• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей Благих Дебютант

ТРИЗ в бизнесе. В чем практическая польза метода и его инструментов?

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, берет свое начало в середине прошлого века. Генрих Альтшуллер, основатель метода, сформулировал принципы этой методики для решения инженерных и технических задач. Но в начале двухтысячных годов ТРИЗ начали адаптировать для решения задач бизнеса. Эта методика, переложенная с языка техники на язык бизнеса, идеально подошла для решения управленческих и организационных задач.

Фото: fauxels, по лицензии pexels.com

На сегодняшний день бизнес-ТРИЗ успешно внедряют в свои процессы как зрелые бизнесы, так и стартапы. Практически все мировые компании используют этот метод, внедряя его в бизнес-системы, маркетинг и менеджмент.

Но несмотря на успешные, часто прорывные результаты таких интеграций, в отечественных компаниях бизнес-ТРИЗ еще не так востребован, как за рубежом. Существует устойчивый миф о том, что бизнес-ТРИЗ — это только не имеющая успешных примеров теория.

Далее я расскажу об основных методах и приёмах ТРИЗ, использующихся для ведения бизнеса, и приведу примеры российских и зарубежных кейсов, развенчивающих этот миф.

Основные принципы ТРИЗ

  1. Объективность развития систем. Мир развивается по своим законам. С течением времени, в силу различных факторов, они меняются, но по-прежнему остаются объективными. Идеальным решением задачи является то, которое максимально укладывается в рамки текущих субъективных законов.
  2. Противоречия. Если бы их не было, идеальный ответ на любую задачу находился бы мгновенно. ТРИЗ при помощи своего инструментария устраняет существующие противоречия и позволяет прогнозировать будущие.
  3. Конкретность. Любую задачу диктуют условия, в которых она находится. Эти условия могут как упрощать, так и значительно усложнять её решение. Существует два вида ресурсов: внутренние и внешние. Первые — это то, на чём построена система. Вторые — это то, в каких условиях и какой среде система находится на данный момент. Идеальным решением задачи будет то, которое учитывает все особенности ресурсов системы.

Это три основных принципа ТРИЗ, дающие представление о сути этой методики.

Инструменты бизнес-ТРИЗ

На текущее время бизнес-ТРИЗ включает в себя 30+ инструментов для трех уровней. С их помощью находятся ответы на задачи, препятствующие развитию бизнеса и с первого взгляда кажущиеся неразрешимыми. В этом и есть основная сила метода — решать проблемы, на которые ещё не было ответа.

Основные инструменты бизнес-ТРИЗ для трех уровней
Основные инструменты бизнес-ТРИЗ для трех уровней
Автор: мастер-ТРИЗ Валерий Сушков

Уровни бизнес-ТРИЗ

Три уровня бизнес-ТРИЗ логично дополняют друг друга и позволяют решать проблемы, начиная с самых срочных и заканчивая прогнозированием развития бизнес-системы с построением стратегии бизнеса на много лет вперед.

Первый уровень: поиск и устранение ключевых проблем. Решение основных проблем (низкие продажи/конверсия, проблемы логистики и т. д.) с минимальными или нулевыми расходами. Поиск прорывных решений.

Второй уровень: выявляются тормозящие развитие бизнеса препятствия. Определяется инновационный потенциал. За счет удаления ненужных элементов бизнес-системы резко снижаются расходы. Возникающие на этом этапе вторичные задачи решаются инструментами первого уровня.

Третий уровень: глубокий анализ с построением стратегии развития при помощи инструментов прогнозирования развития бизнес-систем.

Уровни бизнес-ТРИЗ
Уровни бизнес-ТРИЗ
Автор: мастер-ТРИЗ Валерий Сушков

Преимущество бизнес-ТРИЗ перед другими методиками

Основное отличие бизнес-ТРИЗ от других методов моделирования бизнес-процессов — это быстрый поиск ключевой причины возникновения проблем (коренного противоречия) и ее устранение при помощи мощного инструментария. Тогда как стандартный поиск решения — это поиск путем проб и ошибок, а бизнес-ТРИЗ — это целенаправленный аналитический поиск.

Задача каждого инструмента обратить мышление таким образом, чтобы верное решение нашлось быстро, даже когда задача нестандартная. При этом идеальное решение всегда достигается с минимальными или нулевыми расходами. При помощи быстрого и направленного поиска коренного противоречия ТРИЗ экономит значительное количество как временных, так и материальных ресурсов бизнеса.

Система сертификации бизнес-ТРИЗ

В ТРИЗ, как и в любой другой рабочей методике, имеется выверенная система международных стандартов. Следование им приводит к решению инновационных задач и четко выверенному экономическому эффекту.

Контроль соблюдения стандартов и качества обучения производит International Business TRIZ Association, международная ассоциация бизнес-ТРИЗ. Она проводит сертификацию ТРИЗ-специалистов во всем мире с присвоением международных сертификатов IBTA.

Сертификацией ТРИЗ для техники занимается МАТРИЗ — Международная ассоциация ТРИЗ. Она основана на применение инструментов от Gen TRIZ.

IBTA и МАТРИЗ, согласно своей специфике, сертифицируют специалистов от 1 до 5 уровня. Ассоциации активно взаимодействуют и взаимно признают сертификаты специалистов.

Мировые кейсы ТРИЗ

По данным компании General Electric, внедрение ТРИЗ в свои бизнес-процессы приводит к уменьшению времени, потраченного на поиск решения проблемы, от 6 до 10 раз. И, к сожалению, основная интеграция ТРИЗ в бизнес активнее всего происходит за рубежом. Значительная доля из всех кейсов в мире осуществлена компанией Gen TRIZ (порядка 750 успешных проектов). А также компанией ICG, которая в основном сосредоточена на бизнес-задачах.

