— Как мне надоело каждый день собирать твой портфель!
— Когда уже ты начнешь сам делать домашнюю работу?
— Эта поделка нужна тебе, а не мне! Тогда чего ты ждешь? Садись и делай! Как же я устала от твоей беспомощности!
Такие гневные речи можно услышать практически в каждой семье.
Сначала ваше активное участие в жизни ребенка кажется естественным и безобидным. Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы принимать решения самостоятельно. Поэтому вы все решаете сами. Вы даже не замечаете, как за очень короткий промежуток времени у ребенка формируется такая жизненная позиция, которая вскоре будет очень сильно «жать» на все места.
И вот наступает тот момент, когда вас начинают раздражать его отказы делать то, что вы предлагаете. А сам он продуцировать дела не может, не умеет, не хочет.
Ваш внутренний перфекционист не позволяет вам остановиться в своих ежедневных назиданиях и научить. Вернее, дать возможность ребенку научиться самостоятельности «на своем горьком опыте». Ведь, пусти вы все на самотек, начнутся проблемы в школе. Страшно! Допустить этого нельзя! И, поздравляю, вы в ловушке.
Как из нее выбираться? Есть два пути: «От ребенка» и «От родителей».
«От ребенка» выглядит так: «Ты неумеха!», «Ты лентяй!», «Ты безответственный!», «Начни уже делать все сам!»
Забавная мотивация! Ребенок в этот момент не совсем понимает, чего вы от него хотите: ведь до этого вы всегда сами четко озвучивали, что и когда делать. А самое главное — как. Он пробует. У него не получается, либо получается, но коряво. Он расстраивается и устраивает саботаж. Все! Отношения портятся. Дела не делаются. И вы раздражаетесь и возвращаетесь на круги своя.
Но есть и другой способ — «От родителей». Это выглядит так: «Я тебя научу, КАК это делать, и тогда ты сможешь справиться сам!»
Этот способ предполагает, что родители сами умеют планировать, разрабатывать план действий. А вы умеете? Давайте проверим!
1. Определите желаемый результат. Определите, что должно быть сделано и когда. Нужны конкретные сроки.
2. Правила. Разработанные правила должны быть приняты ребенком на внутреннем психологическом уровне. Они должны быть понятны и конкретны. А еще хорошо бы, чтобы были параметры, позволяющие понять, соблюдаются правила или нет.
3. Ресурсы. Проговорите с ребенком заранее, в каких случаях он может обратиться за помощью, например, к вам или другому взрослому. Если это касается домашней работы, то какие справочники, шпаргалки могут ему помочь?
4. Алгоритм действий. Составьте пошаговый план действий.
Следуя от пункта к пункту, вы сможете научить ребенка справляться с решением сначала простых, а потом и сложных задач. Причем это могут быть и учебные, и бытовые задачи. Главное — ребенок чувствует и понимает, что в этом процессе вы партнеры.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...