Екатерина Сумина Профессионал

Как правильно сдавать экзамен?

Итак, наступил тот знаменательный день, который вы ждали с таким мандражом и волнением. Вроде бы материал усвоен/шпаргалки готовы, форма одежды тщательно продумана, осталась самая малость — сдать, наконец, этот экзамен.

Одно из самых важных правил: на экзамен нельзя опаздывать! Лучше всего приходить минут на 10−15 раньше назначенного времени. Так вы успеете морально подготовиться к предстоящему испытанию и, в то же время, не придется долго нервничать, ожидая его начала.

Не стоит бросаться на амбразуры в числе первых, но и сидеть в коридоре до последнего тоже не нужно. Лучше подождать, когда отмучаются самые отчаянные, и допросить их на предмет того, в каком настроении сегодня преподаватель, как он относится к шпаргалкам и какие дополнительные вопросы задает. После этого, приняв полученную информацию к сведению, заходите в аудиторию, где проходит экзамен.

Войдя в аудиторию, не пытайтесь согнать с места, которое вы облюбовали для себя, другого студента, даже если оно менее всех остальных доступно для взора преподавателя. Выберите другое безопасное место где-нибудь в серединке, за спинами коллег и подальше от экзаменатора, но не за последними партами, так как это будет выглядеть подозрительно в глазах преподавателя.

Выбирая один из билетов, не ройтесь в них слишком долго и не делайте недовольное выражение лица, даже если вам попался не самый удачный билет.

Получив, наконец, свой билет, начинайте готовиться к ответу. Если вам необходимо воспользоваться шпаргалкой, то доставайте ее осторожно, но при этом не делайте слишком испуганное лицо, быстренько используйте ее и аккуратно спрячьте.

Когда наступит время выйти отвечать, обязательно следуйте этим правилам:

1. Спокойным голосом зачитайте вопросы билета, изложите план, по которому будете отвечать, и после этого начинайте говорить по существу, т. е. отвечайте непосредственно на поставленный вопрос. Не стоит при этом слишком размахивать руками от избытка чувств. Старайтесь как можно реже подглядывать в записи, которые вы сделали, готовясь к ответу.

2. Говорите правильным литературным языком, внятно, не слишком медленно, но и не тараторьте. Исключите из своей речи, хотя бы на время ответа, слова-паразиты. Старайтесь не делать длинных пауз между словами и, тем более, не молчать. Используйте, но только к месту, специальные термины.

3. Сидите прямо, не разваливайтесь на стуле. Не сцепляйте руки в замок и не размахивайте ими. Голова должна быть повернута в сторону экзаменатора, а не куда-то вбок. Не избегайте взгляда преподавателя, но и не стоит смотреть на него немигающим наглым взором.

4. Если вы чего-то не знаете, не стоит нести околесицу, давать заведомо неправильный ответ или молчать. Попробуйте проскочить неудобную тему и переходите к следующей части вопроса. Если преподаватель задает дополнительный вопрос, обдумайте его пару секунд, после этого отвечайте спокойным и уверенным голосом.

5. При ответе почаще употребляйте вводные конструкции, такие как: «Я думаю, что…», «Насколько я помню…», «Мне кажется, что автор хотел сказать…», «Если я не ошибаюсь…» и т. д. Ваша задача показать, что вы не просто вызубрили материал, но и имеете на все изученное свою точку зрения.

6. Говорите многозначительно. Экзаменатор должен заметить, что вы делаете запинки не из-за того, что не в состоянии вспомнить хоть какую-то минимальную информацию по теме, а напротив, не знаете, как наилучшим образом выразить огромное многообразие накопленных знаний.

7. Не спорьте с экзаменатором, наоборот, покажите, что полностью и во всем поддерживаете его точку зрения по данному вопросу. Правда, заискивать и лебезить перед преподавателем тоже не стоит, ищите золотую середину.

Итак, теперь вы знаете, и как подготовиться к любому экзамену с максимальной эффективностью, и как, собственно, вознаградить себя за все усилия и старания и успешно его сдать. Надеюсь, что эта информация окажется для вас полезной. Ни пуха, ни пера!

Обновлено 2.06.2017
Статья размещена на сайте 30.12.2007

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Только не подумайте, что я семейства ботаниковидных. Я просто люблю свою профессию и практика того требует ежедневно

  • Я соглашусь с Алексеем! Ну нет единых правил по этому делу. Я на прошлой сессии сдавала экзамены - пошла в середине (как обычно) - этот экзамен я знала отлично и была на все сто готова, билет полностью раскрыла, а она даже вопроса не задала - четыре влепила (беременная она была - гармоны видно).
    У всех студентов свои методы, адаптированные к каждому учебному заведению и к каждому преподавателя, и тут есть доля риска. Даже если все прочухано про препода, всегда остается доля риска - преподы тоже люди.
    Я одно правило за всю свою учебу усвоила - никогда нельзя казаться умнее преподавателя - материал знать, но препод должен себя чувствовать в своем предмете гуру - оценка на все сто будет отличная (если препод не беременная )

  • Некоторые моменты зависят полностью от преподавателя. Например:

    1) Студенты, идущие в числе первых - либо однозначно получают завышенную оценку, либо наоборт - попадают под наиболее яростный обстрел.
    2) Студенты, идущие ближе к концу. Принимает ли преподаватель эказмен дольше обозначенного времени? Если нет, то быстро "валит" оставшихся или же проставляет хорошие оценки, чтобы закончить?
    3) По поводу мест. Есть экзаменаторы, которые не следят за первыми партами вообще (максимум скользят взглядом), зато остальные места подвергаются тотальному контролю и уничтожению всех шпаргалок.
    4) «Я думаю, что…», «Насколько я помню…», «Мне кажется, что автор хотел сказать…», «Если я не ошибаюсь…».
    Эти конструкции легко наводят преподавателя на мысль о том, что студент неуверен в своих знаниях и пытается прикрыть возможное отступление.

    Вывод: всю информацию о преподавателе необходимо узнать заранее. Не от сдавших за час перед вами студентов, а от предыдущих групп, предыдущих курсов. И уже отталкиваясь от нее делать выводы о том, насколько рано необходимо прийти (иногда лучше прийти за 2 часа, но занять оптимальную для списывания позицию), как вести себя с экзаменатором (например, на экзамене часто существует дискриминация по половому признаку) и так далее.