Определить основную тему текста не всегда просто, особенно в наш век копирайтинга, когда даже самое элементарное высказывание обрастает большим объемом банальных утверждений.
Блез Паскаль:
Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче.
Не все смогут сформулировать главную мысль, когда она подается через образы, как в данном случае. Разумеется, Паскаль говорил не о письме, а о том, что мудрость в краткости.
Маленькому ребенку при чтении сказок помогают разобраться со смыслом услышанных текстов правильно сформулированные вопросы.
— О ком эта сказка?
— Что произошло с главным героем?
— Почему это с ним произошло?
— Почему сказка так называется?
Выстраиванию причинно-следственных цепочек помогает вопрос «почему». Не всегда образная подача понятна детям. К примеру, анализируя басню «Ворона и лисица», дети отмечают хитрость и жадность лисы, жалеют ворону, но редко отмечают порок, за который она была наказана.
Нужны наводящие вопросы, вопросы-уточнения, «достраивание сюжета»:
— Что хотела сказать ворона карканьем?
— Что было бы, если бы она не повелась на похвалу?
Ребенок взрослеет, тексты становятся сложнее, иногда в одном произведении их несколько, есть и скрытые смыслы. Часто оценка субъективна и зависит от читателя. Чтобы разобраться в замысле автора и выразить свою оценку, надо иметь должный уровень критического мышления. Его формируют точные вопросы, задаваемые по тексту.
Существует несколько классификаций вопросов, но все они делятся на закрытые и открытые (тонкие и толстые — по иной формулировке).
Закрытые вопросы предполагают односложные ответы:
— Ты живешь в городе?
— Ты ходишь в школу?
Ответы на открытые вопросы формулируются текстом, состоящим из одного или нескольких предложений.
— Почему при встрече с Колобком Лисица сказалась глухой?
— Как ты думаешь, почему в басне Крылова Муравей не стал помогать Стрекозе?
Умение формулировать открытые вопросы помогает выстраивать коммуникации, в том числе и с текстом.
Работу с текстом надо начинать с фактических вопросов, то есть направленных на выяснение фактов:
- Кто?
- Когда?
- Где?
- Как?
Фактические вопросы отсылают к сюжету, а для возникновения причинно-следственных связей важны другие типы вопросов, требующие открытых ответов. Обычно они начинаются со слов: почему, зачем, по каким причинам и так далее.
Вопросы, побуждающие суждение, предлагают проанализировать ситуацию как бы со стороны. Они включают в себя слова: сравните, чем отличается, как бы вы поступили…
Умение задавать и отвечать на вопросы побуждает к анализу текста, формирует полезный навык выделения проблем и способов их решения, как основной задачи текста.
Умение определять главную мысль, работать с ней, создавать гипотезы, создавать оценочные суждения — основные характеристики эффективного чтения.
А теперь с такими критериями возьмемся за прозу/поэзию не дидактическую, а художественную.
И окажется, что "Война и мир" - просто рассказ о событиях - "они станцевали", "она сбежала с негодяем, предав своего жениха" и пр. и пр. - художественная часть, которая в чтении - самое главное - исчезает при таком подходе к чтению.
Может быть, детей лучше учить глубоко понимать и радоваться красоте того, что он читает?
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Игорь Вадимов, какой
хороший комментарий! Для целой статьи. Вообще - это цикл, жаль, что опубликовали в разбивке, в одной из работ говорилось о развитии речи, и там был отсыл к формированию образности. А теперь по сути. Работа над смыслами предполагает умение анализировать текст, задавать вопросы ему, спорить, то есть взаимодействовать. И пример вы привели очень хороший. В "Войне и мир" художественность в смыслах, в умении отождествить Болконского с дубом и прочих символах, но для этого человек должен задать себе вопрос: "Зачем тут этот дуб, почему так долго о нем". Мы же говорим о детях, для которых трудно даются даже самые простые тексты. И путь здесь один - научить задавать вопросы, работать над общим словарным запасом, развивать образность.
1 Ответить