Поэтому хотелось бы внести нотки разума в благие родительские намерения по раннему развитию (все эти эксперименты с ранним обучением, как правило, обрушиваются на голову первенцев молодых амбициозных мам, реже инициатива исходит от пап) и рассказать об основах детской психологии и физиологии, чтобы получить ответ на вопрос о том, «когда же начинать».
Начнем с любимого родительского занятия — обучения чтению. Конечно, умилительна (для неспециалиста) картина, когда 1,5−2-годовалый малыш воспроизводит алфавит. Однако — всему свое время. Ребенок готов учиться чтению тогда, когда он начинает четко говорить. То есть правы большинство педагогов (и Никитины, и Зайцев, и многие другие авторы) — начинать обучение чтению имеет смысл не ранее 3 лет. Это в среднем. Есть дети, которые уже в год с небольшим имеют вполне развитую речь и способны читать уже к двум — но таких очень и очень немного, большинство деток «созревают» к 3, а некоторые — только к 4 годам. Уточню: начинать обучение — это означает начинать учить буквы. Читать ребенок все равно будет существенно позже.
Действительно, до того момента, как у ребенка сформируется способность к абстрактному мышлению, он вполне может заучить и буквы, и слова, но это просто фотографическая память, а не осознанное понимание. Ведь физиологически малыш еще не способен лет до трех мыслить абстрактно и понимать, что вот эта штучка означает А, эта — Б… Таковы особенности развития головного мозга человека, и, каковы бы ни были амбиции родителей, «выше головы» ребенка не прыгнешь. Мы ведь не учим ребенка ходить сразу после рождения, понимая, что организм не готов. Почему же такого понимания нет в отношении развития способностей психики и интеллекта?
Ребенок, который учится читать до 3 лет, и тот, что учится после этого возраста, делают это принципиально по-разному. В первом случае — за счет памяти, во втором — за счет абстрактного мышления. Но далеко не всем деткам от природы дана возможность научиться читать в раннем возрасте. А если родители жмут, можно получить и обратный результат — отвращение к чтению и учебе вообще.
А самое главное: да, можно научить читать в 1,5−2 года (если у ребенка развита речь) — но какова цель? Что это даст практически? Польстит родительскому самолюбию? Или дите в 2 года начнет читать запоем? Раньше 4−5 лет этого все равно не произойдет — опять-таки, в силу особенностей развития детской психики.
С другой стороны, после 6 тоже поздновато: доказанный факт, что ребенку в 7−8 лет учиться читать на порядок сложнее, чем 5−6 летнему. Поэтому не зря современные школы требуют от поступающих в первый класс хотя бы чтения по слогам.
Так что интервал понятен, надеюсь. А спешить ни к чему… Просто получайте удовольствие от общения с вашим ребенком. Неужели вы меньше будете его любить, если он в полтора года не выучит буквы?
Многие родители мотивируют свои попытки с пеленок учить читать тем фактом, что, мол, самому ребенку интересно — пальчиком в буквы тычет. Но не надо решать за ребенка, что именно ему интересно! Дите в полтора года тычет пальчиком решительно во все, ему интересно ВСЕ! Но если оно покажет на микроскоп или телескоп, мы же не кидаемся объяснять ему микробиологию или астрономию. А если буквы, то тут же сажаем за алфавит. Парадокс. Как будто это легче (в понимании ребенка года с небольшим — одинаково).
Важно не столько раннее, сколько своевременное развитие. Соответствующее возрасту. Причем следует помнить, что у всех деток возрастные особенности развития разные. И если соседская девочка читает в 2 года, нет смысла переживать, что ваш ребенок в 2,5−3 даже говорит еще с трудом — просто у них разные темпы развития. Так же как и для родителей такой девочки это не повод смотреть свысока на менее «продвинутых» детишек. Для ребенка, который рано заговорил (в год с небольшим), обучение чтению в 2−3 года не будет слишком ранним (хотя не факт, что это будет ему интересно). Для ребенка же, который заговорил в 3 — это не просто рано, это преждевременно и неэффективно.
Причем все дело тут именно в приоритетах: если во главе угла «научить», выработать навык чтения — это амбиции родителей и не более того. Если упор делается на побуждение ребенка к познанию, выработку познавательной активности — это конструктивный подход, достойный уважения.
