Сегодня реклама курсов или кружков робототехники попадается везде: в Интернете, на улице, в торговых центрах, в детских развивающих центрах. Родители и дети чаще всего не вникают в суть процесса обучения, и дети начинают посещать занятия. Но, как показывает практика, долго в такой кружок они не ходят. Руководители кружков сами делятся статистикой и приводят сведения, что записываются в группу 20−30 человек, через месяц остается в лучшем случае половина первоначального состава, а через три месяца — от силы человек пять, а то и вовсе только парочка самых настойчивых ребят.
Почему так быстро угасает интерес к такому увлекательному занятию? Ведь роботы все больше входят в жизнь человека. Причин такой ситуации несколько.
Коммерческие кружки робототехники «снимают пенку». Ведь интерес ребенка к роботам неподдельный. Он видит их в мультфильмах, рекламе, фильмах, новостях. Сегодня роботы для детей — такая же естественная часть жизни, как автомобили и самолеты. Даже если сами дети не летали на аэробусах, то все равно стопроцентно уверены, что самолеты реально присутствуют в жизни взрослых.
В магазине игрушек, увидев модель робота-трансформера на прилавке, который лишь отдаленно напоминает реальных роботов, ребенок додумает сам, как бы мог робот двигаться, какие функции ему будут присущи. Этот интерес ребенка к роботам сполна монетизируют коммерческие кружки по робототехнике.
Кружки робототехники набирают группу детей или устраивают кратковременные занятия в торговых центрах. Чем занимаются там? Запускают двигаться машинку из конструктора на батарейках. Пока батарейка не села или аккумулятор не разрядился, машинка резво бежит по дорожке.
Конечно, саму машинку предлагают ребенку вначале собрать из комплектующих деталей. Здесь есть варианты: конструктор может быть с готовыми решениями по сборке моделей; либо предлагают проявить ребенку креативность и собрать что-нибудь самостоятельно.
Хорошо, если работа кружка организована взрослыми разумно. Тогда каждый ребенок на занятиях в кружке может сам взять в руки детали, колесики, микроконтроллер. Своими руками собрать машинку на колесиках или гусеницах.
Но если взрослые не позаботились об организации детского творчества, не сумели каждому участнику занятия обеспечить детали и комплектующие, то срабатывает закон джунглей: «подчиняйся старшему». Приходится видеть на таких занятиях, как самые шустрые ребята загребают себе большую часть деталей, а остальным остается только наблюдать за процессом сборки роботов другими. Долго такие занятия продолжаться не могут, и часть «наблюдателей» перестает посещать занятия.
Улучшенный вариант кружковых занятий робототехникой выглядит примерно так. Если участники кружка робототехники наигрались с машинками на батарейках и не разбежались с занятий сами, им предлагают усовершенствовать конструкцию и подключить к машинке датчики и микроконтроллер.
В стандартном наборе по робототехнике присутствует ультразвуковой датчик (позволяет машинке не натыкаться на препятствия) и трек-сенсор (позволяет следить за черной линией на поле), благодаря которому робот будет двигаться по заданной траектории. Для большого количества робототехнических наборов на этом этапе дети начинают составлять программу поведения роботов на основе объектно-ориентированного языка программирования. Это значит, что стрелочками «влево», «вправо», «вперед», «назад» можно задать алгоритм поведения робота.
Самые мотивированные и настойчивые участники кружка робототехники, получив такие знания и умения, считают себя готовыми к соревнованиям. Обычные номинации соревнований по робототехнике включают в себя следующие категории:
- движение по заданной линии на время;
- кегельбан — сбить роботом расставленные фишки;
- сумо — вытолкать с поля робота-противника.
Почему же дальше дело стопорится?
Участие в местных соревнованиях по робототехнике для многих ребят, посещающих кружок, становится последним этапом в данном образовательном процессе. Они реально не понимают, в каком направлении им развиваться. Сами тренеры (в кружках робототехники так называют тех, кто ведет занятия) — молодые ребята, чаще всего студенты вузов и колледжей, не могут предложить образовательную траекторию для детей.
У них не хватает собственных академических знаний в физике, математике, электронике, программировании, чтобы брать другие робототехнические высоты. Не хватает материальной части в кружках — датчиков, аккумуляторов, редукторов, компьютеров, чтобы всех ребят полноценно на занятиях обеспечить. Даже если вначале, при открытии кружка, его организаторы приобрели все необходимое, то со временем расходные материалы растворяются…
Приходилось видеть, как собранные в коробочку комплектующие случайно кто-то из ребят ронял на пол и потом собирать их приходилось «с боем». Выдерживать эти «бои» тренерам совсем не хочется. Опять включается закон джунглей.
Альтернатива кружкам робототехники — самостоятельные занятия. Но если ребенок дома с собственным конструктором попробует по инструкциям собирать робота, то процесс без наставника будет идти медленнее. Не каждый сможет усидчиво работать до конечного результата. Такая форма лишит ребенка чувства соревнования, критического отношения к собственным результатам.
Тогда ему могут помочь взрослые, которые сами с удовольствием погружаются в мир робототехники, тем более что в Интернете огромное количество информации по данной теме.
Любые занятия надо тщательно продумывать, причём не одно-два, а весь цикл целиком. Если ребят заинтересовать, необходимо поддерживать этот интерес.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересная статья!Ставлю пять!
Оценка статьи: 5
1 Ответить