского языка (именно они глубже всего впечатались в память). Начать с того, что в домашней работе учительница исправила красной ручкой написанное мной слово "наслаждение" на "наслОждение". Поскольку это слово повторялось два или три раза в тексте, влепила мне за это трояк. Пока ей не было доказано, что слово "наслаждение" пишется все же через "А", да и то она мне в итоге пару за опоздание на урок поставила.
Потом как-то у доски писал уж не помню, что, но, по мнению учителя и класса я написал слово с ошибкой согласно правил русского языка, но я точно знал, что пишется оно именно так, как я написал. Всем классом во главе с учителем меня заломали и заставили показательно исправить ошибку, с заключением одноклассника - "правила, Саня, учить надо". Одно хорошо - совесть у учителя была, поэтому на следующий день она, изучив соответствующую литературу, озвучила, что я был прав. Но у меня уже не было сил ответить однокласснику что-то типа - "И кому из нас надо учить правила?"... хотя правила всегда вызывали у меня скепсис, поскольку я обладаю отличным языковым чутьем и много читал, да и в принципе никогда не понимал, как можно писать диктанты, судорожно вспоминая правила.
Про то, как надо мной ржали, когда я сказал, что слово "ножичЕк" пишется через "Е", а не "И" - это отдельная история.
Но сейчас, анализируя те события, которые со мной происходят сейчас, я понимаю, как же мне не хватает вот этого вот свойство - умения безбоязненно выразить собственное мнение. В отличие от начальницы, которая может пургу нести несусветную. Помните, как в фильме? "А ты ляпай! Но ляпай уверенно!". Надеюсь, однажды я постигну это умение. А то уже напрягает... доходит до того, когда кто-то всерьез слушает то, что я думаю по тому или иному вопросу, мой собеседник просто надо мной ржет.
0 Ответить
Александр Цыбизов, такое случалось не раз и со мной. Чувство языка схоже с чувством мяча. Я удивлялся ещё в школе отсутствием оного у некоторых однокашников, когда проверял их сочинения.
Но имел место забавный курьёз в армии. На бачке с водой надо было написать бачок и я стал "активно" доказывать,что надо через ё, чем смутил капитана. Бросились искать это слово напечатанным и-таки нашли к общему оживлению. Ошибки в сообщениях всплывают в тексте другим шрифтом и часто проскакивают оЧеПЯтки.
0 Ответить
Своё мнение - как часто оно остаётся при себе...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Людмила, спасибо Вам.
Да, часто такой страх блокирует хорошие идеи.
0 Ответить
А-а-тлично! Всё досканально разложено по ситуациям. Как не вспомнить приятное? Я был бригадиром практикантов ПТО. Мастер приболел и мне пришлось писать характеристики на практикантов. Я написал "литературные" характеристики. Мастер вернулся, прочитал их в приёмной начцеха и говорит мне:" Ну, кто ж так пишет характеристики?" Я помялся, дескать, написал,как мог. ...А начцеха потом на планёрке зачитал их как образцовые.
Почему в школах не практикуются дискуссоны на разные темы, где кажджый тихоня мог бы пропищать свою мнение? В школе должно быть больше экспромта и импровизации, остальное приложилось бы само собой. Оценка:5
1 Ответить
Сергей Дмитриев, интересная история с характеристиками
Что касается дискуссий, тот тут не всё однозначно. И на дискуссиях многие будут сидеть и молчать – не все осмелятся что-то сказать. А если ещё оценки за это ставить, то тут всякая польза может сойти на нет. Начинать надо с дошкольного возраста.
1 Ответить
Наталья Наумова, в-А-А-Ще, школа - инструмент подавления индивидуальности личности. =По имху, по моему =, можно допустить классов семь школьных мучений, остальное пустить на самообразование. Примеров самообразования больших высот немало. Притом, что образование под одну гребёнку имеет низкий КПД применения с труджом заученных познаний. Надо отдать предпочтение умению вместо знаний
1 Ответить
Сергей Дмитриев, самообразование тоже требует определённых навыков. А им-то никто не обучает. Не все могут самостоятельно что-то освоить.
1 Ответить
Наталья Наумова, я предлагаю Вам написатьь статью о том, как технари косяками переквалифицируются в гуманитарии с примерами известных шУмОменов и не только. А вот встречного движения вАще не видать. Спрашивается, какого чёрта грызли гранит точных наук лет по пять эти ошибшиеся выбором гумми.?
"Вы б смогли, у Вас хороший слог." (С)
0 Ответить
Сергей Дмитриев, честно говоря, не задумывалась над такими вопросами. Даже трудно сказать, что тут возможно написать. Многие меняют сферу деятельности. Вряд ли можно говорить о какой-то закономерности – тут всё индивидуально.
0 Ответить