Обучать-то обучают, но обучить мало, надо увлечь. Некоторые родители, умилившись виду соседского ребенка, склонившегося над книжкой, гневно ругают свою «бестолочь» и устанавливают сыну или дочке «стахановскую» норму. Пока не прочитаешь пять страниц — из дому ни шагу.
Конечно, прочитает, куда же деваться. Но эффект от такого чтения будет прямо противоположным ожидаемому. Читая «из-под палки» ребенок в лучшем случает просто не станет вникать в суть прочитанного. А в худшем — вообще может получить нервное расстройство, сопровождающееся стойким неприятием любого обучения.
Многие дети, обученные по стандартным школьным методикам, не умеют работать с текстом. У них узкое поле зрения, а образное мышление не развито. Пыхтят и «зубрят» главы и параграфы, не понимая, что нужно уловить суть.
Но ведь «вызубрить» текст — работенка не из легких. Трудно ожидать от смертельно уставшего над ненавистным учебником ребенка лояльного отношения к книге и чтению. А между тем, практически любого можно превратить в книголюба, если убедительно показать, насколько интересным может быть процесс чтения и как много можно узнать, не прилагая титанических усилий.
Центры интеллектуального развития, используя игровые методы, достигают впечатляющих результатов. Скорость чтения ребенка возрастает в два-три раза, причем все прочитанное легко усваивается и надолго остается в памяти.
Что же делать, если подобное «удовольствие» по каким-то причинам недоступно? Попытаться увлечь ребенка самостоятельно.
Никогда не заставляйте его читать только «полезные» книжки. Смиритесь с комиксами и используйте их. В дополнение к коротким текстам предложите придумать собственные варианты описания «картиночных» событий.
Если видите, что над книгой ребенок откровенно скучает, не заставляйте его дочитывать. Чтение должно ассоциироваться только с чувством удовольствия.
Не критикуйте «прохладное отношение» к чтению. У современных детей есть много других источников информации, отношения с которыми складываются успешнее. Критика только усугубит арьергардную позицию печатного слова.
Читайте сами. Пример чтения «про себя» может спровоцировать желание познать, что это за удовольствие.
Используйте «неоконченное действие». Читая вслух для ребенка, под благовидным предлогом прекратите чтение на «самом интересном» месте и предложите ему узнать «что дальше» самостоятельно. Когда «освободитесь», попросите ребенка рассказать, «чем же все закончилось». Ведь вам тоже было интересно.
Устройте своему ребенку «личную библиотеку». Необязательно закупать тонны детской литературы. Просто соберите все его книжки в одно место.
Когда возможности домашнего книгохранилища окажутся исчерпанными, запишите ребенка в публичную библиотеку, обставив это как праздник.
В крайнем случае, если испытываете острый дефицит времени, используйте детские аудиокниги и караоке. Конечно, это не полноценное чтение, но тоже может быть полезно. Например, билингвистические (записанные на двух языках) аудиокниги могут вызвать интерес к изучению иностранного языка.
Удачи и успехов в воспитании юных книголюбов.
Мне кажется, в тексте нет самого главного - как же происходит это самое "увлечение" чтением. А меж тем это увлечение начинается тогда, когда исчезают сами технические проблемы. Как то - достигается необходимая скорость чтения. Чтобы чтение стало автоматическим, чтобы ребенок перестал тратить все свои силы на процесс чтения и начал получать удовольствие от прочитанного.
Опять же, сейчас ширится движение за отказ от телевидения. Телевизор составляет страшную конкуренцию книге. Он не требует труда при добыче информации, как это имеет место с книгой газетой, прочими текстами.
0 Ответить
Увлечь чтением можно и нужно с рождения И, естественно, когда придет техника чтения и оно станет автоматическим, тоже уже можно более целенаправлено следить за кругом чтения ребенка, что-то ему советовать и тп
0 Ответить