Практически все компании-лидеры рынка инновационных технологий применяют у себя ТРИЗ. Лидером среди них по праву является Samsung. В корпорации существует своя система сертификации сотрудников, основанная на системе сертификации МАТРИЗ. Всего на конец 2021 года в Samsung сертифицировано более 37 000 сотрудников и завершено более 1600 относящихся к технике проектов.

ТРИЗ в бизнесе. В чем практическая польза метода и его инструментов?
Фото: fauxels, pexels.com

Кейс из банковского бизнеса. Сингапур (оборот 10 млрд евро)

Тип проекта: радикальное сокращение затрат.

Цель: снизить затраты в одном из отделений на 5−7%.

Ключевые инструменты ТРИЗ: Функциональный Анализ (Систем), Тримминг (Функционально идеальное моделирование), разделение конфликтующих требований и Инновационных Приемов, Ранжирование и ландшафт идей.

Время на решение/внедрение: 1 месяц / 6 месяцев.

Результат: затраты были снижены на 13% без внедрения новых технических средств.

Кейс продукты питания (FMCG). Нидерланды (оборот 6 млрд евро)

Тип проекта: радикальное сокращение затрат.

Цель: снижение потерь при логистике определенного продукта. Снизить потери минимум на 30−50%.

Ключевые инструменты ТРИЗ: Карта Восприятия Проблемы, Причинно-конфликтный Анализ (RCA+), Идеальное Моделирование, Ресурсный Анализ (системный оператор), Ранжирование и ландшафт идей.

ТРИЗ в бизнесе. В чем практическая польза метода и его инструментов?
Фото: fauxels, pexels.com

Время на решение/внедрение: 1 месяц / 3 месяца.

Результат: годовые потери снизились на 1,5 млн евро.

Кейс рекламная компания. Ирландия (компания из 15 чел.)

Тип проекта: решение конкретной проблемы.

Цель: предотвратить потерю перспективного бизнеса отстройкой от конкурентов.

Ключевые инструменты ТРИЗ: Карта Восприятия Проблемы, Устранение конфликтующих требований и 40 Инновационных Приемов, Ресурсный Анализ (Системный оператор), Ранжирование и ландшафт идей.

Время на решение/внедрение: 3 дня / 1 месяц.

Результат: найденное решение позволило компании остаться лидером на рынке.

Бизнес-ТРИЗ в России

Анализ российского бизнеса прозрачно показывает, что во многих прогрессивных компаниях всё чаще предпочитают обучение своих сотрудников вместо консалтинга. Такая схема более выгодна для бизнеса. Вместо решения локальной проблемы компания получает сотрудников, способных быстро и качественно решать проблемы по мере их появления.

ТРИЗ в бизнесе. В чем практическая польза метода и его инструментов?
Фото: pexels.com

И всё чаще, особенно крупные инновационные компании России, выбирают для внедрения в свои бизнес-процессы ТРИЗ. Тем более что ТРИЗ может быть легко объединен с любой другой методологией. Это особо актуально для бизнеса, где уже освоены все основные бизнес-методики и нужно обучать сотрудников чему-то новому.

Активно внедряют и применяют ТРИЗ в России Ростех, Росатом и Северсталь. Компания «Русал» планирует обучить ТРИЗ более 70 тысяч своих специалистов. Компания ГАЗ после внедрения у себя бизнес-ТРИЗ сумела снизить себестоимость «Соболя» на 5.8%.

Мои личные ТРИЗ-кейсы

Ниже приведу два из моих личных кейсов ТРИЗ.

Кейс бьюти-тренер

У компании два направления: обучение бьюти-тренеров и обучение желающих поддерживать свою красоту.

До начала марта реклама успешно работала и приносила новых клиентов. Но в марте резко снизился рекламный трафик и оставшиеся переходы практически не конвертировались в клиентов.

Финансового запаса, чтобы переждать трудное время, у компании не было. Нужно было срочно найти решение, которое бы принесло доход в текущем месяце.

ТРИЗ в бизнесе. В чем практическая польза метода и его инструментов?
Фото: pexels.com

В ходе двухчасовой консультации были использованы ТРИЗ-инструменты: КВП (Карта Восприятия Проблемы), Идеальность, ИКР (Идеальный Конечный Результат).

Внедрение началось сразу же после консультации. Через три недели доход от продажи обновленного курса составил 1,5 млн руб.

ТРИЗ-кейс в сфере рекламных услуг

У компании в сфере рекламного бизнеса остро назрела необходимость масштабирования. Руководитель компании более полугода не мог разрешить эту задачу. Сложность заключалась в том, что нужно нанимать больше высококомпетентных сотрудников и платить им конкурентные по рынку труда зарплаты. Это автоматически бы повысило стоимость услуг для клиентов и снизило бы позиции компании на рынке.

Для решения задачи были задействованы следующие инструменты бизнес-ТРИЗ: Карта восприятия проблемы, Описание инновационной проблемы, RCA+.

Общее затраченное время: 2 часа на подготовку + 2 часа онлайн-сессии.

В итоге решение для масштабирования бизнеса было найдено за 4 часа.

ТРИЗ в бизнесе. В чем практическая польза метода и его инструментов?
Фото: fauxels, pexels.com

Вывод

Интегрируя ТРИЗ в свои бизнес-процессы, компания любого уровня (от мелкого и среднего до крупного бизнеса) получает ряд несомненных преимуществ перед конкурентами. Быстрый и направленный поиск решения задач, колоссальную экономию средств и мощную аналитику развития бизнеса на годы вперед. Это позволит ей качественно выделить себя на рынке и получать стабильную финансовую выгоду.

Статья опубликована в выпуске 12.05.2022
Обновлено 12.07.2022

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: