Методы получения финансирования школ самые разнообразные: от хождения «с шапкой» по спонсорам и откровенного попрошайничества до примитивной коммерческой деятельности в виде сдачи в аренду неиспользуемых помещений, гаражей, коммерческое использование принадлежащей школе техники
Как «заработать на детях»? Для начала делим вопрос на две большие части: материальное производство и интеллектуальная деятельность. Конечно, деление это весьма условно, но оно поможет нам проще понять сущность проблемы. Итак, на базе существующих кабинетов трудового обучения формируется детское объединение (кооператив), задачей которого становится создание материальных ценностей с целью извлечения прибыли.
Живой пример: швейная мастерская школы заключает договор со швейной фабрикой на пошив 2000 пар перчаток в течение месяца из кроя заказчика на собственном оборудовании. Естественно, швейная фабрика оплачивает первые несколько договоров «по минимуму». Однако, если качество продукции приемлемое, расценки непременно повысятся, поскольку, особенно в небольших населенных пунктах, дефицит рабочей силы ужасающий.
Кстати, именно по этой же причине большинство работающих промышленных предприятий сегодня вполне серьезно отнесутся к предложениям о сотрудничестве, необходимо только грамотно и предельно просто изложить цели сотрудничества, методы реализации, сроки и результат. Как правило, выгода обоих сторон отдельно оговаривается в конце. Проекты типа «Дайте нам 20 миллионов, мы построим цех, купим станки и начнем работу» почему-то обычно не проходят.
При реализации подобного проекта школьники получают:
первую самостоятельную зарплату;
опыт работы на малом предприятии;
основы профессии;
представление об организации малого бизнеса, конкуренции, маркетинге и многих других полезных вещах.
Школа имеет:
оплату амортизации оборудования;
арендную плату за использование помещения как источник дополнительного дохода.
Важно знать, что попытки привлечь детей работать «за идею», то есть когда вся их заработная плата перекочевывает в «казну» школы, не только неэтичны, но и вредны, поскольку формируют у ребенка неправильное представление об экономической модели общества.
Останавливаться на деятельности «для мальчиков», полагаю, не стоит. Если есть материально-техническая база, желание работать и немного творческого мышления, проблема решается сама собой. Если нет творческого мышления — пишите список всех ваших станков с исчерпывающим перечнем всей возможной производимой продукции и посылайте ксерокс во все предприятия города. Заказ обеспечен.
Интересно, что практически не встречается случаев принудительного вовлечения детей в работу подобного рода кооперативов. Часть детей активно трудится, дабы уравнять свое материальное положение с более обеспеченными одноклассниками, часть детей просто активно стремится к «настоящему делу», что вполне естественно в процессе взросления. Наиболее успешный возраст организации кооперативов-10−16 лет.
Интеллектуальная деятельность, востребованная работа в сфере «высоких технологий» всегда имеет спрос.
Наиболее примитивная: набор и редактирование текста, сканирование и ксерокопирование документов, рассылка электронной почты. Как правило, минимум необходимой техники есть в любой средней школе.
Работа средней сложности: работа с графикой, ретушь фотографий, создание коллажей, распечатка цветных изображений и фотографий, создание фильмов, декодирование VHS в DVD, поиск информации в Интернет, консультационные услуги.
Работа повышенной сложности: создание сайтов, поддержка интернет-проектов.
Но есть в этой сфере деятельности несколько подводных камней. Первый — не превратить свое объединение в примитивный игровой клуб. Поскольку в этом случае цель (прибыль) не оправдывает средств (снижение уровня и интенсивности интеллектуального развития детей). Второй — по мере перехода к более сложной работе ваши «работники» все меньше и меньше нуждаются в вас и стремятся к самостоятельности. Сложно отслеживать и финансовые потоки, поскольку часто соглашения заключаются напрямую с исполнителем, минуя кооператив.
В данном случае особенно хорошо дробить единую задачу на несколько небольших техзаданий для нескольких человек. Повышается и скорость, и качество, когда несколько ребят собирают готовый проект, легче исправить ошибки. Солидный бонус в качестве практических навыков в будущей профессии для ребенка перекрывает с лихвой все недостатки.
Школьные кооперативы получают все большее распространение. Благодаря подобным формам выживает школа, решают кадровую проблему предприятия, приобретают важные жизненные навыки дети. Так что, узнав, что кто-то собирается зарабатывать на вашем ребенке, не спешите бороться за его права. Вполне возможно, что наибольшую пользу от этого получит именно ребенок.
У нас в школе учитель труда организовал такой кооператив. Его продукция, в частности, реализовывалась на праздничных мероприятиях по всему административному округу, не было домового клуба и будочки консьержки, которые бы она не украшала, не говоря уж об учительских столах во всех школах, да и в квартирах нередко встречалась, но тут ещё тот факт, что в коопееративе трудились многие школьники района, причём чуть ли не половина числилась учащимися других школ. А наш трудовик и мастерские, станки для которых он своими руками собрал, а материал - древесину самолично в лесу из сухостоя и поваленных стволов разыскивал, одно время на пол-Москвы были известны.
0 Ответить