С одной стороны, договориться с периодическим изданием проще, чем с «книжным» издательством. Гораздо выше мобильность, и если вдруг опубликованный рассказ оказался не так читаем, как хотелось бы — ничего особо страшного. Это ведь не книжный неликвид. С другой стороны — здесь есть свои нюансы.
Одним из таких нюансов является объем текста. Если «книжное» издательство ограничивает объем романа, к примеру, 15 а.л., то это не значит, что роман объемом 16 а.л. не примут. Декларированные 15 а.л. являются минимальным объемом для данного издательства. Но вот полоса газеты растягиваться не может. И если в ней 10 тыс. знаков с пробелами, то это именно 10 тыс., и ни на один знак больше. Меньше — возможно. Более «мелкий» текст может полностью занять полосу за счет иллюстрации. Но следует помнить, что слишком большая иллюстрация может «забить» текст. Он попросту потеряется на ее фоне.
Для того чтобы не промахнуться с объемом текста для газетной полосы, нужно посмотреть — сколько знаков помещается на полосе облюбованного издания с учетом наличия иллюстраций. Желательно выбрать не ту полосу, где публикуется журналистский материал, а ту, на которую вы хотите попасть. И именно ее обсчитывать.
С журналом — та же проблема. Необходимо высчитывать количество знаков на странице. Обычно журнальные издания стараются принимать такие художественные тексты, которые не займут больше разворота (2 страницы). Есть, конечно, исключения. Например, наличие тематической рубрики в журнале одновременно и расширяет, и сужает вариации по объему текста. Сужает — потому, что какой бы золотой не был текст, он не должен занимать места больше, чем отведено под рубрику. С другой стороны, в таких случаях обычно предусматривается место для нескольких текстов, и если текст особо хорош, то для него может быть выделено больше места (в пределах рубрики!) за счет сокращения количества других текстов или размещения вместе с ним текстов меньшего объема.
Если вы думаете, что можно взять хороший (пусть даже очень хороший) рассказ, разделить его на две части и напечатать «Продолжение следует», то вы ошибаетесь. Случается, конечно, что редактор какого-либо журнала так очаруется текстом, что примет-таки подобный рассказ «с продолжением» для публикации в нескольких номерах, но вероятность этого исчезающе мала. Периодика — литература одного дня. Поэтому не рекомендуется откладывать на завтра то, что можно сказать (и напечатать) сегодня.
Но есть и прямо противоположный случай с объемом и с «Продолжение следует» — специализированные литературные журналы. Маленькое эссе, которое с удовольствием возьмет газета или журнал соответствующего направления, для литературного журнала обычно не подходит. Кроме того, у каждого подобного журнала есть определенные критерии отбора текстов, напоминающие отбор текстов в книжные серии издательств.
Существуют и жанровые ограничения. К примеру, серьезные литературные журналы не публикуют фантастику. В то же время, журнал, специализирующийся на фантастике и фэнтэзи не возьмет рассказ Чехова, несмотря на несомненный талант и подходящий объем. Такая специализация проверяется простым просмотром издания. Просмотр 2−3 номеров даст достаточно полное представление о том, какие жанры предпочитает данная редакция, и какие ограничения по объему существуют.
Что же касается «Продолжение следует», то в подобном издании это — вполне возможный вариант. Литературные журналы оперируют довольно большими объемами текстов и могут опубликовать не только рассказ, но и повесть, разбив ее на несколько номеров. Потому что подобные издания, являясь периодикой, тем не менее — не однодневки.
Вернемся к обычной периодике.
Очень важна направленность издания. Ведь даже если периодическое издание публикует художественные тексты, это не означает, что оно публикует все тексты, любого жанра. Например, «Техника молодежи» публикует фантастические рассказы, и предлагать туда женскую прозу или детектив бесполезно. Разве что любовная интрига или детективная история разворачивается где-то в космических глубинах или иных мирах. То есть, фантастику нужно предлагать в основном в издания технической направленности, женскую прозу — в женские журналы и газеты и так далее. Или — в соответствующие литературные издания.
