Вначале ребенок узнает несколько букв, для начала самостоятельного чтения необязательно знать все буквы. Из этих букв ребенок начинает складывать слоги, сначала обратные — АМ, ОМ, УМ, потом прямые — МА, МО, МУ. Прямой слог — основа всего последующего чтения, один из самых ответственных этапов обучения.
Слоги складываются в слова, слова — в предложения, а предложения — в текст. Кроме прямых и обратных слогов по ходу обучения мы учим ребенка читать слоги, состоящие из трех и более букв: СТА, СТРА, ПРО, КОМ. Чем лучше он читает и понимает текст, тем более сложный материал мы ему подбираем. Важно, чтобы ребенок понимал прочитанное, а не просто механически воспроизводил то, что видит.
По этому описанию видно, что чтение довольно сложный навык, который требует от ребёнка определенного уровня произвольного внимания, мышления и памяти. К 5−6 годам большинство детей этот уровень имеют. У них хорошо развиты аналитико-синтетические способности, поэтому дети понимает саму суть чтения: буквы складываются в слова, и наоборот.
К этому возрасту звуки русского языка встают на место, ребенок больше не картавит и не шепелявит. Это важно: чем лучше у ребенка речь, тем меньше ошибок он будет допускать при чтении. Сформировано произвольное внимание, дети готовы следить за текстом, запоминать и анализировать прочитанное.
То есть к 5−6 годам мозг ребенка полностью готов к тому, чтобы обучаться чтению, именно поэтому данный возраст и считается оптимальным.
Давайте теперь рассмотрим другие возраста.
4−5 лет
Период с 4 до 5 лет очень разношерстный. Есть дети, которые взрослеют рано, и им чтение в данном возрасте дается легко, они сами проявляют интерес к письменной речи, с усердием рисуют буквы — и, разумеется, этим надо пользоваться и учить ребенка читать, пока ему интересно. Однако если чтение ребенку не интересно, то лучше подождать и уделить внимание другому: развитию речи, моторики, улучшению знаний о мире.
7 лет
В 7 лет дети легко овладевают чтением, они уже взрослые, и если ваш ребенок не читает, то самое время начать. Большинство школ хотят, чтобы дети при поступлении в первый класс уже немного умели читать: слоги, слова и короткие предложения. Об этом лучше побеспокоиться заранее.
Мифы о раннем обучении
Есть несколько причин, почему не стоит учить читать ребенка до 4 лет. Я расскажу о них, а также развею несколько мифов.
Миф 1: ранее обучение чтению очень эффективно
Раннее обучение чтению — это во многом лотерея. У детей раннего возраста еще не сформированы произвольные процессы внимания, памяти и мышления, именно поэтому сложно предугадать результат обучения. Кто-то научиться читать, а кто-то просто потеряет время.
Есть и второй резон: то, что вы будете объяснять трехлетке целый год, шестилетка усвоит за несколько недель. Поэтому нет никакой необходимости целый год учить с малышом буквы, ведь в более взрослом возрасте он выучит те же самые буквы гораздо быстрее.
Так стоит ли тратить целый год, заучивая с трехлеткой все буквы алфавита? Лучше потратить это время на что-то другое: на игру, на развитие речи, внимания, восприятия, памяти и моторики.
Миф 2: раннее чтение развивает интеллект ребенка
Да, когда мы рано учим ребенка читать, то стимулируем развитие его левого полушария. Однако такое форсирование всегда происходит за счет другого ресурса. Например, ребенок может не доиграть и стать взрослым слишком рано. А ему очень важно наиграться, ведь именно так ребенок взрослеет, социализируется, учится думать, чувствовать и воспринимать мир. У каждого возраста свои задачи!
По-настоящему чтение развивает интеллект только в школьном возрасте, когда ребенок начинает через книги познавать окружающий мир.
Раннее обучение чтению не всегда зло, есть дети, которые учатся читать чуть ли не сами в очень юном возрасте, и для них это абсолютно органично. Все дети разные, универсальных рецептов здесь нет. Однако в большинстве случаев нет смысла рано обучать ребенка чтению, это преждевременно, долго и неэффективно.
Вывод: оптимальный возраст для обучения ребенка чтению — 5−6 лет, можно и немного раньше, но не раньше 4.
С детства