Каждый из нас хотя бы раз в жизни, в далеком детстве, гонялся за старшими родственниками с просьбой почитать. Кого не доставали из-за шкафа, дивана, из-под стола с книгой, чтобы привлечь к более насущному на данный момент делу? У кого не отбирали фонарик, калькулятор, а теперь и сотовый телефон, которым вы под одеялом подсвечивали себе вожделенные страницы? В чьих школьных сочинениях «Как я провел лето» не просматривались образы Джима Хокинса, д’Артаньяна, Фродо Бэгенса, наконец? Разве только у телевизионных маньяков?
И все чаще слышим мы теперь от знакомых и незнакомых людей, что детей не заставишь прочитать и страницу. Я имею в виду детей, умеющих читать. И уже преподаватели литературы во многих школах не обращают внимания, что ответы детей, как две капли воды, похожи на текст учебника, а сочинения списаны с рецензий к произведениям, которые они «проходят». Учителя, наверняка, радуются, что было прочтено хотя бы это.
А проблема, на самом деле, в нас, в родителях, которые вовремя не научили ребенка любить печатное слово. Но мы никогда не сдаемся, ведь так? Все в наших руках. Так давайте наверстывать упущенное.
Отчетливо помню, что в детстве мне обязательно читали книжки перед сном. И днем, разумеется, но вечером это было обязательным ритуалом. И никто не нарушал эту традицию. Ни бабушка с дедушкой, ни мама, ни папа. Это было естественно и безусловно.
Когда меня научили читать, а было это до школы, все всегда очень внимательно слушали прочитанное мною, даже если это были «Гуси — лебеди», где «мама и папа ухали», а не «уехали».
Позже мама вообще стала применять запрещенный прием: читала мне что-то очень занимательное, а на самом интересном месте вдруг у нее либо находилось очень важное занятие, либо садился голос… И куда было деваться бедному ребенку? Именно благодаря моим родителям я еще в средних классах прочла «Золотой теленок», «Двенадцать стульев», «Похождения бравого солдата Швейка». Вот так, по очереди с мамой и папой, а потом самостоятельно. Разумеется, до меня не все доходило. Тогда весьма кстати были объяснения родителей. Всегда было очень интересно, и позже многие книги захотелось перечитать. Несмотря на то, что иногда чтение отнимало время подготовки к урокам, мое школьное образование совсем не пострадало, а как раз наоборот.
Пришло время, и «запрещенный прием» пустила в ход уже я, в отношении моей старшей дочери. Помогло замечательно. А теперь я отрабатываю его на младшей. А старшая бросает телевизор и компьютер, когда мы вслух по очереди читаем книжки про Гарри Поттера, которые она давным-давно прочла сама.
Дорогие родители — мамы и папы, дедушки и бабушки, дяди и тети! Читайте детям книжки вслух, не жалейте на это времени и сил. Весьма вероятно, что это очень поможет вам самим и избавит от необходимости убеждать и заставлять ребенка учиться, нанимать репетиторов. Это занятие делает ребенка любознательным, отвлекает от компьютера и телевизора, на хороших литературных примерах учит чадо жизни. Именно из начитанных детей вырастают умники и умницы. Совместное чтение и сопереживание сближает вас с вашими ребятишками. Они будут помнить эти моменты всю жизнь и полюбят читать.
Не знаю насчёт хитрых приёмов, а вот Саша до сих пор прочла только про Гарри Поттера, и то потому, что там шрифт крупнее, чем был в моей хрестоматии за 1 класс. А ведь ей уже 14. И на полке у неё стоят замечательные книжки, мамины ещё, я по своему детству помню именно эти издания, которые брал в библиотеке - полная версия "Путешествия Нильса с дикими гусями" и тому подобные чудесные вещи...
0 Ответить
Спасибо, за статью - за то, что еще раз повторили и проговорили прописные истины.
