Черты характера могут быть «друзьями», а могут стать «врагами». Обязанность родителей — заложить крепкий фундамент в детстве. Речь пойдет о такой важной привычке, как самостоятельность. Это способность ориентироваться на собственное мнение, умение брать ответственность за поступки, без посторонней помощи обслужить свои потребности.
Зона ближайшего развития
В начале XX века русский ученый Лев Семенович Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития». Этот термин раскрывает взаимосвязь между овладением детьми новыми навыками и их развитием.
У каждого ребенка в определенном возрасте есть круг задач, с которыми он может справляться самостоятельно. А есть те умения, которые он пока не может делать сам. Это и есть зона ближайшего развития. Задача родителей — расширить круг умений, помочь освоить новые навыки. Это будет первый шаг в воспитании самостоятельной личности.
Соблюдая несколько правил воспитания, вы расширите зону самостоятельности вашего ребенка.
Правило 1. Позволяйте ребенку делать самостоятельный выбор
Все начинается с мелочей. Спросите, что хочет съесть на обед малыш: кашу или суп. Хочет он надеть красные ботиночки или синие. Предложите выбрать, как провести день: сходить в зоопарк или в кино.
Для детей постарше это самостоятельный выбор секций, кружков; для старших школьников — выбор вуза. Ребенок привыкнет решать трудные задачи, ведь его выбор меняет жизнь, и с ним считаются окружающие.
Правило 2. «Верните» ребенку ответственность за его обязанности
Приучайте детей к тому, что у них есть круг обязанностей. Для малышей это уборка игрушек в коробку. Для младших школьников — сбор портфеля, установка будильника. Обязательно поручите посильные домашние дела: полить цветы, помыть посуду, протереть пыль. Так ребенок будет знать, что есть зона его ответственности.
Правило 3. Позволяйте получать отрицательный результат
Многие родители боятся, вдруг ребенок не справится с поручением и это приведет к негативным последствиям. Например, проспит в школу, если забудет завести будильник. Не польет вовремя цветы, и они завянут. Будьте к этому готовы, но не делайте работу за ребенка. Маленький человек должен видеть, что каждое его действие или бездействие имеет последствия.
В конце концов, школьник перестанет забывать завести будильник, получив выговор от учителя. Научится ставить таймер, чтобы цветы опять не завяли. Положительный результат обязательно будет. Терпеливо ждите и не вмешивайтесь в дела ребенка.
Правило 4. Помогайте там, где помощь действительно необходима
Если малыш еще не умеет что-то делать, то ему нужна помощь родителей. Если какое-то дело тяжело дается, и ребенок просит о помощи, то помогите обязательно. То, что сегодня он делает с мамой, завтра будет делать сам.
Если вы видите, что ребенок делает сам, отойдите в сторону, даже если итог будет не идеальным. Со временем вы увидите отличные результаты, которых он добьётся самостоятельно.
Правило 5. Избегайте советов и готовых решений
Избегайте фраз: «Я бы на твоем месте…», «По-моему, нужно сделать…», «А ты возьми и скажи…»,
Если вы задумались о воспитании самостоятельности, когда подошел подростковый возраст, начните использовать эти правила прямо сейчас. Если же ребенок еще мал, то чем раньше вы начнете взращивать у него ответственность, тем большего успеха добьётесь.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...