В качестве основной причины называют клиповое мышление, подразумевая неустойчивое внимание, сложности с переключением. Обилие рекламы с ее зрительно-звуковыми эффектами, текстов «под потребителя», коротких, без погружения, с динамичным сюжетом — все это работает на развитие непроизвольного внимания.
Нейроны, отвечающие за такое внимание, были предусмотрены природой для нашей безопасности, чтобы меняющаяся обстановка заставляла нас насторожиться. Однако это совсем не те нейроны, которые способствуют концентрации на длительное время. Нервные клетки, необходимые для мыслительных процессов, образуют тонкую сеточку нейронов. Их работа может прерываться, если возникает сильный раздражитель, а иначе и быть не может — если угрожает опасность, не до долгих размышлений.
Именно этот защитный механизм играет с человечеством плохую игру. Ведь общество потребления требует ярких текстов, и вот уже не только дети, но и взрослые все меньше читают большие тексты, все больше смотрят короткие ролики. Мозг ленив, он диктует упрощение.
Преодолеть соблазны можно, заставляя мозг работать:
- Читать большие тексты, слушать аудиокниги, серьезную, погружающую музыку.
- Избегайте во время чтения посторонних звуков.
- Следите, чтобы в комнате, где занимается ребенок, не работал телевизор, уберите из зоны видимости ненужные на это время гаджеты.
Цифровая реальность стремительно меняет язык. Большинство из нас активно использует новые слова в повседневной речи. «Классно, ок, прикольно» становятся основными словами и в детской речи.
Представьте, что современный ученик начальной школы читает:
Алеша тоже, по мере сил, способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день рано поутру явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у ней локоны и шиньон и взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещенные два бриллиантовые перстня, когда-то подаренные мужу ее родителями учеников.
Это фрагмент сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», ее чтение предусмотрено программой начальной школы.
Произведения классической литературы требуют от ребенка знаний особенностей быта времен, когда они были написаны, поэтому чтение таких текстов надо сопровождать многочисленными объяснениями. Словарный запас современного школьника существенно отличается от речевой базы ребенка XIX−XX веков.
Изменениям подвергся и общий кругозор детей. Еще до поступления в школу современный ребенок должен знать времена года, названия месяцев, свой адрес, классифицировать растения, животных… и так далее. Без элементарных представлений об окружающем мире ребенку трудно понять даже самый простой текст. В моей практике был случай, когда ученик пятого класса не различал реки и озера, но прекрасно знал все новые версии популярной компьютерной игры.
Есть еще одна причина: мода на беглое чтение. В начальной школе существуют нормативы техники, педагоги уделяют этим показателям большое внимание, а вот на работу над содержанием часто не хватает времени.
Осознанность требует навыков работы с текстом, таких как умение выделять главное, строить логические цепочки, структурировать полученные знания.
Резюмируя, можно выделить следующие основные причины:
- Психологические. Недостаточно развито внимание, мышление, память.
- Плохой кругозор. Ребенок еще до поступления в школу должен иметь общие представления об окружающем мире. Следствие малого кругозора — ограниченный словарный запас.
- Сложный текст. Проанализируйте текст на доступность для восприятия ребенка, определите незнакомые понятия, объясните их.
- Отсутствие навыка работы с текстом. Это большой пласт работы, включающий умение вычленять главное, формулировать вопросы и отвечать на них, выстраивать логические цепочки.
Без осознанного чтения обучение невозможно. Работу над пониманием текста лучше начинать еще в дошкольном возрасте. Но существуют практики, призванные выработать навык осознанности не только у детей, но и у взрослых, имеющих когнитивные проблемы.
Тема очень серьезная, в смысле глубокая осветить проблематику в одной статье попросту невозможно. Но вы сделали попытку. Уже это заслуживает уважения. Кроме прочих ваших достоинств.
Более пяти лет я учился по узкой и никому особо ненужной специализации "психолог детского чтения", закончил по теме и магистратуру и аспирантуру. А какие учителя были...
И вот вы с этой же темой.
Думато вкратце, что обобщать незачем. Чем больше знаний (я о себе), тем больше сомнений. Дело в том, что очень много нюансов, аспектов по конкретной ситуации, ибо единого рецепта нет. Не думаю, что современные дети не понимают прочитанные тексты, как заявлено у вас в первом абзаце, скорее они понимают их по-своему. и Это тоже надо учитывать. Но в целом вы молодец. И действуете в верном направлении, не оставляя своим вниманием столь важную тему. Спасибо. Только отвечать мне, как Александру Великому - не нужно. Мы вряд ли по теме перечитали и изучили равное количество источников. Хотите - примите коммент, хотите - нет. Не падайте с пьедестала
0 Ответить
Андрей Кашкаров, удивили специализацией, очень интересно. Мне почему-то кажется, что профессия Ваша будет востребована, очень хочется, чтобы быстрее, вероятно, я неисправимая оптимистка. И очень важная мысль, что дети понимают по-своему, они вообще сейчас другие.
0 Ответить
Да, сколько себя помню - никогда не любил читать толстые книги. Пока её прочтёшь, забудешь про что вообще читаешь). Жаль что в Советское время, когда все были равны, и не было никаких исследований такого рода. Это сейчас есть разные изучения, в т.ч. Дислексия, именно об этом здесь и статья...
0 Ответить
Александер Великий, дислексия - стойкое нарушение навыков чтения, а речь идет о тенденции, о том, что можно корректировать педагогическими методами. В случае дислексии это трудно поддается коррекции.
0 Ответить