Может быть, многие увидев заголовок ожидали каких-то особых способов и волшебных рецептов, потому что, как и большинство, пытаясь воспитывать своих детей также как воспитывали нас, мы вроде как не видим результата.
В школе, к сожалению, в настоящее время поставлена установка на достижение результата в ТЕХНИКЕ чтения, а не на осмысление и понимание прочитанного, о чем свидетельствует система оценок при выведении итогового результата за четверть. В первой четверти, дожидаясь своих детей во время общегородской олимпиады и общаясь с родителями из нашего класса, мы к всеобщему удивлению пришли к выводу, что оказывается, почти каждый второй в нашем классе ребенок категорически не желает сам читать вслух. Готовы читать глазами, готовы слушать, но самим читать, это только из-под палки. Вот вам и еще один из аспектов этой проблемы.
Остается только надеяться, что терпение и настойчивость со временем принесут свои плоды, потому что СРЕДА, в которой вырастает человек, формирует сознание лучше любой школы, а ненавязчивый, но настойчивый личный пример семейного окружения воспитывает все самые важные качества человека, формируя его как личность.
Ничего не поделаешь, родительский труд, труд и еще раз труд помноженный на терпение, дисциплину и системную настойчивость.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
А подход к воспитанию один и тот же.Оценка статьи: 3
0 Ответить
Замечательно все вы рассказали! Надо не только детям читать, но и вечерами, хотя бы изредка, устраивать коллективное чтение вслух всей семьей интересных книг. Для меня самое яркое воспоминание детства, когда папа( а он был очень всегда занят) вслух читал нам "Поднятую целину" м. Шолохова. Больше 50 лет прошло, а я все помню, сколько у нас было смеха, когда он читал про Щукаря! И совершенно верно, что если родители сами не читают, дети тоже будут мало читать, они же берут пример с родителей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, вы правильно заметили, что проблема скорее не в детях, а их родителях. Родители не просто должны обязательно читать детям в слух, они должны любить читать. Дети в первую очередь берут пример с родителей
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Все верно. Я только "за". Хотя очень часто родители ленятся
0 Ответить
Кто-то ленится,кто-то устает. Главное, чтобы если даже возник перерыв 1-2 дня, не втягиваться в это состояние. Ради любимого дитятка и благой цели можно и позаставлять себя. Потом понравится.
А еще мы иногда читаем интересные фрагменты взрослых книг. Которые "еще рано", но момент или ситуация интересная, жизненная. Детям нравится.
0 Ответить
Тема исключительно важная - спасибо, Елена, что занялись ею. "Запрещенный прием" из статьи у нас в семье тоже использовался, но в другой технике: договаривались, кто по сколько читает - это в моем детстве Может, потому, что у нас как раз конкуренция была за то, чтобы читать другим? А с дочкой - как раз по вашей методике. Пятерочку Вам поставила.
К Гарри у меня, правда, сложное отношение. Не запрещала дочери читать, но вслух не читала и сама прочитывала тоже, чтобы быть в курсе, какого воплощения "волшебных" действий можно ожидать в доме. Самая проблематичная (на мой взгляд) книга из этой серии - про Орден Феникса...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Старшенькая сказала, что Гарри с возрастом все большим психом делается . А сама ведет себя, как настоящий подросток. Может Роллинг их в школе насмотрелась, вот и пишет теперь, под впечатлением..
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полностью с вами солидарен, только Гарри Поттер вызывает сомнение. 5.
Кто-то вам единицу влепил, не переживайте, на ШЖ это явление не редкое. Наверное, человек читать не любит или умеет только по слогам.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, Гарри Поттер, для меня, не серьезно, сомнительное чтиво. Это точно. А деточкам нравится. И написан он живенько так. Для привития любви к чтению, для навыка и привычки - пойдет. А еще там шрифт крупный , ребенку читать удобно.
Что до единицы - «Успех – это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом». Черчиль сказал . И я уже не в том возрасте, чтобы по такому поводу загружаться. Спасибо за поддержку .
0 Ответить