Понимание обращенной речи происходит еще в раннем детстве. Однако некоторые дети могут столкнуться с трудностями в этом процессе. Для развития навыков понимания обращенной речи у детей требуется регулярная практика с поддержкой взрослых.
Причины, по которым ребенок не понимает обращенную речь, могут быть разными. Это может быть связано с:
- нарушением слуха (временным или постоянным);
- недостатками слухового восприятия, связанными с проблемами анатомии уха или неразвитостью слуховых нервов (в результате дети могут пропускать или неправильно интерпретировать информацию, передаваемую устной речью);
- ограниченным словарным запасом;
- отсутствием подходящей стимуляции и практики, когда ребенку не предоставляют достаточно возможностей для слушания и общения с окружающими.
Другой возможной причиной является задержка речевого развития, связанная с генетическими или неврологическими проблемами. Также некоторые дети могут испытывать трудности в понимании речи из-за нарушений когнитивных функций.
Нарушение понимания обращенной речи со стороны выглядит как игнорирование ребенком обращения к нему или похоже на то, что ребенок не слышит, что с ним разговаривают.
Чтобы привлечь внимание такого ребенка, необходимо дотронуться до него и, разговаривая, смотреть в глаза. Но часто и этого бывает недостаточно, чтобы он понял, что у него спрашивают. Такой ребенок может механически повторить за взрослым заданный вопрос или некоторые слова из него. Если вопрос построен по-другому, не так, как был задан ранее, ребенок не распознает знакомые слова в непривычной для него последовательности.
- Поэтому, общаясь с такими детьми, необходимо задавать вопрос, выстраивая предложение по-разному: менять слова местами, подбирая синонимы, или полностью изменять конструкцию вопросительного предложения.
Неспособность ребенка понимать обращенную речь является серьезной проблемой, требующей внимания и тщательного комплексного подхода. Игры, карточки и другие инструменты могут быть эффективными средствами взаимодействия и обучения таких детей.
Для обучения новым словам и облегчения понимания обращенной речи могут быть использованы карточки с различными изображениями одного и того же предмета. Зачастую дети с подобным нарушением сложно узнают незнакомое изображение уже знакомого предмета. Например, увидев настоящие лыжи дома, они не всегда могут узнать их изображение на картинке. Или одну картинку они запоминают, обозначая в своем сознании ее словом «лыжи», а другие изображения лыж уже не могут идентифицировать.
Поэтому, изучая с ребенком новые слова, необходимо обязательно показывать ему разные изображения предмета и говорить о том, что он может выглядеть по-разному. Например, яблоко может быть красным, желтым, зеленым, разрезанным, гнилым, маленьким, большим, спелым, нарисованным, сушеным, надгрызанным. И все это — яблоко.
Для работы с таким детьми используются наборы карточек с изображением предметов. Такие карточки облегчают работу, делая ее увлекательной и продуктивной.
Игры, карточки и другие инструменты могут быть полезными вспомогательными средствами в процессе преодоления проблемы нарушения понимания речи. Самое главное — быть терпеливым, поддерживать ребенка и создавать комфортную обстановку для возможности успешного преодоления данной проблемы.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...