Теперь — как предлагать.
В письменном виде. Не стоит ходить по редакциям с распечатанным рассказом в руках. Редакторы периодических изданий заняты так же (если не больше), как и редакторы «книжных» издательств. И если каждый автор будет пытаться лично рассказать о том, как он пришел к идее данного текста, то у них совершенно не останется времени на собственно работу.
Для того чтобы предложить свое произведение, нужно составить письмо-предложение, в котором указать: свои личные данные (Ф.И.О., почтовый адрес, телефоны, электронный адрес), перечислить «регалии» (в каких изданиях и когда были публикации), указать свою жанровую специализацию, жанр предлагаемого произведения и его объем. И, конечно, вежливое заключение «Надеюсь, вас заинтересует мой рассказ…». И — не забыть подписаться.
Такое письмо (вместе с прикрепленным к нему текстом) можно отправить по электронной почте (адрес имеется на сайте издания или, если сайт по каким-либо причинам недоступен, можно посмотреть там, где печатаются выходные данные издания). Можно отправить и обычной почтой. В этом случае письмо распечатывается отдельно от текста (на отдельном листе).
Отправка электронной почтой предпочтительнее. Во-первых, не нужно возиться с распечатыванием, во-вторых — оперативность отправки и получения, в-третьих, начало диалога по электронной почте позволит в дальнейшем задавать по той же почте вопрос о судьбе текста, в-четвертых, рукопись, посланная по электронной почте, почти никогда не теряется в редакции.
Есть еще момент «в-пятых»… Любое издание предупреждает: «рукописи не рецензируются и не возвращаются». Оптимальным является отправка текста сразу в несколько изданий. Это ж сколько бумаги придется потратить на обычную почту! Кроме того, я не могу забыть слова одного редактора журнала: «Ты знаешь, когда мы начали печатать рассказы, издательство перестало тратиться на туалетную бумагу. Одна проблема — в последнее время бумага стала уж очень гладкой…». Смех смехом, но я, собираясь отправить текст, каждый раз вспоминаю эти слова. И руки сами тянутся к компьютеру, а не к конверту.
Отправляя текст по электронной почте, не забудьте указать тему письма. Например, «Письмо от автора». Письмо без темы, но с прикрепленным файлом, может автоматически быть признано спамом, и читать его (а уж тем более — прикрепленный текст) никто не будет.
После отправки остается только выждать 1−1,5 месяца и начинать задавать вопросы редакции. Задавать вопросы на второй день (и даже на вторую неделю) после отправки не рекомендуется. Таким образом можно добиться только того, что текст будет отвергнут.
Собираясь поскандалить с редакцией по поводу слишком долгого рассмотрения текста, нужно вспомнить, что авторов по определению больше, чем изданий. Следовательно, издание без вас сможет обойтись. А вы без него?
Удачных вам публикаций и компетентных редакторов!
интересные.
Столько гамна перерыл, чтобы урвать мааааленький кусочек по теме. Тут на этой шаражке везде так?
0 Ответить
Интересные рекомендации. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
София, речь идет о гонорарных изданиях?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Исключительно о них.
Там, где гонорары не платят, все гораздо проще. А уж там, где принцип "за свой счет"... там вообще думать не нужно.
0 Ответить
Ну потому-то я и спросила.
Вы советуете отправлять текст одновременно в разные издательства.
Вопрос: как быть, если несколько газет (журналов) уведомят автора о том, что текст пойдет в таком-то номере (месяце)?
(Собственно, чтобы исключить подобное, я категорически не рекомендую рассылать один текст одновременно в разные журналы (газеты). Если же приходится это делать, важно рассылать каждое письмо отдельно, в смысле не по списку адресов. Во многих изданиях такие письма даже читать не станут. Но я с "художкой" дела не имела, поэтому интересуюсь нюансами.)
