Мы очень редко вникаем в смысл чужих голосов в реальной жизни, но очень часто предлагаем студентам прослушать записанную речь. Это оправданно, например, при отработке практических навыков разговора по телефону.
Тем не менее мы можем улучшить языковые возможности аудитории с помощью видео. Обстановка, действие, эмоции, жесты, все то, что студенты могут наблюдать в видеоклипе, обеспечивает важный визуальный стимул в языковом обучении.
Прежде, чем использовать видео-обучение в аудитории, следует подумать о том, с какой целью данныее видеоклипы используются,
- развитие навыков слушания;
- понимание общей картины происходящего, понимание определенных моментов и деталей;
- получение информации;
- предоставление контента, соответствующего потребностям и интересам студентов;
- развитие базовых и профессиональных языковых компетенций обучающихся.
В процессе изучения иностранного языка видео можно использовать в качестве основы для обсуждения, модели для студентов, наглядного пособия.
При отборе видеоматериала следует обратить внимание на следующие критерии:
- Сюжет. Видео должно быть интересным, с яркими образами.
- Завершенность. В видеоклипе должна быть отражена определенная история или ее часть.
- Продолжительность. Очень важна длина видеоклипа, она не должна быть слишком затянутой — возможно, от 30 секунд до 10 минут, в зависимости от цели обучения.
- Соответствие содержания. Содержание должно быть подходящим для студентов, соответствовать теме запланированного занятия.
- Наличие сопутствующих материалов.
- Субтитры. Если вы предлагаете студентам просмотр завершенных фильмов, постарайтесь использовать те, где есть субтитры на английском языке.
Использование видео должно повысить уровень мотивации обучающихся, поэтому задания по видеоклипам должны быть дифференцированными по типу от простого к сложному.
При планировании занятия с использованием видео, преподавателю необходимо акцентировать внимание на следующих моментах:
1. Перед просмотром. Преподавателю необходимо студентов подготовить к тому, что они увидят. Например, это могут быть мозговые штурмы, тесты, подбор словарного запаса или любое другое задание, которое даст базовое понятие о том, что будет предложено для просмотра.
2. Во время просмотра. Это задания, которые студенты выполняют во время просмотра или во время паузы при просмотре. При подготовке заданий необходимо учитывать то, что при частом использовании паузы теряется интерес к увиденному, поэтому преподавателю необходимо заранее продумать задания, которые должны быть короткими и простыми, но нацеленными на развитие активности студентов.
3. После просмотра. Существует множество упражнений для отработки практических языковых навыков с помощью видеоклипов после их просмотра.
Итак, обозначим их:
- «Журналист». Аудитория делится на две подгруппы, одна из которых — журналисты, работающие в прямом эфире, другая — очевидцы. Студентам предлагается посмотреть отрывок какого-либо события, снятого вживую. Затем журналисты берут интервью у очевидцев. Данное упражнение способствует развитию языкового мышления у студентов, а также отработке практических навыков грамматических правил с использованием прошедших времен.
- «Немое кино». Студенты смотрят эмоционально заряженную сцену с выключенным звуком. Затем они предсказывают содержание увиденного, пишут собственный сценарий и выполняют его, стоя рядом с проектором. Это хорошее веселое упражнение эффективно для студентов с промежуточным уровнем языковой подготовки.
- «Репортер». Студенты смотрят сцену (намного эффективнее, если в одном видеоклипе происходит большое количество событий), а затем пишут газетную статью о том, что они увидели. Данное задание предварительного просмотра позволяет развить языковые компетенции письменной речи с внедрением новых лексических единиц, а также отработать практические навыки с использованием прошедших времен.
Подводя итог изложенного, можно утверждать, что учебные видеоресурсы и мультимедиа предоставляют широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений обучающихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком более привлекательным.
Правильно написано. Помню, когда мы учились в институте, ничего кроме аудирования нам не предлагали. Видео в то время только-только начинало развиваться, поэтому мы смотрели короткометражные фильмы, которые нам присылали из Германии. Но они были неинтересными, поэтому не особенно воспринимались.
Сейчас возможностей для изучения иностранного языка намного больше. Главное - правильно воспользоваться видеоматериалами.
Оценка статьи: 5
1 Ответить