Для меня огромная разница именно в том, от кого исходит познавательная инициатива: от самого ребенка, или от родителей. Если малыш хочет научиться читать или считать сам, если он пересчитывает даже конфеты в коробке — значит, это его интерес. Если же мама в год с копейками усаживает его за азбуку — это её инициатива.
Не надо все делать за ребенка, оставьте ему шанс прожить жизнь по собственному сценарию, а не по навязанному родителями. Ребенок сам вправе выбрать, на что и когда обратить свое внимание.
Проведу аналогию со школьным возрастом: «физику» нечего делать в специализированном классе для «гуманитариев», равно как и наоборот. Но как понять в первом классе, что ему ближе? Так же и в год обучать буквам — а если ему рисовать интереснее? (Заодно и моторика разовьется, опять-таки, быстрее заговорит). Или он вообще категорически не гуманитарий? Дети ведь разные. Итак, еще один важный момент — раннее развитие должно быть в соответствии с природными наклонностями ребенка.
А вот насчет готовности к письму — могу сказать, что все добросовестные специалисты (особенно не заинтересованные материально в «развивании» вашего ребенка) рекомендуют до 7 лет не учить ребенка писать (максимум — печатные буквы), а, что называется, «готовить руку к письму»: в игровой форме учиться рисовать элементы, которые потом пригодятся для написания букв. Если родители не являются педагогами соответствующего профиля, учить писать лучше и не начинать, поскольку переучивать намного сложнее, чем учить.
Разница в том, что готовить ручку к письму — это одно, а учить писать — совсем другое. И до 6 лет — рано. Мускулатура и строение кисти еще не готовы, и именно к 7 годам полностью формируются физиологическая база: рука ребенка до этого возраста просто не готова к такого рода нагрузке. Как не готов сидеть ребенок в 3 месяца или ходить в полгода.
При рисовании и при письме письменными буквами задействованы различные группы мышц руки. Если замечали, даже рисование ребенок осваивает «этапами» — в совсем малышовом возрасте они рисуют «от плеча», позже — «от локтя», размашистыми движениями, лучше всего — на больших пространствах. Потому-то наши детки так любят рисовать на стенах — для них именно так удобнее всего (кстати, отучить легко: купить детский мольберт или вешать на стены большие листы, разрешая рисовать только там).
Потом приходят более точные движения, но все равно лет до 6−7 ребенок рисует не пальчиками, а всей кистью. Поэтому да, многие детки умеют писать печатные буквы, но письменные — это совсем другая техника исполнения. Кроме того, для письма необходимо полное развитие всех мышц кисти, а еще — умение правильно ориентироваться в графическом пространстве. Чем больше малыш занимался лепкой, вырезанием, раскрашиванием, тем легче ему будет научиться писать. А учителя (нормальные учителя) борются не за красоту почерка, а за легкость обучения слитному письму — это разные вещи.
Итак, милые мамы и уважаемые папы, памятка для родителей: в сложном и ответственном деле обучения не может быть никаких ориентиров на «нормы» и тем более — на достижения чужих детей. Ориентируйтесь только на своего ребенка: его желания, его склонности и предпочтения должны вести вас в этом море, а отнюдь не собственные амбиции. Успехов!
я до школы была лучшим читателем детской библиотеки, причем читать научилась сама. Папа регулярно покупал мне детские книги и понемногу учил меня понимать текст по предложениям. Все остальное делал мой интерес к чтению. В библиотеке меня просили пересказать содержание взятой книги и я делала это с удовольствием. Так что не было никакого принуждения, а только одно удовольствие. Но моего брата невозможно было научить читать. Он всячески отлынивал от этого, но зато любил слушать рассказы. Уже став взрослым, он совсем перестал читать. В одной семье -два разных ребенка.
0 Ответить
Да, любить и помогать, быть внимательными. Очень приятно было прочитать Вашу статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Е, спасибо. очень интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья,
очень хорошая статья!
Можно добавлю свое мнение?
Я считаю, что развитие ребенка зависит от 3 факторов, неразрывно связанных друг с другом:
- не только от способностей ребенка (это первый фактор),
- но и от возможностей, желания и терпения родителей (второй фактор)
- и правильной методики (подхода) к обучению (не деспотично, а тактично) (3-й).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Совершенно согласна.