И насчет темы письма. В редакции очень трудно найти среди сотен писем нужное, если в теме указано: "Письмо автора". Желательно какой-нибудь маячок добавить. Это пригодится, когда автор захочет узнать о судьбе рукописи, - редактору легче отыскать; есть и другие причины, почему это стоит делать.
Это я не в порядке спора, а в целях обмена опытом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вау, да я буду только рад, если мой текст пойдет в разных издательствах, пусть даже в один и тот же месяц.
Кроме того, можно предупредить редакцию о том. что в таком-то издании в этот месяц выходит моя статья.
К тому же, издательства могут быть далеко от друг друга территориально, и уж у каждого из них своя целевая аудитория, большая часть которой уж точно не читает какой нибудь другой журнал.
Я думаю, что ничего страшного в этом нет.
А вот то, что в письме надо указывать и тему статьи, с этим согласен на 100%!
0 Ответить
Михаил, фокус в том, что здесь идет речь исключительно о художественных текстах. О рассказах, к примеру. Не "как предложить статью журналу", а - как предложить журналу или газете художественный текст. Нюансы подобного предложения несколько отличаются от предложения журналистского или учебно-популярного материала.
0 Ответить
Значит, по пунктам
Одновременная отсылка...
С художественными текстами практически никогда не получается так, чтобы одновременно приняло несколько изданий. Тиражи у них разные, периодичность выхода разная. Получается, что даже если один текст принимают, скажем, два издания, то между публикациями есть промежуток. И - довольно существенный. А авторские права сохраняются... то есть, тут нет такого, как с книгами, что автор не имеет права оговоренный срок куда-то текст продавать. И еще момент - художественные тексты периодика берет очень туго. Например, та же "Техника молодежи", ежемесячник, в номере публикует 2-3 небольших рассказика. А желающих попасть - очень, очень много. В результате периодичность публикаций таких рассказов расписана надолго вперед. Там даже ограничение есть - один автор не более раза в полгода. И так - почти везде. Чтобы нарваться на одновременную приемку - это должно быть достаточно редкое совпадение условий. А с такими сложностями приемки вообще - приходится делать рассылку веером, иначе один рассказ может пристраиваться годами. Ведь рассматривают иногда месяцами.
Со статьями расклад другой. Их действительно ни в коем случае не нужно предлагать сразу нескольким изданиям. Разве что если там свои редакторы, знакомые, с которыми уже приходилось работать. И, конечно, предупреждать их об одновременном предложении. Но журналистские материалы печатаются куда как охотнее периодикой, чем вся художка вместе взятая, и решается вопрос с ними гораздо быстрее. Тут налететь на одновременную приемку - довольно высокая вероятность. И смысла рисковать не имеет никакого. Вы совершенно правы.
А вот насчет того, чтоб отдельным письмом посылать - истинная правда! Мне даже в голову не пришло это отдельно отметить, казалось естественным. Рассылка по списку - недопустима категорически!
Тема письма... нужно, кстати, действительно добавить Но вообще-то и "Письмо от автора" находят довольно быстро, если указать дату, когда письмо было отправлено, и что в нем содержалось. Проверено
0 Ответить
Спасибо за такой подробный ответ! Очень интересно.
А вот насчет того, чтоб отдельным письмом посылать - истинная правда! Мне даже в голову не пришло это отдельно отметить, казалось естественным.
Приходит очень много таких писем.
Но вообще-то и "Письмо от автора" находят довольно быстро, если указать дату, когда письмо было отправлено, и что в нем содержалось. Проверено.
Бывает, редактор сам хочет найти письмо какого-то автора, а когда это письмо приходило, кто автор - хоть убей! Сидишь и открываешь подряд все письма. Горький опыт.
Оценка статьи: 5
0 Ответить