Учеными доказано, что дети, начавшие читать в 4 года, учатся в школе ничуть не лучше своих сверстников, научившихся читать в 6−7 лет. А это значит, в каком бы возрасте ни начал ребенок читать, успехи его в чтении будут относительно одинаковыми.
Почему относительно? Потому что техника чтения у таких детей будет на одном уровне, а вот понимание прочитанного — на разных. Сразу возникает вопрос, у каких детей понимание прочитанного будет выше. Об этом чуть позже.
Ни для кого не секрет, что современная молодежь в редком своем исключении предпочитает книги. Интерес к чтению у детей катастрофически снизился. На это повлияло внедрение цифровых технологий и компьютеризация. Телевидение детям вместе с содержанием выдает уже готовую картинку, чем снижает развитие воображения ребенка.
- Отсюда вывод: чем больше ребенок смотрит телевизор и меньше воспринимает информацию на слух, тем больше с ним необходимо дополнительно заниматься.
А значит телевидение в данном вопросе развития ребенка играет тормозящую роль. Я даже не затрагиваю сюжеты современной мультипликации…
Однако телевидение и компьютеризация — не единственные факторы, влияющие на снижение интереса ребенка к чтению. Серьезным препятствием в этом являются эксперименты с методиками раннего обучения чтению.
- Чем раньше вы будете привлекать ребенка к чтению, тем быстрее оно ему надоест.
Физиологически ребенок в раннем детстве не готов к переработке «невозрастной» для него информации. При чтении у детей 4 лет происходит сильное умственное перенапряжение. Дети стараются, включаются в процесс, напрягают зрение и… ничего не понимают из прочитанного. Так есть ли смысл заставлять ребенка испытывать такое колоссальное напряжение?
В период до 7 лет ребенку и без обучения чтению необходимо очень многое узнать и со многим познакомиться.
- Самое необходимое, что должны сделать родители ребенка такого возраста — это развить его психоэмоциональную сферу, заложить в нем основу нравственных устоев. Этот период для ребенка должен быть наполнен игрой и позитивными эмоциями.
Кроме того, для успешного обучения чтению, у ребенка должна быть выработана мотивация. Ребенок сам должен хотеть учиться читать. Но чтение приносит удовлетворение только в том случае, если понятен смысл прочитанного. А в возрасте до 5 лет это не представляется возможным. Нет понимания текста — нет мотивации. Снижена мотивация — ребенок будет воспринимать такие занятие как неприятную необходимость.
Зато ребенок прекрасно понимает смысл сказки, если ему читают взрослые. Развивается слуховое внимание, воображение, налаживаются теплые эмоциональные отношения, так необходимые ребенку в этом возрасте.
Так все-таки когда же начинать учить ребенка читать? Прежде, чем приступить к чтению, дети должны пройти серьезный и насыщенный этап подготовки, должны быть сформированы психические процессы ребенка: зрение, внимание, слух, память, мышление, речь.
Для овладения беглым чтением необходимо удерживать во внимании всю строчку или хотя бы 4−5 слов. Этого невозможно добиться от ребенка, не достигшего 6 лет. Но эту способность необходимо развивать, так как, не уделяя этому внимания в детстве, во взрослой жизни человеку уже сложнее будет заниматься развитием зрительной памяти самостоятельно, отрывая время от семьи, работы и прочих взрослых забот. И тогда те самые взрослые люди идут на курсы по скорочтению, платят деньги, тратят время, учатся тому, что было упущено в дошкольном детстве.
Поэтому на взрослых в подготовке ребенка к обучению чтению лежит первоочередная задача в том, чтобы развить психические процессы и пополнить словарный запас ребенка. Для успешного развития и формирования этих процессов существует множество игр и занятных упражнений. Вот этим и необходимо заниматься с малышами в игровой форме. И делают это дети с удовольствием.
Когда закончится этот подготовительный этап, они с такой же охотой успешно будут овладевать сложной наукой чтения. Как только эти процессы будут сформированы, можно смело приступать к обучению чтению. И поверьте, ребенок с огромным удовольствием отнесется к этой деятельности, он ведь так много успел сделать и многому научиться! Научился различать звуки в слове, делить слова на слоги, различать мягкие и твердые согласные.
Тогда чего ждать? Пора начинать учиться читать! И вы не пожалеете, что не стали учить детей читать прямо с пеленок, что ваши дети учились сначала ходить, говорить, понимать и только потом — читать.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...