Неоднозначно смотрит. Любая наука предполагает четкие определения. И если нечто существует — его возможно описать и классифицировать.
С инстинктами вроде бы «все ясно». Например, вот одно из определений:
Инстинкты — врожденные программы поведения, совокупность унаследованных сложных реакций или побуждений.
Именно сложных. Например, отдергивание руки от источника внезапной боли — это простой двигательный акт, не инстинктивное, а рефлекторное действие. Инстинктивные же программы поведения всегда более-менее сложны.
С животными проще. Рыба, вылупившись из икринки, уже умеет добывать пищу. Кошка от природы умеет играть (жизненно важный навык «тренировки» необходимых умений!). Умеет она и убивать добычу, прокусывая холку; а многие собаки делают это хватом за холку и резким встряхиванием. Любая необученная собака умеет идти по следу, птица — строить гнездо.
А что мы умеем от природы? От рождения, в общем-то, ничего. Это нормально, всякий инстинкт проявляется в свое время, а взрослеем мы долго. Наверное, первым «просыпается» самосохранение. Затем познавательный инстинкт. И социальные инстинкты, включающие потребность в общении, в принадлежности к группе, способности к выстраиванию иерархии и другие проявления.
Что еще? Сексуальный инстинкт? Сексуальная потребность нам, безусловно, присуща. А вот с инстинктом не так однозначно. Инстинкт включает не только саму потребность, но и программу ее реализации.
Обладай мы полноценным сексуальным инстинктом, не сталкивались бы с таким количеством сложностей психологического характера, особенно в начале интимной жизни. Инстинкт подсказал бы, как действовать.
Конечно, с опытом все меняется, но… это уже результат обучения. А инстинкт как будто то срабатывает, то нет. Так «нормальные» инстинкты себя не ведут.
Больше того, «не надежен» и инстинкт самосохранения. Слишком уж легко он преодолевается. Да и действует зачастую ошибочно.
Инстинкт самосохранения задает три типа реакций на опасность: «бежать», «замереть», «бить». Вроде бы все правильно. На практике же «инстинктивные» реакции часто оказываются не соответствующими ситуации. Например, инстинкт вынуждает нас замереть там, где уместнее убегать.
Да и подавляется инстинкт самосохранения относительно легко, что не типично для инстинкта.
Наконец, многие вспомнят о родительском инстинкте. Уж он-то нам точно присущ! Вы в этом уверены? А редкость ли родители, откровенно пренебрегающие своими «родительскими» обязанностями?
Выходит, и родительского инстинкта, как такового, у современного человека нет. Как и ряда других «инстинктов».
Хорошо это или плохо?
- Во-первых, ни то, ни другое. Это — есть, это данность. И все.
- И во-вторых, это, скорее, «хорошо». Животным инстинкты необходимы. И то с оговоркой: чем выше организовано животное, тем тем менее значим инстинкт; тем большую роль играет обучение.
Человек, в отличие от животных, вообще не специализирован, не «заточен» под определенные условия существования. Мы способны за счет адаптации, при необходимости, жить почти где угодно, питаясь почти всем, что растет и что движется. В итоге люди заселили все климатические зоны, став доминирующим видом.
Выраженные инстинкты сделали бы нас менее беспомощными в детстве и быстрее взрослеющими. Но и более ограниченными, привязанными к определенным условиям. Возможность обучения неизбежно упиралась бы в диктуемую инстинктом программу поведения. Если же инстинкт не задает строго определенной программы, он становится как бы и не вполне инстинктом… Что мы и видим.
То есть полноценные инстинкты, будь они у нас, cкорее помешали бы нашему развитию. Место инстинктов у человека занимает научение.
Хотя механизм адаптации человека тоже несовершенен — навыки через обучение усваиваются медленнее и менее надежно. Обратим внимание: там, где животные действуют инстинктивно, они куда эффективнее человека. Но только в сколько-нибудь стандартных условиях, «предусмотренных» природой.
С другой стороны, животное не выбирает, действовать ему инстинктивно или как‐то иначе.
Человек же способен преодолевать инстинктивные побуждения, даже действовать вопреки им. Больше того, мы можем выбирать из нескольких вариантов действий и заранее формировать требуемый навык.
Но любая палка о двух концах. Оборотная сторона свободы действий — длительное взросление. До того, как все необходимые навыки усвоятся, человек почти беспомощен. В отсутствие инстинктов, обучение «всему» требует времени — и значит, мы долго взрослеем.
Адекватная ли это плата за почти неограниченный потенциал?
Какая разница? Выбора-то все равно нет…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...