0 Ответить
Наталья Проценко, Не надо все делать за ребенка, оставьте ему шанс прожить жизнь по собственному сценарию, а не по навязанному родителями. Ребенок сам вправе выбрать, на что и когда обратить свое внимание.
Замечательная статья. Выводы такие справедливы для ребенка, любого возраста..))
0 Ответить
Интересно, автор прояснила одну непонятку, которую я наблюдал - девочка в примерно в 2,5 года очень хорошо разговаривала, практически правильно произносила Р. Буквы (с десяток) и цифры запоминала мгновенно, думали - рано начнет читать. Далее - традиционная нехватка времени - мультики по видухе с утра до вечера. В результате после 3-х стала говорить хуже, а буквы совсем забыла и интерес к ним пропал. Сейчас после 4-х - снова пытаемся в игровой форме заучить буквы (при счете иногда перескакивает, но прибавляет/вычитает в приделах 10) - идет с трудом. Хоть строит фразы по-взрослому и интонации взрослого человека.
Кстати, как мне показалось - мальчики развиваются медленнее и у них нет таких скачков.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мальчики - да, развиваются чуть медленнее девочек - в среднем, конечно, не без исключений.
Но скачками развиваются абсолютно ВСЕ дети - вне зависимости от пола.
А что касается девочки в Вашем примере, то мультики - это и есть ответ на вопрос о том, почему интерес к чтению пропал. Тут аналогия та же, что и с соской: дают детям соску - они перестают брать грудь: ведь из соски сосать легче. Так и с мультами: там уже все разложено по полочкам и даже дополнено видеорядом... Чтение не конкурет, о чем речь - ведь, читая, надо напрягать и интеллект, и фантазию.....
0 Ответить
Вопрос не в том, что интерес к чтению пропал, а в том, что в 4 года процесс запоминания идет намного тяжелее, чем в 2,5. Именно этот факт меня удивлял. А в статье нашел ответ :
"Ребенок, который учится читать до 3 лет, и тот, что учится после этого возраста, делают это принципиально по-разному. В первом случае – за счет памяти, во втором – за счет абстрактного мышления".
Надо будет перестроиться. Правда, не совсем понятно, что такое абстрактное мышление у малыша.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
То же, что и у взрослого. Умение соотнести реальный предмет и его абстрактный эквивалент - знак то бишь (букву или цифру) - это первый шаг на пути развития абстрактного мышления. Второй - оперирование этими объектами в уме без обязательной демонстрации реального эквивалента. Грубо говоря, сначала ребенок играет яблоками, потом понимает, что три яблока символично можно обозначить цифрой 3, потом ребенок понимает, что 3 - это не обязательно непременно 3 ЯБЛОКА, но три любых предмета, потом ребенок обучается, не представляя реальных предметов, оперировать уже сугубо абстрактными понятиями - т.е. числами.
Процесс сугубо поэтапный, не бывает такого, чтобы кто-то с этим родился ;)
0 Ответить
Ой, нашла чудный текст, не знаю автора - почитайте, получите удовольствие:
Отец зажал сына в угол:
- У тебя два яблока. Я одно выбросил. Сколько у тебя осталось?
Тихое скуление.
- У тебя было два яблока. Я одно порезал на куски. Сколько у
тебя осталось?
Скулеж, тычки, прижатие к стене.
- У тебя было два яблока. Я одно сожрал! ...Я сожрал одно!
Сколько у тебя осталось?
Плач, рев, удары.
- Ты держал в своих грязных руках два немытых яблока. Я вырвал
у тебя одно и сожрал. Сколько у тебя осталось?
Крик, плач:
- Папа, не надо.
- Hет, надо. У тебя было два яблока. Я у тебя вырвал и
растоптал одно! Одно из двух я растоптал ногами! Сколько у
тебя осталось?
Дрожание, вой, крики. Визг мамы:
- Оставь ребенка!
- Он идиот! Я меняю условие. У тебя было два яблока. Одно
сожрал ты! Ты сам сожрал одно!
Сколько яблок, идиот, у тебя осталось, болван?!
- А-а-а! Hе бей! Папа!
- Hикакого зоопарка! Hикаких гостей! У тебя никогда не будет
дня рождения! Весь праздник я проведу с этим идиотом. У тебя
было два яблока... Зина, у нас есть яблоки? А? Что?! Давай
морковки... У тебя было две морковки, сукин ты сын! Я отнял...
Дай... Дай, идиот... Это - арифметика. Я отнял у тебя одну и
сожрал. Вот: хря, хря... Hа! Смотри: хря, хря...
- Гриша, она немытая.
- Hичего! Пусть он видит. Я сожрал с землей одну морковку.
Сколько у тебя морковок осталось?
Всхлипывание.
- Посмотри!!! Сколько грязных морковок осталось в твоих
вонючих руках?!
- Одна-а-а!
- Правильно, сынок. А теперь возвращаемся к яблокам...
- Па-па-а-а-а!!!
- Гри-ша-а-а-а!!!
- Hе реветь! Отвечать! У тебя было два яблока...
- Гриша, умоляю.
- Hадо! Этот идиот с морковками ответил правильно. Значит,
есть надежда. Я развиваю у него абстрактное мышление... У тебя
было два яблока...
- А-а-а! Hе надо!
- Гриша, не надо!
- Hет! Или он не будет идиотом, или он не вырастет вообще! У
тебя было два яблока...
- А-а-а!
- Тишина! Весь дом молчит! Hикто не подсказывает. Я, твой
папа, отнял у тебя... одно яблоко из двух.
- А-а-а-а-а!!!
- Я, твой отец, из твоих двух яблок отнял у тебя одно... Стоп!
Молчать! У тебя было одно яблоко. Я подкрался и подарил
тебе... Hе реветь! Я подкрался сзади... Hет, я подкрался
спереди и подарил тебе второе яблоко... Сколько у тебя
осталось? Я меняю условия. У тебя вообще нет яблок, ты стоишь,
как идиот. Я незаметно подползаю и даю тебе, любимому своему
сыночку, одно яблоко. Сколько у тебя теперь яблок? Hет,
сволочь! Hет! Лучше молчи. Hичего не говори... Откуда у тебя
второе яблоко? Откуда у тебя второе? Я же тебе дал одно. Идем
сначала... Ты, мой любимый сынок, стоишь, как идиот и
смотришь... У тебя нет яблок. Вообще ничего! Ветер; "А-а-а!"
Волки: "У-у-у!" Тут я из леса выползаю. Hезаметно
подкрадываюсь. Тихо-тихо подкрадываюсь. А ты стоишь один.
Hичего у тебя нет. Ветер, волки... Тут я тихо-тихо из черного
леса подкрадываюсь. Захожу сзади... И... Ба-бах! Дарю тебе уже
два яблока.
- Папа, не надо!
- Это ты кому говоришь? У тебя же ничего не было. Я тебе дал
два яблока. Сколько у тебя теперь? Как это ты не возьмешь?!!
Лес! Зима! Ты - один и не хочешь брать яблоки? Зина, уходи...
Закрой дверь! Hикого. Ты один. Только волки воют и где-то
свистит милиционер. Тут я незаметно... Рев стал невыносимым, в
пол застучали соседи.
- Hу хорошо. Ты мне сам дал одно. Сколько у тебя осталось?
Тихий шепот:
- Одно.
- Значит, теперь у меня сколько яблок?
- Одно.
- У тебя сколько яблок?
- Одно.
- Давай их съедим.
- Давай...
- Hо яблок, нет. Жрать нечего. Это и есть абстрактное
мышление.
0 Ответить
Жва-нец-кий! Классика.
0 Ответить
О, спасибо! А то года три уже, как прочла в инете, а чей шедевр - не знала
0 Ответить
Просто в переходе мы считаем ступеньки, а книги я стала читать ей с 6-месячного возраста.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И в заголовке, и в тексте - раннее развитие имеется в виду, ведь так?
Наталья, с интересом прошлась по всем вашим статьям, приятно дополнив чтением воскресный отдых
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо
0 Ответить
Поправили, спасибо.
0 Ответить
Все разумно. Только границы разумного для каждого родителя - свои. Для иных не разум работает, а вера. Потому и готовы младенца беспощадно дрессировать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну, вера (в любом смысле) и беспощадность часто идут рука об руку, хотя, казалось бы, должно быть наоборот ;)
0 Ответить